Тексты
Интервью: Максим Саблин

"Залетаю на themarket": как возникло самое большое коммьюнити реселлеров в России

Появившись весной 2016 года, коммьюнити themarket очень быстро набрало вес в среде реселлеров и приобрело звание самого крупного маркетплейса в восточной Европе. Теперь о нем пишут треки, а звезды покупают лоты наравне с обычными пользователями. Недавний запуск cайта стал поводом для разговора с создателем сообщества Мишей Постниковым о возникновении ресурса и бешеном спросе на streetwear.
Комментарии
0

О знакомстве с брендом Palace


Это произошло пять лет назад, то есть в 2012. Познакомился с ним еще во время летней школы в Шотландии из журнала Kingpin (раньше был главным сми про скейтбординг в Европе), где было размещено интервью с Люсьеном Кларком (Lucien Clarke), райдером данного бренда. Уже потом я начал сотрудничать с Виталиком Котовым (в данный момент — глава скейтборд-подразделения российского adidas) и его проектом Skateboarding Sucks. Мне было дано задание написать про историю Palace. Во время создания материала меня так вдохновил бэкграунд создателей бренда, что я начал искать все больше и больше информации о них. Примерно в то же время мои родители поехали в Лондон, а я попросил лишь одно — привезти мне футболку Palace Skateboards.

В 2013-м в Перми мало кто из скейтеров оценил футболку, так как "чувак, а почему у тебя “дворец” на ней написано", а вот в Киеве, напротив, все удивлялись, где я ее достал. В итоге я понял, что в русскоязычном пространстве интернета информация о Palace практически отсутствует, так что я решил создать сообщество "ВКонтакте", посвященное данному бренду.


Как возник паблик Palace Skateboards


Изначально это были посты с фотографиями из инстаграмов райдеров бренда, позже появились рерайты, переводы и авторские статьи, но тогда практически все было посвящено "скейтовой" части — я был именно скейтером, а модой не увлекался. Я заметил, что один из подписчиков кидает в предложку сообщества кадры стритстайла, разных луков, а посты такого рода получают много лайков. Я понял, что есть спрос, так что мы начали развивать сообщество и в этом направлении.

Переломный момент в истории паблика Palace Skateboards произошел осенью-зимой 2015-го года, когда мы решили полноценно угореть. Мы выдавали перманентные баны людям направо и налево, просто за то, что нам показались странными его подписки, либо за то, что он скинул трек в комментарии к посту #palacemusic (рубрика, где подписчики делились с нами различной музыкой), а он нам не понравился. В общем счете, мы копировали саму манеру бренда Palace Skateboards. Несмотря на то, что он сейчас очень популярен, ребята, которые стоят за ним, не изменяют себе, а их SMM может вызвать впечатление, что парни просто сидят на Саут-Бэнке (район Лондона на южном берегу Темзы — прим.), пьют пиво и отвечают в соцсетях. Для них нормально "наехать" на недовольного комментатора в инстаграме и так далее. Вот мы и хотели сделать так, чтобы сообщество Palace Skateboards в ВК велось подобным родом. Формат зашел, людям это понравилось.

Благодаря одноименному треку Obladaet, о существовании themarket услышали даже люди, которые ничего не знают о мире русского реселла. Оттуда же улетели в народ фразы "рарный айтем", "мамин реселлер" и "китаец-братишка, держи крепче Yeezy".


Почему themarket больше, чем доска объявлений


Конечно, мы рассматриваем themarket как что-то большее, чем просто маркетплейс. Если вспомнить историю, то в Древнем Риме форум являлся главным местом в городе, где люди встречались не только, чтобы делать покупки, но и обсуждали новости, общались, проводили досуг. Так и themarket — вокруг него сформировалось коммьюнити, которое активно поддерживает нас, общается друг с другом; появилось множество локальных мемов, которые вышли за границы узкого круга. Мы выпускаем рубрику подкастов, где диджеи записывают свои миксы, делаем самые разные материалы, подборки, помогаем с информационной поддержкой различным мероприятиям.





За что банят на themarket


В themarket, в отличие от паблика про Palace, все серьезно. Мы не даем перманентные баны просто так, посетители бывают разные, все люди отличаются, мы не можем и не имеем права давать им пожизненные баны за то, что кто-то чересчур "хайповый" или слушает какую-нибудь группу, которая нам не нравится — так дела не делаются. Но, тем не менее, мне абсолютно неприятно видеть дебильные шутки и обещания сношаться с родственниками до пятого колена между комментаторами. Это глупо, это неуместно, это противно. Именно поэтому мы оставляем за собой право банить таких людей на год. Он остается подписанным на сообщество, может смотреть лоты, связываться с продавцами, то есть пользоваться всем функционалом. Единственное, что он не может делать — это писать комментарии и выкладывать свои лоты (побочный эффект рид-онли). Если бы мы не блокировали за глупые комментарии, то боюсь представить, что творилось бы в обсуждениях.


Кто работает над themarket и чем они занимаются


Сейчас в команде семь человек. Кроме меня это Александр Федотов, наш дизайнер; Николай Новиков, фронт-энд программист; Тимур Каландаров, бэк-энд программист; Владимир Надымов, маркетолог; два редактора — Олег Антонов и Амиран Мгеладзе.


О собственных обязанностях в проекте


Во-первых, я смотрю за тем, как ведется работа того или иного "отдела", организую коммуникации между ними. Кроме того, в данный момент я осуществляю продажи, слежу за комментариями, помогаю создавать контент, а также организовывать внешние связи. Всего и не вспомню — просто за год я настолько привык ко всему этому, что большинство действий выполняю машинально. В общей сложности, на все это уходит минимум пятнадцать часов в сутки.




Фото команды themarket сделано в стиле "гаражных" стартапов 80-х, где один обязательно должен сидеть за компьютером


Почему были запрещены Jordan, Ralph Lauren и Tommy Hilfiger


Это все было сделано для того, чтобы не захламлять ленту объявлениями с лотами, которые являются проходными. Я к тому, что многие джорданы легко достать и особого смысла в их перепродаже нет, но если мы разрешим это делать, то вся лента моментально заполнится ими. Однако мы с радостью публикуем интересные модели джорданов, будь это коллабы с Supreme или с Kaws. Меня нельзя упрекнуть в нелюбви к бренду Jordan, так как ребята из Nike Store на Кузнецком подтвердят, что в начале июня я заходил к ним, и мы вместе с нашим маркетологом и дизайнером обсуждали различные модели, и что нам многие из них нравятся. Ну и еще я, будучи в роли диджея, если играю хип-хоп, то обязательно ставлю "Jumpman" от Drake и Future. Мы запустили сайт и уверяю, скоро ситуация с джорданами изменится, а фанаты данного бренда не останутся в обиде.

Про "кепочки ральф лорен" и тд: ни для кого не секрет, что сейчас появилось множество любителей покупать вещи в секонд-хендах, а потом продавать свои "уловы". Эта мера направлена именно против таких действий, но в будущем на themarket обязательно найдется место аутентичным и качественным вещам от самых разных брендов, в том числе и Ralph Lauren.


Почему одежда и обувь превратились в пандемию


Это явление существовало всегда, но проявлялось по-разному. Почему сейчас мы можем наблюдать очередной всплеск популярности увлечением одеждой? Я думаю, что все дело в поп-культуре. СНГ долго переходило с плановой экономики в рыночную. Происходит глобализация, стираются границы, тренды поп-культуры, популярные на Западе, становятся актуальными и среди жителей бывшего СССР.

Как взаимосвязана популярная культура с одеждой? Возьмем иностранного рэпера, например A$AP Rocky. Он успешен, его альбомы продаются, а значит и денег у него достаточно. Каким образом богатые люди стремятся выделиться и подчеркнуть свой достаток, статус и вкус? Одним из способов является одежда. Это и дорогие дизайнерские вещи вроде Рафа Симонса, и то, что еще мало кто носит. Так же и российские рэперы, зачастую повторяющие паттерны зарубежных. В конце концов, среднестатистический мальчик или девочка из провинции смотрит очередной клип своего любимого клауд-рэпера на ютубе, видит на нем толстовку Thrasher или обувь от Рика Оуэнса. Что возникает в этот момент в его/ее голове? Правильно, этот мальчик или девочка хотят быть такими же крутыми, как их любимые музыканты, хотят, чтобы их ассоциировали с ними. Как проще всего сделать это, да еще и так, чтобы это было видно издалека? Правильно — через одежду. Это если мы говорим о проявлениях демонстративного потребления.

Естественно, не все, кто увлекаются одеждой, приходят к этому таким образом, но многие да, так как мы сейчас ведем речь именно о массовом явлении. Для кого-то, например для меня, это способ самовыражаться и таких людей тоже очень много. В общем итоге, у каждого свои причины.




Реселлеры в очереди за Yeezy


Можно ли обеспечить себя реселлом


Если речь идет о реселле как бизнесе, а не субкультурном явлении, то это, мягко говоря, получается не у всех. Это на Западе реселлеры открывают свои магазины. Хотя я знаю людей, которые зарабатывают этим на жизнь. Например, один парень на футболках Fucking Awesome, стоивших 2-3 тысячи, смог заработать свыше 100 тысяч. Но в большинстве своем реселлеры обеспечивают этим занятием лишь дополнительный доход, чтобы потратить его на свои увлечения. Кто-то хочет окупить свои покупки одежды, заказывая вместе с конкретным айтемом, который планируется носить самому, еще несколько на реселл.


Сложно ли стать реселлером


На февральском релизе Yeezy Boost мы могли наблюдать множество людей, которые не относятся к коммьюнити, а пришли лишь ради "легких денег". Но если ты далек от мира моды, не разбираешься в его реалиях, то особого успеха тебе не достичь. Покупатели и все остальные будут относиться к тебе с настороженностью, как к чужаку, потому что им хочется иметь дела с себе подобными. А чтобы стать успешным реселлером, как мне кажется, нужно уметь в основы экономики, анализировать спрос и предложение, следить за трендами, предугадывать что станет актуальным, а что нет.

Цена на айтемы устанавливается как и на любом другом рынке — есть кривая спроса, есть кривая предложения, их пересечение дает цену. Грубо говоря, если вещей мало, а хотят их много людей, то и цена на них будет выше. Сейчас ситуация совершенно не такая, как год-два назад: продавцов становится все больше, а значит появляется конкуренция, в итоге теперь никто не ставит заоблачные ценники, так как рискует остаться в проигрыше.


О продаже на themarket


Процесс продажи очень прост: достаточно кинуть объявление в предложенные новости сообщества. И если оно удовлетворяет всем требованиям, то, когда настанет его очередь, оно будет опубликовано. Аналогично и с сайтом — после рассмотрения модератором лот появится в ленте у пользователей.

Само явление премодерации очень важно, так как мы смотрим, есть ли свои фотографии, что является строго обязательным пунктом, подходит ли вещь для нашей площадки, правильно ли все оформлено и тд. Если же продавец оказывается обманщиком или торговцем фейком, то мы, естественно, баним его, а его объявление удаляем. У нас есть строгий свод правил, и мы обязаны их выполнять, чтобы сделать площадку безопаснее и комфортнее для пользователей.

После покупатели смотрят заинтересовавшие их лоты, пишут их авторам и уже в переписке между друг другом обсуждают все аспекты сделки.


Почему фейк — это позор


Люди могут покупать фейк по двум причинам: умышленным и нет. В первом случае это вообще терминальная стадия — человек пытается навесить на себя те социальные маски, которые вообще не имеют к нему отношения. Ему жалко заплатить за труд создателей элемента гардероба, но он хочет носить “хайповую одежду”. Не буду делать заявлений в стиле издания Complex, которые говорят, что покупая фейк, ты спонсируешь террористов, но да, ты оплачиваешь детский труд и многие другие отрицательные явления.

Вторая причина, когда фейк покупается неумышленно. Другими словами, когда человеку подсовывают подделку под видом оригинала. Это обман чистой воды, мы не можем поддерживать данные начинания, поэтому должны с ними бороться.


Каким образом отсеивается фейк


Существует две стадии определения фейка. Первая — первичный легит-чек (определение на подлинность), смотрится объявление, продавец (если он уже давно исправно торгует на нашей площадке, то сомнений по отношению к нему будет куда меньше, чем по сравнению с человеком, у которого новая/фейковая страница, либо который далек от коммьюнити), сама вещь, при необходимости задаются необходимые вопросы.

Вторая — наши подписчики. Они очень внимательно относятся к тому, что публикуется на нашей площадке, а если замечают подделку, которую мы не смогли выявить на предыдущем этапе, то сразу же пишут нам. Естественно, мы просим исчерпывающие доказательства, на основании которых баним продавца, а его объявление удаляем.


Как улучшаются подделки


К сожалению, индустрия производства фейка тоже не стоит на месте. К примеру, 350-е бусты. Их защиту ультрафиолетом научились подделывать уже через неделю после выхода очередной расцветки кроссовок. Недобросовестные продавцы распечатывают поддельные чеки (у меня скопилась целая коллекция их изображений, которой я время от времени пользуюсь, чтобы вывести обманщика на чистую воду), а чтобы определить оригинальность, порой приходится смотреть на кернинг и шрифты на бирках, а все в целом порой занимает несколько часов.






Чеки нечестных продавцов Yeezy 350 “Zebra”: поддельность первого выдает номер кассы и имя кассира, второго — идентичность чеков и отсутствие модели в продаже в магазине Foot Locker (мы испортили фото чека вотермарком, чтобы никто не додумался его распечатать)


Насколько активны торги


За пять дней на сайте было опубликовано свыше 1500 объявлений, сколько же сделок совершается неизвестно, так как они проходят не через нас. Но, как мы можем видеть, пользователи постоянно возвращаются после своего первого лота, а это значит, что сервис действительно им помогает.

Сколько фейка грузится в предложку? Сложно сказать, мы его просто удаляем и баним их продавцов, не ведем каких-либо отдельных подсчетов. Могу сказать так — в неделю на стену сообщества ВК попадает не больше 5-10 поддельных айтемов, которые, кстати, довольно быстро выявляются благодаря нашим редакторам и подписчикам.

Отдельную благодарность в помощи хотелось бы выразить нашему редакторскому составу, Валентину Калинину, Тарасу Кириленко, Tim Zk (благодаря ему я порой могу выявить поддельный ремень Off-White меньше, чем за три секунды), Жене Готлибу и всем неравнодушным подписчикам. Благодаря им русскоязычное коммьюнити становится лучше!




comments powered by Disqus
Самое популярное за неделю
Тело артиста обнаружили в его калифорнийской резиденции.
Появившись весной 2016 года, коммьюнити themarket очень быстро набрало вес в среде реселлеров и приобрело звание самого крупного маркетплейса в восточной Европе. Теперь о нем пишут треки, а звезды покупают лоты наравне с обычными пользователями. Недавний запуск cайта стал поводом для разговора с создателем сообщества Мишей Постниковым о возникновении ресурса и бешеном спросе на streetwear.
В начале новой недели мы выбираем из твиттера все, что может быть интересно вам, читатели.
"Я слушаю русский рэп двадцать лет, мне нравится это произношение и я всегда хотел, чтобы русские рэперы появились на моем альбоме".