Future Shift

«Происходит деконструкция сложных щей»: фильм и лонгрид о лейбле Hyperboloid

Сегодня вышел второй документальный фильм, созданный авторами Future Shift — проекта adidas Originals и Boiler Room, посвященного молодой музыкальной сцене России. Он рассказывает об электронном лейбле Hyperboloid.





Фильмы проекта Future Shift сняты австралийским режиссером Тимом Келли




The Flow попросил Сергея Сабурова, одного из троих отцов-основателей Hyperboloid, вспомнить историю его создания и рассказать об участниках лейбла.





Дмитрий Гарин, Алексей Девянин, Сергей Сабуров: команда лейбла Hyperboloid


Я не знаю, как так получилось. Я не считаю, что у нас «молодая» музыка — музыка, которая была у нас 20 лет назад, для меня совершенно так же звучит. Тогдашний IDM и нынешний клауд-рэп — это по сути одно и то же, даже сэмплируют те же источники зачастую. Вейпорвейв — это наши трип-хоп, даунтемпо и так далее. Все повторяется — и я уже несколько таких паттернов помню.


Началось все давно — 13 лет назад. Началось с желания Дмитрия Гарина выпускать экспериментальную музыку, подписывать контракты и строить музыкальную индустрию.




Дмитрий Гарин



Это сейчас кажется, что построить лейбл достаточно просто. Тогда все еще были в легком шоке от того, насколько адски прошел фестиваль «Бритроника», когда устроили экспериментальный рейв в бандитском клубе, который на много лет похерил все восприятие экспериментальной музыки. Ну, и в эти годы я мало видел чего-то системного.


В 2010 году Алексей Девянин, который тогда делал проект Gultskra Artikler и расстраивался, что люди его воспринимают как лаунж-музыку, придумал проект Pixelord. И стал писать музыку, чтобы и не изменять себе, но при этом чтобы на танцполе были люди. Мы ведь все занимались экспериментальной музыкой, но любили рейв. Я не знаю, в сторону упрощения это пошло, в сторону синхронизации с трендами — так или иначе, история сегодняшнего Hyperboloid началась именно с этого момента.





Pixelord — Cyber Hug




Мы были давними фанатами лейблов Planet Mu или Warp, привозили их артистов на вечеринки, и так вышло, что одновременно они тоже сдвинули вектор в сторону танцевальной музыки. Так на Planet Mu стал выходить футворк. Когда Rephlex выпустил грайм, мы уже пытались делать грайм-вечеринки. В общем, мы на все это выходили не через тренды и модные блоги, а через наши любимые лейблы. Такой парадокс.


Я не знаю, как это объяснить, но в начале десятых в московских клубах была сложившаяся репертуарная политика. И нашей непонятной музыке там места не находилось. Клубом, вокруг которого концентрировалась вся музыка, которой не было места, скажем, в «Солянке» и «Стрелке», стала «Родня». Сейчас это техно-клуб, там другая публика и другой формат, думаю, куда более успешный коммерчески. Не уверен, что сейчас они хотят себя ассоциировать с той историей. Тем не менее, это был очень интересный период. Там действовали RAD, которые сейчас ГОСТ Звук, там были Capital Bass, промо-группы ИКОNA, которые сейчас Dead Dynasty, трэп-вечеринки Boychicks, вечеринки Guerilla, первые вечеринки «Береза», Discipline там начинался — словом, все. Это было очень важное место, где мы тоже стали проводить вечеринки Hyperboloid.





Вечеринка Hyperboloid Night в клубе «Родня»
с участием Lapalux, клиента лейбла Brainfeeder




В какой-то момент у нас появился Bandcamp — офигенная платформа, которая позволила обойтись без западных дистрибьюторов. Ее ценность в том, что она позволяет продавать музыку по западным ценам — 5, 8, 10 долларов. Это имеет смысл только, если у тебя есть западный фолловинг, потому что в России люди не готовы платить такие деньги за цифровые релизы. Русский фолловинг может быть каким угодно большим, но заработать здесь все равно можно только на концертах.


В 2010 году у нас вышел релиз Beatwife, который стал хитом в своей нише и продался на много денег, плюс у нас появился активный mailing list, по которому ты потом сообщаешь о следующих релизах. Bandcamp позволяет выстраивать такие прямые связи между фанатом и артистом, ну или лейблом. Если к этому подключаешь Soundcloud, то получаешь два полезных инструмента: Bandcamp это то, что реально приносит деньги, Soundcloud растаскивает тебя по блогам и всяким СМИ.


В общем, вышел успешный релиз Beatwife, Алексей придумал проект Pixelord, который сильно полюбили на западе — это я перечисляю шаги, ставшие системно важными для нашего лейбла. Кстати, есть лейбл Leisure System, принадлежащий Михаилу Штанглю, которого все знают как ведущего Boiler Room. Так вот первым релизом этого лейбла был именно Pixelord.


Так нас подхватили западные блоги с новой музыкой того времени — это вонки, хип-хоп, дабстеп, постдабстеп, и понеслась кривая. Вроде бы игрушечка, а уже есть деньги на выпуск музыки. Исключительно благодаря западной аудитории.





Slick Shoota — Draw EP




После того, как выпустили Damscray, наш первый джук-релиз, у нас появился норвежский товарищ Slick Shoota c подобной музыкой. И он так классно продался, что у нас возникли деньги на первый винил. Тогда мы поняли, что у нас уже третий релиз продается в плюс, а не просто выкладывается для свободного скачивания — и значит пора составлять график релизов. Мы оформились как лейбл. Хотя четкого графика до сих пор нет!


Kode9 рассказывал про свой Hyperdub: «Я открывал лейбл, чтобы издавать музыку, которая мне нравится. Прошло пять лет — и я сраный бюрократ». Приходится заниматься какими-то договорами, синдикацией… Если ты копаешь и что-то выкапываешь, то с этим в 10 раз больше возни. И это вечный парадокс.


Есть ребята, которые с нами много лет, но у них пока нет ни одного релиза на Hyperboloid. Есть ребята, с которыми мы были вместе несколько лет, и только потом у них состоялся релиз. Думаю, это означает, что у нас формируется комьюнити. В этом смысле мы ближе к хип-хоп-лейблам, где артисты, как правило, не просто произвольно подобраны, а объединены в некое общее движение.





Pixelord - 10:37




Да, мы пример того, как интернет помогает небольшому лейблу существовать и развиваться. Благодаря ему мы выстраиваем гастроли по Америке или Китаю, благодаря ему получаем предложения из Кореи, где хотят, чтобы мы вообще были резидентами их клуба. Все создатели лейбла родом не из Москвы и связывались друг с другом через интернет еще в диал-апные времена, когда одну песню надо было скачивать полчаса. Связь с зарубежными артистами вроде Slick Shoota и Beatwife — это тоже интернет и специализированные форумы, ведь тогда интернет не был таким большим, как сейчас.


Наш первый сборник на виниле, который называется #INTERNETGHETTO, оказался не только полностью распродан еще на стадии предзаказа — благодаря ему сформировался второй наш лейбл, который так и называется #INTERNETGHETTO, и удалось организовать несколько туров по США и Китаю.




Алексей Девянин



Сейчас Pixelord готовит второй альбом, который выйдет осенью. Есть артисты, которые полностью баррикадируются и воспитывают в себе собственное звучание. Pixelord — это чувак, который пропускает через себя сегодняшний день. И его новый альбом — это именно сегодняшний день.


С Summer of Haze мы познакомились благодаря анонимному музыкальному трио WWWINGS. Они написали нам: «Мы записали релиз, позвали нескольких чуваков на ремиксы (среди них и был Summer of Haze), и мы либо просто его выбрасываем в интернет, либо отдаем на Hyperboloid». И это было довольно дерзкое заявление. Релиз был классный, нам очень понравился, а еще мы увидели, какой большой фолловинг у его участников в России, какие активные паблики. Summer of Haze, в частности, был уже популярен во ВКонтакте — и продолжает там расти до сих пор.


Мы связались с ним и предложили написать релиз, который представлял бы собой не то, с чем он в тот момент выступал, а то, куда бы он хотел идти впоследствии. К тому же, мы его приманили винилом. У него, конечно, русская история популярности. Он здесь постоянно собирает залы, он наш самый гастролирующий артист, а вот западный фолловинг не так велик. Если пластинки Pixelord или 813 у нас распродавались как по щелчку, то пластинки Summer of Haze надо возить на концерты, на его пластинки фанаты копят деньги, потому что это подростки. В общем, это немного другая история. Это был наш первый русский большой артист, после Pixelord и 813.




Summer of Haze



Почему он выступает и фотографируется только с платком на лице? У него свои заморочки, связанные с тем, что он хочет оттенить сценический образ, который его защищает и раскрепощает, от человека. У него нет попыток к анонимности, как у некоторых. У него маска на сцене, при этом он слезает со сцены, тут же снимает ее — и все знают, что это он. И это осознанно. Может быть, Захар не прыгал бы по сцене и не падал в публику, а Summer of Haze все это делает.





Summer of Haze — Flowrida




Raumskaya у нас появился через блог Guerilla. Это было медиа с очень дерзкими статьями и своими вечеринками. Вот он там и выступал. У нас на тот момент была пруха по джуковым релизам. Про Slick Shoota я уже говорил. Chrissy Murderbot готовился. И мы услышали Raumskaya и подумали: «Ни фига себе!» Он тогда писал музыку, которая была матричной в своей основе, но при этом очень интересная, математически ровная, но подвижная и четкая. Если мы возьмем джук, каким его знает большинство на примере релизов лейбла Teklife, то это простая и грязная музыка, которая писалась для танцевальных баттлов. Она зачастую просто заливалась на Youtube неотмастеренной. А здесь чувак с каким-то музыкальным бэкграундом пишет кристально чистую музыку, которая, при этом заимствует чикагскую эстетику, но выводит ее на уровень прослушивания музыки, а не на уровень сокращений на танцполе. Тогда в России такого было очень мало. Плюс, у него «Береза» есть — тоже интересная штука. Мы к ней больше относимся как к музыкальному мему. Это не плохо, это просто не наш профиль. Музыка, которую мы выпускаем, никогда не задумывалась как шутка.





Raumskaya - Keep Movin




Gillepsy был в эмо-группе, чуть ли не в церквях выступал. Потом у него, видимо, произошел слом. Просто это очень классно звучит — дерзко, забойно и современно. Нашлись мы с ним тоже в интернете. У Gillepsy прямая связь с Diplo, со Skrillex, который брал его к себе на лейбл с ремиксом.





Valentino Khan - Deep Down Low (Gillepsy Remix)




El Ched выпустил у нас всего один маленький релиз два года назад, но он выступает почти на каждой нашей вечеринке. Он мультиинструменталист и битбоксер, раньше занимался хип-хопом. Когда El Ched выступает с лайвом, он может все вживую набивать, может петь, может играть на кейтаре. На него очень клево смотреть — разрушается стереотип о музыкантах-лэптопщиках. Мы ждем, когда он сварит нам большой альбом.





El Ched — Venus Project




813, наверное, самый известный из наших артистов на западе. По-настоящему, причем: от релизов на Donkey Pitch до Mad Decent. Хлоя Морец ему твиты пишет. Он приезжает в Лос-Анджелес, на концерт приходит 1000 человек. Назвать это мейнстримом я не могу, но потенциально он самый массовый у нас.





813 — Body Race EP




Fisky мы давно слушали. То, что он выпустил, он пишет уже много лет. Это сочетание американской музыки baltimore club и того, во что она превратилась благодаря работе участников английского лейбла Night Slugs. Здесь это все по инерции называли постдабстеп. Это темный такой, сбитый и иногда техноидный музон. И это эксперимент, поскольку такого прямого релиза у нас никогда еще не было. Мы именно поэтому выпустили его на тяжелом виниле для диджеев.





Fisky — Action




Koloah, который от нас будет выступать на Future Shift — несколько лет назад мы издавали его релизы, они очень хорошо зашли и помогли формировать саунд лейбла. Сейчас он готовит новый релиз. Забавно, что мы встречались и договаривались о релизе за несколько дней до того, как его заявили туда. Это очень классное совпадение.





Koloah — Next Mutation EP




Раньше мы уделяли меньше внимания видео, но потом поняли, что это очень важно для формирования образа нашего сообщества и лейбла. Теперь к нам присоединяются визуальные художники, которые создают атмосферу на вечеринках и уже прямо сейчас рендерят клипы для новых релизов. В их числе Gsm_garden и Alex Sky, который недавно сделал VR360-видео для Fisky.


Для Summer of Haze поклонники делают много фан-видео, но они редко получают аппрув. Потому что там постоянно кого-то убивают, сбивает машина или продаютcя наркотики. Может быть, некоторые так его воспринимают, но это не то, о чем его музыка на самом деле.


У нас есть разделение труда. Дмитрий Гарин занимается музыкой театра, гастролирует с группой «Мегаполис», пишет музыку для спектаклей «Гоголь-центра». Алексей Девянин всегда занимался звуком. И, если раньше он делал рекламу порошка, который ему не нравился, то сейчас он делает классные ролики для озвучивания современного танца, или инсталляций, или квеста. Я как диджей вряд ли сделаю фантастическую карьеру, но я умею заниматься логистикой лейбла, организацией мероприятий, менеджментом артистов. Сейчас у нас немножко переходный период. Раньше Hyperboloid был нашей игрушкой, а сейчас, оказывается, нет.




Сергей Сабуров



Есть снобская точка зрения о том, что Россия должна показывать на Boiler Room, а что нет. Согласно ей, Фараона она показывать не должна, потому что это стыдно. Я с этим в корне не согласен.


Для нас Pharaoh — это Дельфин. Был Дельфин «Мальчишника» — секс, письки; это первый микстейп Фараона. На новом микстейпе Фараон разозлился на всех, хороший мрачный биточек, который звучит не хуже первых альбомов Трики. Может быть, есть зависимость от TeamSESH и Bones. А от кого тогда зависимость у этих «аутентичных», «серьезных» ребят, которые живут в границах техно- и хаус-музыки, а если за них выглядывают, то поплевывая?


Сейчас техно-музыка начинает появляться в мемах. Как и мы, впрочем. Я считаю, что это хорошо — происходит деконструкция сложных щей. Надо выдохнуть. Мы же тоже были суперсерьезными, но как только мы выдохнули, появился Hyperboloid.

Обсуждаем крупнейший биф за последнее время, конфликт Платины с “ВКонтакте” и новый релиз Toxi$
Конфликты, неожиданные встречи и Vacio против рэпа
Нацитировали новую Вписку