Тексты
Текст: Карина Бычкова

Наш лайфстайл: как современные музыканты переосмысляют гламур нулевых

uniqe, nkeeei, Artem Shilovets, Мэйби Бэйби, OG Buda, Егор Крид, Lovv66, Toxi$ — лишь малая часть артистов, ностальгировавших по нулевым в последние годы

Один из главных хитов этого лета — песня “Гламур”, которую исполняют беларусы uniqe, nkeeei, Artem Shilovets и их музыкальный продюсер Wipo. Именно голос последнего мы слышим в припеве “Гламур, блонды / Гламур, и брюнетки / Мне неважно / Гламур — наш лайфстайл”, еще совсем недавно звучавшем из каждого второго рилза. Вместе с тем русскоязычная музыка живет гламуром уже несколько лет, а пик этого увлечения пришелся на 2023 и 2024 годы. Собрали наиболее заметные приметы ностальгии в местной музыкальной индустрии и прикинули, почему пресыщенность нулевых пришлась ко двору в современном шоу-бизнесе.


Нулевые тогда и сейчас

С 2000 года и до второй половины 2008-го в России наблюдался регулярный экономический рост, росли и цены на нефть. Именно в этот период в жизни рядовых россиян пришла относительная стабильность, а в жизнь обеспеченных — роскошь и люкс. Все это не могло не отразиться на шоу-бизнесе, и в популярную музыку проросли мотивы, связанные не просто с достатком, а с жизнью на широкую ногу.

Как замечают в восьмом выпуске подкаста «Научи меня плохому» его авторы, Александр Горбачев и Андрей Клинг, в то время никто напрямую не пел о деньгах, но все же транслировал благосостояние в клипах и визуальных образах. И именно это отличает популярную музыку “оригинальных” нулевых от ее современного переосмысления: сейчас использование эстетики гламура, как правило, связано с демонстрацией денежного превосходства. А нарочитое потребление — одна из базовых баз современной музыки: редкий рэпер удержится от хвастовства богатством, да и в остальных популярных жанрах эта тенденция неплохо прижилась.

Стоит отметить, что почти все “ностальгирующие” артисты не застали то время в сознательном возрасте и скорее всего поэтому воспроизводят нулевые в том виде, в котором их показывали по телевизору. То есть, в нарочито глянцевой и утрированной манере, далеко не всегда имевшей связь с реальностью. Ведь на самом деле, пресловутая стабильность в тот период коснулась далеко не всех и говорить о повальном обогащении, к сожалению, не приходилось.


Как артисты ностальгируют по нулевым и гламуру

Кажется, все началось в 2019 году, когда лидер Пошлой Молли Кирилл Бледный примерил на себя новый образ. Лирический герой украинской группы тогда поменялся — он перестал быть проблемным подростком с фиксацией на сексе и наркотиках и трансформировался в гламурную рок-звезду. В клипе “Мишка”, отсылающем к эпохе MTV 2000-х, Катя Кищук частично повторяет лук Бритни Спирс из нулевых. Сам же Бледный косплеит Пита Доэрти, известного не только по группам The Libertines и Babyshambles, но и алкогольной и наркотической зависимостями.



Образ гламурного саморазрушения Бледный и Элджей также воспроизвели и в клипе “Дом Периньон”. По сюжету артисты находят фотоаппарат со свидетельствами бурной ночи и смотрят снимки из клуба и лимузина: полуголые женщины в трусах со стразами, каблуки, перья, скрученные купюры.




Моргенштерн* в свой праймовый период громче остальных артистов говорил о деньгах и том образе жизни, который они ему обеспечивают. Но Алишер* не стал использовать визуальные клише из нулевых и ограничился выпуском новой версии песни DJ Smash “Волна” 2008 года, одного из главных клубных хитов эпохи гламура.




Гламурные образы отлично подходят артисткам: за счет джинсов с низкой талией, кроп-топов, крошечных сумок, страз и длинных ногтей можно незапарно и достаточно достоверно воссоздать эстетику того периода. Взять, к примеру, сниппет “Барбисайз” Доры и Мэйби Бэйби (о последней мы еще поговорим) 2021 года, в визуализации которого использован стиль нулевых. “Бомба пушка раскладушка” — гласит комментарий под видео, оставленный официальным аккаунтом группы Френдзона, в составе которой тогда еще была Мэйби Бэйби.




Спустя пару лет после первых опытов Моргена* переделывать треки, под которые в нулевые рвались танцполы, начали многие артисты. Кто-то, как Lil Krystalll, взялся только за саму песню того времени (“Я буду” 5sta Family), а кто-то, как Молодой Платон, не только переработал хит нулевых (“Часики” Валерии), но и ввел в клип и атрибуты гламурной эпохи: роскошные машины, меха и блестки. Также в этом видео есть отсылка к клипу Руки Вверх "Он тебя целует" 2002 года — в кадрах с зеркалом.






Вайбы нулевых транслируют не только с помощью глянцевых образов. Взять, к примеру, Lovv66 в клипе "Samaya Pervaya": в видео, либо снятом на камеру того времени, либо стилизованныом под такую съемку, артист появляется с телефоном со стразами и на машине с аэрографией. Вместе с тем Lovv66 танцует тектоник, чей пик популярности пришелся на 2005-2007 годы.




В ту же степь — модной дискотеки времен миллениума — и его клип "Не забывай меня", совместный с Feduk. “Сильные вайбы группы Русский размер” — писали мы про это видео. В момент выхода артисты еще и напечатали сингл на диске.




К более нарочитым примерам: в сентябре 2023-го uniqe, nkeeei, Artem Shilovets выпустили альбом “2007, Ч. 1”, полностью построенный на ностальгии по реалиям и звуку гламурных нулевых, с соответствующими тэгами: секс, Москва, клубы, бикини, розовые каблуки, “Лед в моем стакане, я врубаю Ice Cube”.




А позже, в октябре того же года, Thrill Pill и Toxi$ вернули нулевые в "Клубняке". Видео начинается с характерного джингла “Hello Moto” и стилизовано под клипы с голосованием по СМС, которые крутили по ТВ. Thrill Pill тут не только пользуется моторолой, но и вместе с Toxi$ появляется на обложке журнала Clubnyak Mag, а также танцует в окружении девушек, одетых по моде Y2K.




2024-й также начался с ностальгии: OG Buda и Егор Крид переработали песню группы Банда "Плачут небеса", использовав сэмпл R'n'B-хита двадцатилетней давности. Вместе с тем оригинальный трек дал большой буст карьере Тимати, одного из главных героев глянцевой Москвы.




В зимнем клипе Dead Blonde "Снег растаял на плечах" артистка совмещает сразу две эстетики — Slavic Girl (шубы, меховые шапки) и гламурных нулевых (массивные украшения со стразами, пластиковые очки, лимузин). И все это под красное диско!




Ностальгия по нулевым — международный тренд, и клип Lovv66, снятый с группой Cult Shotta из Сиднея и чилийцем TanBoyMiguel тому подтверждение. Артисты выпустили трек "Everytime We Fvck" — кавер на хит 2006 года группы Cascada "Everytime We Touch".




В апреле у Мэйби Бэйби вышел клип "Москоу Невер Слипс" — квинтэссенция того, о чем мы говорили до этого. В видео артистка тусуется в клубе и высовывается в люк авто, а сам трек называется так же, как хит DJ Smash "Moscow Never Sleeps" 2008-го.




Вообще, Мэйби Бэйби чуть ли не активнее всех использует гламур в своих образах.










А вот еще одна попытка получить хайп на ностальгии: Инстасамка экранизировала свою версию песни Кати Лель “Мой мармеладный”. В конце 2023-го хит 2003-го обрел второе рождение и завирусился по всему миру. На протяжении своей карьеры Дарья Зотеева не меньше Моргенштерна* говорила в треках про богатство, да и в этом клипе она буквально сидит на горе денег в очках по моде нулевых.




Инстасамка и гламур — вещи в целом хорошо совместимые.










Беларусское трио Uniqe, Nkeeei, Artem Shilovets дропают еще один альбом, который воспевает золотую эпоху арэнби-клубов — "Glamour”. Именно на нем выпущен хит “Гламур”, звучавший этим летом почти из каждого телефона.




Напоследок — опять Мэйби Бэйби — на этот раз вместе с Kill Eva. В клипе на совместный сингл "Popstars" артистки появляются в одежде по клубной моде нулевых, сверкают украшениями и танцуют с телефонами-раскладушками в руках.




До конца 2024-го еще несколько месяцев — будем ждать новых находок на этом поле.

*Минюст РФ считает его иноагентом

Песни фанатов и хейтеров нового рэпа
Квадроберы, смерть Rich Homie Quan и немного философии
После трагической потери Честера Беннингтона группа пошла по пути Alice in Chains
"Не забывай свои корни, но помни: есть вещи на порядок выше"