Рецензии
Текст: Николай Редькин, Андрей Недашковский
Фото: Олег Косач, Андрей Крымовский

Рецензия: Каспийский Груз "the Брутто" / "the ВесЪ"

Новый альбом Каспийского Груза разделен на две пластинки, каждая от одного участника группы. Наших рецензий тоже две.
Комментарии
0





Николай Редькин — про альбом “the Брутто”

Год назад Каспйский Груз доказали, что они не группа одной специализации, Те, кто ожидал, что Брутто и ВесЪ будут слагать свои бандитские истории, пока окончательно не выработают эту жилу, были посрамлены. На альбоме “Сторона А / сторона Б” они рассказывали про жен и любовниц, неловкие встречи с бывшими и семейные неурядицы — и это увлекало еще сильнее, чем криминальный рэп. Если помните, по итогам года тот альбом был в десятке самых продаваемых, из рэперов выше стояли только Баста со Смоки Мо.

Куда дальше, казалось бы? А потом вышел “the Брутто” — и стало понятно: есть куда.

Мне нравится универсальность этого альбома, который оставляет поклонникам альбома “Пиджакикостюмы” все, что они любят в группе, но при этом привлекает новых, которым важно не только хлесткое слово, но и постоянные инновации в звуке. В русском рэпе есть глагол “переобуться”, который обычно употребляют в несколько презрительном смысле — подразумевается, что артист не имеет собственного стержня, а идет на поводу у изменчивой и капризнй моды. Так вот: история с “the Брутто” вовсе не про переобувку, а про то, как не изменив себе, последовательно перейти на новую ступень.

Не могу сказать наверняка, но попробую угадать, что происходит это от того, что сам Брутто — большой меломан, который послушал и пропустил через себя всю новую школу рэпа (я наблюдаю это сам, будучи подписан на его страницу Вконтакте, куда репостится и новый Drake, и J.Cole, и все, что вы только можете себе представить). Мне это понятно и приятно, я сам такой же.

Здесь все сделано со знанием и пониманием матчасти: песни здорово пропеваются и качают, хуки заседают в голове надолго, а биты звучат очень фирмово: можно посмотреть в кредитсы альбома и удивиться тому, что большинство из них Брутто написал сам, а не отдал на аутсорсинг. О его способности двумя строчками полностью раскрыть своего персонажа говорить не буду — иначе возникнет соблазн исписать цитатами половину текста, но после строчки про Эгейское море вопрос лучшего панчлайна года для меня уже не актуален.

Ему в равной степени удается все: и песня, от которой встрепенутся девочки (“Guantanamera”), и ловкий сторителлинг (“Мани-мани” — хотя тут, справедливости ради, заслуга их идеальной с ВесЪ’ом химии), и нагружающий сабвуферы мрачный атлантский саунд (“Чуб ICE”), и блатная романтика (“По ресторанам”), и трогательная история о самом грустном свидании (“Стрелки”). Мы часто пробуем навесить на самых разных артистов титул побратима кого-то из американских рэперов (“Yanix — русский Tyga”, “ЛСП — отечественный Future” и так далее), их это предсказуемо бесит. На Брутто ничего такого не навесишь. Потому что в его песнях Travi$ Scott, Drake и другие встречаются с Кругом и Набиевым — и говорят с ними пусть не на одном языке, но уж точно как равные с равными.

“the Брутто” — это атлантский стрип-бар во владимирском централе; Трэвис Скотт с певцом Русланом Набиевым за накрытой в ресторане поляной; молли, запитая стопарем водки — короче, та чудесная вселенная, которую когда-то пытался изобразить юмористический паблик Nigga Facts, только и без тени юмора. Наоборот — сильнее всего здесь привлекает крайне серьезный подход к делу.













Андрей Недашковский — про альбом “the ВесЪ”

Затея “вместо нового альбома группы выпустить два сольника её участников” дала свои всходы: релизы “the Брутто” и “the ВесЪ” получились контрастными насколько это вообще возможно. Там, где Брутто берёт трогательным выписыванием персонажей и их жизненных обстоятельств, ВесЪ центрируется на работе со словом. Главным образом, он конструирует куплеты при помощи коротких остроумных противопоставлений: произносит строчку о том, что всё хорошо, но за ней тут же прилетает фраза-добивка, переворачивающая всё с ног на голову. Вот лишь пара примеров: “И когда кто-то меня будет на руках таскать, поверх ебла будет прибита доска”, “Меня учил папа, папа меня учил: хочешь чтобы не нашли — глубоко копай”. Весь альбом будто соткан из контрастов — и не только в плане стилистики изложения (“Твоя музыка белая, как у Клинтона Блэка. Наша музыка черная, как у Барри Уайта” — простите за громадьё цитат, удачных тут действительно очень много), но и нарратива.

ВесЪ работает с мелкой формой, строчками-флипами, тогда как напарник больше внимания уделяет драматургии. На групповых альбомах эта особенность не так бросалась в глаза. Проще говоря, выпущенный Брутто материал имеет все шансы заинтересовать широкие массы: он романтичен, универсален (хотя бы из-за припевов Набиева и Трофимова). “the ВесЪ” же понравится, в первую очередь, хардкорному слушателю, который, получая песни вроде “Город невест” или “18+”, бушевал в сообществе дуэта Вконтакте, требуя: “Верните старый Каспий!”

По части продакшна ВесЪ тут показывает настоящий мастеркласс: песни с сэмплами из старых советских мелодрам и по-ньюйоркски оркестровый хип-хоп перемежается с синтетическими битами на 808-х, а те — с этническими арабскими мотивами. Показательно, что участники группы, которую комментаторы часто беспричинно обвиняют в несоответствии звуковым трендам, их в своей музыке применяют чуть ли не аккуратнее всех впередсмотрящих новичков. Читать даблтаймом? — Да пожалуйста! Автотюн? — Точечно, но к месту!

Если попытаться сформулировать главный вопрос альбома, поднимаемый автором, то звучать он будет как-то так: “Может ли индивид сохранить человечность в стае волков?” Опять противопоставление! Автор сам же не раз и не два даст ответ — и вы можете предугадать, насколько оптимистичным тот окажется (“Дня три как поменять многое в жизни желал. Но настолько всё хуево тут, что даже съебался Жерар”). Это тяжелая пластинка, тут ВесЪ, в отличие от сценариста-Брутто, чаще транслирует собственные же эмоции. Его герой импульсивен и порывист, его голос — усталый и сиплый. Такого в фильмах Скорсезе скорее отыгрывал бы Джо Пеши, нежели Де Ниро, — с соответствующим для героя исходом.

Кстати, о финале. Песня “Как Кобейн” — отрезвляющий ответ всем, кто воспринимал группу Каспийский Груз не как бытописателей, а как пропагандистов бандитского лайфстайла. Тут ВесЪ наглядно показывает, как опускаются кулисы в жизни сорвиголов, переступающих через всех и вся. Формулируется и чёткая мораль, но есть подозрение, что фасад истории о беспринципном и ненаказуемом антигерое обойдут единицы.

При всех сильных сторонах ВесЪ’а как автора, впервые на моей памяти лучшим куплетом на релизе Каспийского Груза стало камео приглашенного артиста. Slim просто криминально хорош, упаковывая в пару строчек перлы про шмонающего мусора в охуительных штанах и губернатора, выводящего коксом слово “Русь”. Это выступление достойное лучших вещей Шила из Кровостока: ядовито, провокационно и невероятно фактурно.

Одни из самых любимых мною цитат на альбоме посвящены людям в погонах. Ну а что, закономерно, учитывая тематику песен Каспийского Груза. ВесЪ над представителями структур подшучивает и находит такие созвучия, которые отныне будут приходить на язык при контактировании со стражами правопорядка, но не дай бог такие произнести вслух. “Ко мне постучат те, кто на форму больше звезд хотят. Эти суки топят, как хотят. Топят как котят” — это раз. “Полицаи, каждый снес бы пол-лица им” — это два. Такая экспрессия со стороны Анара очень понятна. Мы же здесь говорим о человеке, почти на год экстрадированном из страны в результате ошибки миграционного режима. Подумаешь, ну накипело.



comments powered by Disqus
Самое популярное за неделю
“Оксимирон использует рэп, чтобы запустить дискуссию о современной российской культуре” — считает автор материала
"Этот бит я у тебя сп*здил, так же как и ты у меня сп*здил полляма".
Хитмейкер из Казахстана не только даст интервью, но и научит ведущего писать музыку.