Рецензии
Текст: Андрей Недашковский

Рецензия: Грот "Земляне"

Почему этот альбом группы Грот — неожиданный и совсем не похожий на то, что она делала раньше
Комментарии
0

Если изначально переход омской группы Грот под крыло лейбла Respect Production не казался таким уж очевидным шагом, то сейчас, после выхода альбома "Земляне", напрашивается вывод, что иначе и быть не могло. Из всего многообразия релизов, которыми русский рэп радовал в этом году, сравнить новую пластинку дуэта получается именно с альбомом Влади. Обе эти работы — взрослые высказывания, затрагивающие философские и социально-исторические темы, о которых, как правило, пишут не рэп, а большие и скучные книжки. Дмитрий и Виталий из группы Грот с лидером Касты, что называется, на одной волне. И уже одного этого абзаца достаточно, чтобы читатель понял, про него ли эта история.

"Земляне" — очень требовательный к слушателю альбом. Хотя, если вы знакомы с ранними записями Грота, то должны уже были усвоить, что слабакам с ними вообще не по пути. Строка ложится к строке, щедрая на символы риторика и вопросы сыплются на слушателя в изобилии, а рука все тянется к кнопке паузы, чтобы посмаковать особенно удачные двустишия. Отвлекся на минуту, пропустил часть куплета — считай, песня прошла мимо. Здесь нет пустот, каждая строка на своем месте, каждый куплет оправдан.

Возможно, этим песням не хватало бы воздуха и легкости, если бы не музыка авторства Diamond Style, одной из ключевых отечественных битмейкинг-команд, работающей, как правило, в более развлекательной нише мейнстрим-рэпа. Sasha Jf (делавший звук все на том же альбоме Влади) и Ко превратили непросто усваиваемые монологи Грота в торжественные и духоподъёмные песни. Это взаимовыгодная комбинация и попросту очень удачный союз: без таких партий флейты и электрогитары песни были бы лишены присущего им сейчас изящества, без рулад футуристических синтезаторов и 808-ых не было бы такого грува, без вокальных вставок, напоминающих группу Odesza, испарилась бы атмосфера причастности к таинству.





Диск "Земляне" — весомый аргумент против тех, кто обвиняет (часто — по делу) рэп в мелкотемье и эскапизме. Этот альбом — о смене поколений и мироустройстве, о нравственности и благородных человеческих качествах, о будущем планеты. Будь я классным ботаном, здесь стоило бы провести параллели с работами каких-то философов и социологов, но я, к сожалению, ботан не классный. Вместе с тем, Грот не дистанцируются от новостной повестки и происходящего вокруг, умудряясь колко и болезненно говорить о том, о чем другие молчат:

"Попробуй успокойся, попробуй себя уйми, взорванный автобус с лежащими рядом людьми.
Журналист уводит камеру, глаза солью, телевизор бормочет на фоне большого застолья...
Как-то дико выглядит и грязненько, что подобные сюжеты больше не мешают праздникам".


Сейчас будет громкое сравнение, но по части транслируемых смыслов и идей, получается сопоставить "Землян" с пеплумом Кендрика Ламара "To Pimp a Butterfly". Не в том, конечно, смысле, что альбом Грота дает понять, как себя чувствует афроамериканец в обамовской Америке. Я о теме поиска внутренней гармонии и примирения с собой как отдельно взятого индивида, так и целой нации (курьезное совпадение, но в первой же песне "Землян" есть строчка: "Они даже бабочек судят за то, что бабочки предали кокон").

При всей тяжеловесности тематик, к альбому почему-то хочется возвращаться снова. Он не утомляет, хотя, наверно, должен бы. Я для себя причину этого сформулировал просто: он вселяет веру в то, что мир действительно можно изменить к лучшему. Для этого, правда, придется начать с себя, — потому в говне и войне, как пелевинские урки, и живем. Но дюжина песен вселяет надежду, что происходящее вокруг — всего лишь фаза, период, не константа. Читай, дальше будет лучше. Или говоря цитатой с альбома: "Из эгоистов родятся люди планеты". Звучу я сейчас, вероятно, будто сектант, но поверьте: альбом очень убедительно и вдохновляюще написан.

Можно заметить, что почти в каждой песне "Землян" в том или ином виде упоминается ребенок. Обложка, опять же. Мне она напоминает финал кубриковской "Одиссеи 2001", где младенец в скафандре символизировал незрелость человечества как вида и неготовность его к контакту с внеземным. Ребенок как идея. Как бескрайнее поле для развития, возможностей и обновления. Можно сказать, что за последние пару лет обновился и творческий курс группы Грот. Раньше она предлагала простые ответы, сейчас же ставит непростые вопросы. Слышал, людям это в целом свойственно.

Показательно также, что и Влади, в отличие от себя 15 лет назад, в гостевом куплете уже не утверждает, а спрашивает: "Куда надо смотреть?".








comments powered by Disqus
Самое популярное за неделю
“Оксимирон использует рэп, чтобы запустить дискуссию о современной российской культуре” — считает автор материала
"Этот бит я у тебя сп*здил, так же как и ты у меня сп*здил полляма".
Хитмейкер из Казахстана не только даст интервью, но и научит ведущего писать музыку.