Рецензии

Рецензия: FKA twigs "LP1"

По названию этой пластинки мы запомним 2014 год. И вот почему

Текст: Андрей Недашковский

Кто это?

После обстоятельнейшего материала Леши Горбаша не считаю нужным на этом пункте останавливаться подробно. Если вкратце, twigs — бывшая танцовщица, мелькавшая в клипах Jessie J и Ed Sheeran, которая в 2012 году решила стать певицей. Ее дебютный клип "Hide" публиковал в своем блоге Jamie xx. Ее дебютный EP пресса расхваливала на все лады. Тут же подсуетился и ключевой британский лейбл Young Turks, подписавший певицу. А теперь twigs выпустила альбом, который мы чуть ли не всей редакцией силимся выключить вот уже неделю со дня выхода — и все никак.

На днях об FKA twigs уже была большая статья. Зачем снова о ней писать?

Потому что это резонансная пластинка, по названию которой этот год и будут вспоминать. Потому что более интригующей и самобытной звезды в R&B-жанре не зажигалось уже очень давно. Да и просто — потому что это дико крутой/стильный/ни на что не похожий альбом.

Ненужная аналогия

Для нового R&B и трип-хопа "LP1" звучит настолько же смело и нетривиально, как для хип-хопа — "Yeezus".

Что в этой FKA twigs такого особенного?

Таких как FKA twigs называют "the whole package". Не сразу и скажешь, что для нее важнее: музыка, пластичные выступления или же зацикленные тревожные видео.

Посмотрите, как она выступает. Это ближе к бурлеску и эротическому шоу.

И гляньте, какие клипы снимает. Такое запросто можно ставить, например, в галереях современного искусства.

Она интересная, в первую очередь, как своебразный арт-проект. И по рецепторам бьет, что логично, сильнее всего в комбинации всех этих способов воздействия на слушателя-зрителя.

Как описать пластинку одним словом?

Секс.

А чем этот секс отличается от того, что в песнях у Beyonce и Ciara?

Скажем так, тяжело представить, чтобы музыка Beyonce играла в каких-нибудь БДСМ-клубах (хотя с выходом фильма "50 оттенков серого" это может измениться). А вот twigs в такой антураж впишется запросто.

Ее R&B — это интим не из разряда "drunk in love — put a ring on it", а почти что какой-то извращенный. Никакой слащавости. "Я раздвигаю бедра, вдыхай меня" — атакует twigs оробевшего слушателя. "Что если я немножко тебя укушу, перед тем как сосать? Ты не очень твердый, так что все будет ок" — шепчет она, а офигеваю я. Такое, знаете ли, обезоруживает. И да, надо признаться: альбом никакой другой женщины так не заводил.

Цитата альбома

Он стартует двухминутной "Preface", где twigs рефреном повторяет лишь одну фразу: "Я потеряла любовника, и потому трогаю сама себя".

И как же эта странность звучит?

Вот тут начинается самое интересное. "LP1" звучит, как бы лучше выразиться, неправильно. Нелогично. Дефективно. Будто twigs загнала все биты на поломанный винчестер и извлекла их уже вовсю забагованными. Ритм плавает, мелодия тонет в фоновых абстракциях, музыка захлебывается от всхлипов одинокой звуковой платы.

Назвав ее выше "арт-объектом" я вспомнил, как в одной галерее наблюдал экспозицию, состоящую из нескольких старых струнных принтеров. Объясняю: эти принтеры в реальном времени управлялись ботом, отправляющим на каждое из устройств случайный текст, печатая который, железо аритмически гудело, кряхтело, скулило. Слушать это было невозможно, но очень интересно: простейшая машина играет музыку, представляете? Так вот, первые десять секунд песни "Lights On" — это практически тот самый концерт принтеров. Потом к этим звукам присоединяются едва уловимые мелодия и шумовая перкуссия — такие же малопонятные, неожиданные, по-бёриаловски тревожные.

Противостояние живого и трепетного вокала с обезумевшей холодной машиной — вот что такое "LP1". Хотя, никакое это не противостояние. Скорее, безостановочная безжалостная оргия.

Возможно, человека неподготовленная такая музыка оттолкнет. Но если вы, например, в свое время слушали Aphex Twin или Bjork — вот вам новая любимая пластинка (еще вокал twigs немножко напоминает Анжелику Варум, но с ее музыкой сходства тут точно нет).

Интереснее становится, когда узнаешь, что за команда накручивала артистке такой звук. Тут и хип-хоповые Clams Casino с Emile, и продюсер Arca, помогавший Канье на "Yeezus", и автор лучшей ретро-арэнбишечки прошлого года Blood Orange, и Пол Эпворт, человек, превративший Adele в главную поп-звезду десятилетия. Серьезно, в общем, за нашу героиню взялись.

Какие песни слушать в первую очередь?

Все. Реально все. Альбом монолитен, как плата звуковой карты. Желание же выделить какую-то отдельную песню обнажает главный недочет артистки twigs. Альбом целиком звучит очень увлекательно и выдержанно, но вот выдели из него какую-то одну песню — и эффект уже будет в разы слабее. Ее пока при всем желании не получится назвать хитмейкером — не умеет она написать такую фразу, чтобы в груди спёрло. Но вы точно заерзаете на месте, когда она начнет свои строчки стонать или злобно цедить. Тут запоминаются вовсе не слова, а эмоции, с которыми они произносятся — что, в общем-то, совсем не плохо.

А что тогда плохо?

"Надоело! Долой! — сокрушался в рабочем чате коллега Муннибаев. — Все мурлыкать стали, петь бы лучше поучились!" И возразить ему, в общем-то, нечего. Как вокалистка twigs еще очень и очень слаба. Я понимаю, что это последствия такого образа, но все песни twigs исполняет в одной манере и чуть ли не в одной тональности. На прошлых EP это не сильно бросалось в глаза, а вот за 40 минут альбома ее полушепот-полустон порядком наскучивает. Эмоциям недостает мощного выхода, какой-то высшей точки, вспышки.

А еще на этом альбоме не хватило ее личных историй. Не секс-ролевок с переодеванием в рабыню, госпожу, вампиршу или гейшу, а историй девушки Таллии Барнетт, скрывающейся за псевдонимом FKA Twigs. Именно что "скрывающейся" — весь альбом она будто маски меняет. А ведь ей очевидно есть, о чем рассказать: за несколько лет она пережила столь резкое перевоплощение и явно смогла рассмотреть мир шоу-биза под разными углами. В финале песни "Video Girl" она пропевает: "Я больше не знаю, кто я". Вот и мы не очень-то понимаем. Зато понимаем, что альбом у тебя, twigs, — просто зашибись.

Надо, кстати, в ту галерею с принтерами как-нибудь вернуться.

Вообще странно: у девочки дебютный альбом вышел — а я все про музеи, да про музеи.

 

КУПИТЬ АЛЬБОМ В ITUNES \ СЛУШАТЬ НА СЕРВИСЕ ЯНДЕКС.МУЗЫКА

 

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"