Beats&Vibes

50 главных событий в русском рэпе: Ассаи

Часть 44. Петербургский рэпер расширяет границы своего творчества
Комментарии
0

На протяжении проекта Beats & Vibes сайт The Flow представит свое видение истории русского рэпа и вспомнит альбомы, имена и события, оказавшие на нее наибольшее влияние.



История Ассаи — это история безостановочного поиска — как духовного, так и музыкального. В русском рэпе, держащем ориентир на лирику и текст, всегда наблюдался дефицит артистов, которые бы так же смело экспериментировали с собственным звучанием и музыкальной формой.

По состоянию на 2016 год Алексей “Ассаи” Косов отдалился от жанроопределения “рэп” настолько, насколько возможно. Сравнить это можно, пожалуй, с творческим вектором Дельфина или группы 25/17. Те тоже начинали с хип-хопа, а в итоге стали сами себе жанром.

Принято считать, что музыкальная история Ассаи начинается с громкого успеха группы Krec, но это не так. В Krec он вступил “приглашенным гостем”, после того, как Fuze и Марат уже выпустили один альбом. Но с его приходом группа стала той, которую вы знаете и любите.

Выпущенная в 2004 году пластинка “Нет волшебства” навсегда впишет имена трех молодых людей с берегов Невы в историю русского рэпа. Эта музыка была абсолютно не похожей на тот хип-хоп, который поставляли Ростов и Москва. Песни про падре, резидентов больничных палат, Ольгу Петровну и мечущуюся в поисках хозяина собаку выбивали землю из-под ног и, тут не избежать банальной формулировки, затягивали слушателя в свой странный ноктюрновый мир. Битмейкер Марат сэмплировал великие джазовые записи и на коленке производил звук, который его соратники и сейчас характеризуют словом “магия”.

И Ассаи, будто росток, попавший в благодатную почву, не дожидаясь выхода коллективного “Нет волшебства”, приступает вместе с Маратом к работе над дебютным сольным альбомом, получившим название “Другие берега”.



Люди попросту не понимали, как к этим песням подступиться. Ассаи, будто наследник поэтов-символистов, обходился со словом так, как здесь было не принято. А песни его вызывали у слушателя странный релятивный эффект — их не получалось беспристрастно воспринимать на слух, безэмоционально выхватывая цепкие фразы. Будучи лишенными какой-либо конкретики и привязки к месту и времени, песни побуждали слушателя наполнить эти кодировки собственными трактовками и ассоциациями.

Ассаи: "Я помню состояние, после того как он вышел, когда он был для меня неким флагом. Я не слушал эти песни, я просто понимал, что я сказал то, что всегда хотел. Я рассказал, что было, и предсказал что будет. В нем смерть отца и ожидание рождения ребенка, любимая девушка, небо, солнце и вода".

Дальнейшая работа внутри группы Krec становится для Алексея всё менее комфортной. В 2009 году их пути расходятся.

Спустя несколько лет Ассаи так объяснит причину своего ухода: “Kitchen Records на тот момент было местом, где люди реализовывались после творческих пауз — у всех попёрло. Кухня как творческое объединение распалась примерно в тот момент, когда Артем “Fuze” Бровков подумал, что он лидер этого движения и стал это всем демонстрировать. Это был хороший урок для всех. Мы создали ажиотаж и так по-русски всё просрали”.

Помимо творческих разночтений, были и другие обстоятельства его ухода. На тот момент Алексею нужно было найти “нормальную” работу — он занялся строительством катеров. "У меня родился ребенок, и я не мог ждать гастролей по два месяца. Можно сказать, что я устроился на свою первую работу по семейным обстоятельствам, на которой в общей сложности проработал около двух лет. Работая там, где работал я, — не понять той легкости [вышедшего после ухода Ассаи альбома Krec] "Меломан" как бы сильно не хотелось".

Надо сказать, что Ассаи уходил буквально в никуда, забрав с собой сольную программу из двух альбомов, да неясные перспективы. На тот момент у него уже был собран акустический бэнд, реаранжировавший и приблизивший по звучанию песни к джазу и R&B.



Ассаи читал и под сэмплированные из классики джаза традиционные биты, и выступал с акустическим бэндом, делал вылазки на территорию экспериментальной электроники, давал специальные джаз-концерты с мини-оркестром. “Я — не резидент определенного стиля, — говорил он. — Рэп-музыка отжимает и выкидывает многих российских артистов, которые не меняются из альбома в альбом”.

Непредсказуемая реальность оказалась такова, что уже спустя полтора года дела у Ассаи пойдут даже лучше, чем у группы Krec в лучшие её времена. Алексею удаётся записать песню “Лифт” — пожалуй, наиболее успешную в его карьере. Она много недель держится в топах радиостанций и открывает новую главу в истории проекта.



Согласно официальным источникам, в период с 2009 по 2012 год Ассаи даёт 211 концертов, выпускает два EP и альбом “Ом”, после чего распускает музыкантов и уходит в эксперименты с синтетическим трип-хопом при содействии саундпродюсера Михаила Тебенькова, который по сегодняшний день бок о бок с Алексеем работает над проектом.

Вместе с Михаилом они запускают сайд-проект Погружение — но обещания о выпуске релиза дальше слов не идут и история новообразованной группы ограничится лишь клипом на песню “Неземная любовь”.



В 2013 году выходит и альбом “Задеть за мертвое” — по словам артиста, самый сильный в его карьере.

31 декабря, под занавес насыщенного концертами 2013-го, он ко всеобщему удивлению сообщает о закрытии проекта Ассаи. На страницах официальных сообществ в соцсетях появляется обращение к поклонникам:

“Ассаи всегда будет ассоциироваться с первыми двумя альбомами, так было бы правильней. Эти слова очень сильные, они влияют на людей и очень влияют на меня. Вспоминая, как были написаны эти песни… я их не могу слушать. Наступает такой момент, когда ты уже не можешь вдохнуть глубоко, нельзя больше врать себе, никак, больше нельзя эксплуатировать эти достижения, иначе тебя накажут”.

Анонсируется большой (и по количеству концертов, и по площади концертных площадок) тур “Happy End”, собравший в залах всех, желающих попрощаться с историей Ассаи. А звучащая на концертах песня с припевом “До встречи через тысячи лет” обретает совсем иной смысл.



Всё должно было закончиться 31 мая 2014 года. Это официальная дата закрытия проекта, но Ассаи подсластил пилюлю, сообщив о том, что пишет новый альбом — уже не под именем “персонажа”, а под своим настоящим — Алексей Косов. Презентации новой программы в Москве и Петербурге несколько раз сдвигаются, Алексей устраивает йога-лагеря на Байкале, а в интервью рассказывает, что все ещё пребывает в поиске звука и формы для новой программы. В итоге, чтобы в очередной раз не снимать зарезервированные концертные даты в 2015-м, он решается на реюнион, казалось бы, окончательно закрытого проекта.

Под занавес 2015 года, после концертного тура по случаю воссоединения, выходит песня Ассаи “Ищу тебя” — первая под этим именем за два года. Жутко несовременная по своей структуре и тяжелая, пять минут речитатива, но бьющая именно по тем рецепторам, которые в отсутствие Алексея Косова успели атрофироваться.

На концертах звучат и другие новинки. По-прежнему открыт вопрос о выбранной музыкальной форме, но если мы что-то и усвоили, наблюдая все эти годы за поисками Ассаи, так это то, что предугадывать его следующие шаги не стоит. Он все сделает по-своему.


comments powered by Disqus
Самое популярное за неделю
О Pharaoh, Oxxxymiron, Скриптоните, Басте и раскрутке хип-хопа в России.
Свое отношение к возможному перфомансу ведущий Versus озвучил в твиттере и прямо здесь, в комментариях на The Flow.
Айза, Баста и Ресторатор смотрят на молодых (и не только) рэперов. А потом комментируют их выступления.
Oxxxymiron в "Олимпийском", Айза там же, Влади и его любимые женщины.