Рецензии
Текст: Андрей Недашковский

Рецензия: Рем Дигга "Черника и Циклоп"

Насколько хорошо удался рэперу из Гуково сиквел его "лирического" альбома

Первая “Черника” была альбомом той категории, которые не только разграничивают армию фанатов, но и делят карьеру на “до” и “после”. В андеграунд-рэпе (а гуковчанин Дигга определенно является одним из его флагманов) не принято писать настолько выбивающиеся из привычно смурной и депрессивной тематики альбомы — романтичные, летящие, чуть ли не танцевальные. Это похоже на историю с альбомом “808s & Heartbreak”, вызывавшим такие же полярные мнения среди поклонников Канье. Неслыханное дело: как герой Марии Семеновой, рэпер, прежде известный своим взрывным “крокодильим” стилем, на этой пластинке “спрятал клыки, улёгся у ног и тихонько притронулся к детской щеке”.

О том, насколько искренним был порыв Дигги, говорит хотя бы тот факт, что портрет музы рэпера украшал обложку альбома. Прямой и даже в чем-то обезоруживающий подход.

“Черника и Циклоп” начинается там, где закончилась первая часть — со встречи с таинственной незнакомкой на индийском побережье: “Я её встретил в поле желтом по дороге на Восток, попадались до нее мне лишь киборги напостой... Она стояла средь цветов, что цветут лишь в сотни лет. Она сама была такой, таких, наверно, больше нет”.



Рем Дигга никогда не скрывал интерес к восточной экзотике и сказкам “1001 ночи”, а на первой “Чернике” даже нарекал себя “Синдбадом”. Тут эти экзотические мотивы занимают центральное место. “Ко мне приходит джинн и велит написать о любви”, — произносит он в “Дон Стап”, а уже спустя несколько песен выступает от имени Геракла, который, исполнив 12 подвигов, переходит к исполнению последнего, — и самого волнительного, — зовёт любимую в жены. “К вашим услугам, мисс, бравый душевный паря. Дайте свой пальчик, и пусть нам вечность счастье дарит”, — слишком простецки, правда? Зато до этого он весь куплет строит на перечислении предыдущих свершений — там и про яблоки гесперид, и про коней Диомеда с морским драконом.

Сюжет и настроение первой части получили развитие, но не ждите от “ЧиЦ” связной истории — тут скорее целая подшивка более-менее традиционных любовных сюжетов. В одном он расскажет о провинциалке-красавице, уехавшей покорять столицу, но оставившей позади любимого. В другой — про бывшую, которая ушла — и хорошо, что ушла. В третьей — зарифмует письмо матери. Складывается ощущение, что рэпер на протяжении долгого времени складировал для альбома сюжеты, которым попросту не находилось места на других его альбомах (хотя и там великолепные баллады встречались — ну да вы сами знаете).

Но одной теме, всё же, Рем Дигга посвящает внимания больше, чем остальным — и это любовь во время войны. Главным образом, солдата на фронте и ждущей его дома девушки. Те, кто слышал, какие Дигга писал песни на тему такого близкого к его периферийному городку конфликта (взять “На Юг”, взять “Шалава-война”), понимают, какую однозначную позицию занимает рэпер относительно противоборствующих сил. “Демоны” — вот, как он называл тех, кого считал врагами. Песни “Черники и Циклопа” скорее очеловечивают обе стороны конфликта, вновь делают из них (почему “них”? нас!) не “демонов”, но людей.

В плане звучания “ЧиЦ” — это что-то среднее между первой “Черникой” и прочими дисками Дигги, где никогда не наблюдалось погони за новомодным звучанием. Много минорного джаза (“Бывшая” звучит как Krec в лучшие годы), саксофонные партии, игра голосом: Рома где-то поёт, где-то всхлипывает, рычит. Но есть и агрессивные, канонадой бьющие номера (“Дикарь” — пожалуй, лучшая песня альбома). Из-за такого внутреннего диссонанса, когда есть и сладкие баллады, и отчаянные боевики, где даже не читают, а выкрикивают: “Очередь по пидорасам!”, этот альбом для Дигги по эмоциональнй палитре напоминает возвращение солдата из военного котла домой. Измученного, раздираемого внутренней войной и неадаптированного к миру. Сказать, что “ЧиЦ” фиксирует нерв времени, в котором мы живём — ничего не сказать. Он его раскаленными тисками сжимает.

Если же сбавить весь этот эмо-настрой и подойти к темам альбома с чисто математической стороны, то видно, что исходя из сюжетов песен, любовь чаще дарит страдания, чем наоборот. А разве в жизни всё не так?

Вот вам ещё одно доказательство, что андеграунд-рэп — это самая, сука, правдивая музыка в мире.



50 ГЛАВНЫХ СОБЫТИЙ В РУССКОМ РЭПЕ: РЕМ ДИГГА

Обсуждаем крупнейший биф за последнее время, конфликт Платины с “ВКонтакте” и новый релиз Toxi$
Конфликты, неожиданные встречи и Vacio против рэпа
Нацитировали новую Вписку