Рецензии

Рецензия: Noize MC "Hard Reboot"

Разбираем пятый по счету альбом Noize MC, на котором много гитар, удачных образов и хороших песен.
Комментарии
0

Николай Редькин

На альбоме “Hard Reboot” есть песня, написанная от лица падающего на землю и тут же сгорающего метеорита. Песня про слепого снайпера. Песня про человека, который бежит по эскалатору не в ту сторону. “Hard Reboot” — это альбом, нашпигованный метафорами. Метафора всегда была любимым инструментом Noize MC (см. “Мое море”), здесь же образность прямо шкалит.

Чего там нет? Того, чем грешили последние работы Noize MC: назидательности, мелкотемья, избыточного внимания к социалке. И еще нет хип-хопа. В смысле следования каким-то жанровым канонам. Это яростный тяжелый рок, пластинка-оммаж поколению, у которого отобрали его 2007-й, косые челки и телеканал A-One. Только на десять порядков талантливее и умнее любой записи того времени.

Пластинка, с одной стороны, получилась очень детской, выпускающей на волю своего внутреннего подростка. А с другой — темы-то тут поднимаются совсем не подростковые. Прямо в середине притаилась песня “Сохрани мою речь”, написанная для фильма про жену поэта Мандельштама — и вот это действительно хард ребут. Тексты такого уровня в русском рэпе появляются, наверное, раз в десятилетие. 


Андрей Никитин

18-летний панк внутри меня, тот самый, который корябал авторучкой на парте слово Nirvana; тот, кто мешает мне жить как все нормальные люди, — подпевает этим песням, закрыв глаза. Мне здесь нравится вообще все. Вот вообще.

Нравится, что есть много треков, которые непонятны с наскока, но раскрываются со временем. Что нет “смищных” песен про “у тебя критические дни” и “кури бамбук”, которые веселили абсолютно всех, одного меня заставляя грустно нудеть. Что он одновременно и злой, и сентиментальный, и человечный.

Это альбом, для тех кому нравятся Noize образца песен “Вселенная бесконечна”, “На Марсе классно”, “Выдыхай” и, скажем, “Кантемировская”. Новые песни — либо очень классные, либо просто хорошие. Но если выделять только одну, то я бы отметил, как в “абв&эюя” тезис “рэп — это новая поэзия” поставлен на колени несколькими строчками Веры Полозковой, которая показывает, что такое, вообще-то, есть поэзия; а рэп — это старое пиздобольство, увы. И это не единственная подобная неожиданность: вряд ли кто думал, что стихи Мандельштама, написанные сотню лет назад, способны стать удачным припевом для популярной песни (“Сохрани мою речь”).

Нужно отметить, что эта музыка кажется очень мейнстримовой и даже, oh no, старомодной. Пионерные разработки происходят в каких-то других областях. А это звук в лучшем случае настоящего, а то и прошлого. Что не делает его менее ценным для меня.

И последнее: я не очень понимаю, глубоко это или поверхностно; я сам поверхностный, вот в чем дело, — но вы в этом разберетесь, не так ли? Мне “Hard Reboot” кажется очень долгоиграющим, его можно слушать продолжительное время и постоянно выискивать что-то незамеченное ранее. Этим я, пожалуй, и займусь.

И, да, — верните Тетерина!


Андрей Недашковский

А я вот Кобейна никогда не слушал. И патлами длинными у сцены под гитарный скрежет не тряс. В общем скучным подростком был. Но из-за этого альбома я даже жалею, что все это пережить не удалось. Мне, может, и не близка такая музыка, я не буду ее часто переслушивать, но в целом от релиза в восторге.

Кажется, мы стали забывать, какими должны быть альбомы. Это не разбухшие EP и не сборники. Пластинка должна быть некой историей, срезом прожитого артистом времени, превращенным в слова и мелодии. “Hard Reboot” — вот из таких. Это высказывание, единая большая работа с четко прослеживаемым лейтмотивом и даже моралью.

Иван никогда здесь не работает в лоб — говорит о личном, но прячет-прячет-прячет это под метафорами, образами, намеками. Слушатель будто загадки решает, подмечает какие-то общие темы, сводит их воедино, ищет ответы. Тааак, вот Noize MC поет про реинкарнацию, а потом — про “hard reboot”. Это же очень созвучно, да? Есть песни про социум, про сложности жизни в мегаполисе, про смерть. Много про смерть.

Но по факту, альбом этот — о… силе слова. О том, как это слово может стеной разделить людей или же соединить их навсегда. Этому тут посвящено сразу 4 песни. И тема обыгрывается со всех возможных ракурсов, но заканчивается все тихо и грустно: мама умирает, а главные слова ей так и не высказаны.

В интервью Иван говорил, что альбом — это попытка осмыслить эту потерю. Посвященная ей песня “М” — это крик в ночи и просто самый страшный эпизод пластинки, шокирующий буквальностью и обдающий холодом больничного кафеля. Это даже страшнее песни о слепом снайпере, убивающем людей на площади (да, тут есть и такая, но эй, помните, это в первую очередь, ме-та-фо-ра).

При всем вышеописанном, пластинка звучит вовсе не заумно или нудно. “Hard Reboot” — это рок свободного человека, тут полно хитовых припевов, а песни вроде “Сгораю” и “Ne2Da” расшевелят и самые большие концертные площадки. И на одном из этих концертов я обязательно растрясу, пускай и не очень длинными, но патлами. Что тут скажешь? Реинкарнация — великая вещь!


Леша Горбаш

А я рос на песнях молодого Noize MC. Поэтому сильно расстраивался, слушая предыдущие два альбома – из них пропала острота, метафоры стали натужными, а социалка всё навязчивее. Так вот, “Hard Reboot” выигрывает у “Нового” и “Неразберихи” в одну калитку, не напрягаясь. Хотя бы благодаря “Сохрани мою речь”. Не вспомню, когда у Noize MC последний раз была песня такого уровня. Она не претендует на масштабность “Выдыхай” и “Моё море”, а метит уже куда-то выше – это вообще-то называется творческий рост. Которого в творчестве Ивана уже пару лет как не проглядывалось.

При всём этом: песнях про снайперов и падающий метеорит, вопросах о жизни и смерти, Noize MC продолжает делать музыку подросткового протеста. Делать его классно, со знанием дела. Так, что припевы въедаются в голову. Круто, что в этот раз мимо альбома не пройдут и люди постарше. Некруто, что достойные альбомы Noize MC записывает в соотношении один к трём.

И да, песня “Hard Reboot” — не первая англоязычная у Noize MC. Но пожалуйста, пусть она будет последней.


Руслан Муннибаев

Мой внутренний панк, тот, что носил футболку с лицом Кобейна с обложки металлического журнала Kerrang и ставил кассету с “Unplugged in New York” засыпая, в надежде за ночь запомнить слова всех песен, давно умер. Если заиграет любая песня из первых двух альбомов Дельфина (а особенно Дубового Гаайя, из которого, как мне кажется, наполовину и вышел Noize MC), я легко вспомню текст, но уже никогда по своей воле не включу их. Достаточно.
А вот Иван, вероятно, ставит эти песни сам. Он не остался в начале двухтысячных, он их взял с собой. Оттуда специфическое чувство юмора, оттуда такие разные темы для песен, оттуда повышенное внимание к внутренним переживаниям, которых обычно не встретишь у отца двух детей, уверенно стоящего на ногах хоть на сцене стадиона, хоть в волгоградской каталажке.

Редакция поставила меня перед сложной задачей — отрецензировать альбом, который по настроению записан полторы декады назад. Записан и сыгран мастерски, сочинен еще лучше — я бы тогда с ума сошел от “Фарыфуры”, “Сохрани мою речь” и “абв&эюя”, “Говорящие головы”, да и сейчас повторяю “бла-бла-бла”. И все-таки есть что-то странное в том, что популярнейший рэп/рок артист на протяжении уже нескольких альбомов старательно реконструирует прошлое.



comments powered by Disqus
Самое популярное за неделю
Еще несколько выводов про баттл, который все ругают, но смотрят.
Мы посмотрели главный баттл последнего времени — и постарались выделить самое важное.
Face говорит, что Ленин — гриб. Obladaet отказывается от миллиона за фит. Jubilee вспоминает, как был избит на День Валентина. Ну и все обсуждают какой-то там баттл.
Самый ожидаемый баттл года? Похоже на то. Лучший баттл года? Не факт.