Тексты
Текст: Дарья Бычковская

Яркий свет темной ночью: как прошел Ural Music Night

2000 музыкантов и 170 тысяч зрителей: в эпоху пандемии в Екатеринбурге прошел Ural Music Night — самый масштабный однодневный музыкальный фестиваль страны.

При первой встрече с Екатеринбургом жителю большого мегаполиса неуютно: будними вечерами не слышно гула моторов, пустуют улицы и покинута толпой даже столь любимая горожанами "Плотинка". Но ощущение, что город спит, ошибочно: достаточно заглянуть вглубь улиц и добраться до баров. Что ни заведение, то концептуальное место с историей: тут и модный "Самоцвет", открытый в начале сентября, но уже ставший известным всей стране, и скандинавский паб "FJORD", и бар для своих "П7", куда можно попасть только по предварительной записи и зная определенный код. Город жив, умеет красиво отдыхать, а еще — знает толк в хорошей музыке. И если при первом знакомстве с ним вам так не показалось, то стоит приехать на фестиваль Ural Music Night, где Екатеринбург показывает себя во всем блеске, дышит музыкой и заряжает правильной энергией.

В этом году фестиваль перенесли с конца июня на 18 сентября из-за коронавируса, что вызвало дополнительные риски: могла подвести суровая уральская погода. Но дождевые тучи и промозглый ветер миновали город, и на его улицы, в бары и клубы вышли около 170 тысяч человек. К большим сценам пускали по предварительной регистрации, а затем — по заполняемости, чтобы хотя бы формально соблюсти требования, связанные с пандемией.

На концепцию фестиваля смена даты не повлияла: целых 50 площадок восьми жанров в центре города, открытый вход и множество молодых артистов. В этом году на UMN выступили более 2 тысяч исполнителей. Из нововведений — система донатов исполнителям и музыкальная конференция, где эксперты обсудили проблемы индустрии и способы продвижения молодых артистов.

Бар "Underground Syndrome" собрал неистовство и энергию молодых андеграунд-коллективов. Любимцы публики — Польза, промзона 96 и Heavy Heads. Всего в пяти минутах ходьбы — на главной площади города — играет классика и джаз от Eilenkrig. Совсем рядом — "Плотинка", где программу завершают The Hatters. А с балкона Екатеринбургского театра оперы и балета — одной из самых зрелищных площадок фестиваля — льется академический вокал, — пока на центральном стадионе диджеи раздают драм-н-бас.




В баре "Нельсон Совин" программу открывала Сабина Демешева, выступающая под именем sabinafterdark. Девушка с фарфоровым голосом завораживает мрачным декадентским синти-попом. В ее музыке и текстах — неприветливая серая действительность, которая невыносимо давит, где теряешь себя и не понимаешь, куда убегает время. В этих трансцендентных мелодиях и словах тонешь, от них цепенеешь и погружаешься в иные миры.

Сабина, остро чувствующая тяготящую реальность, в жизни совсем не похожа не лирическую героиню песни со словами "Я порежу вены — это не твои проблемы". Она много смеется и рассказывает о себе со смущенной улыбкой. Сабина начала писать музыку еще в 2015 году — когда накопилось слишком много невыраженных эмоций и неразрешимых вопросов о жизни и смерти. "Иногда я сама пугаюсь своей музыки, потому что в жизни я веселая. Но когда я начинаю делать музыку, я так глубоко ухожу, что получается что-то очень мрачное. Иногда это слив переживаний, а иногда это такое ощущение, когда ты уже не чувствуешь границ с миром", — рассказывает певица.




Сабина приехала в Екатеринбург из Костаная, поступив в магистратуру на современную философию. На Уральской ночи музыки она выступает впервые, и это всего лишь второй ее выход на публику после фестиваля в родном Казахстане. Она мечтает спеть в Питере или Москве, но еще больше — найти своего слушателя. Пока девушка часто встречает непонимание: "В прошлый раз [на выступлении] на меня смотрели странно. Возможно, моя музыка не для всех, она не качает". Сабина выросла на Cocteau Twins и Radiohead, но сейчас начала приглядываться к хип-хопу, записывая треки вместе с друзьями-рэперами.
Чтобы как следует раскачаться, нужно было ехать к хип-хоп сцене в парке Маяковского. Это единственная удаленная площадка фестиваля, до которой не доберешься пешком от других точек. Хедлайнер — Хлеб, но молодёжь, да и поколение постарше, приехала сюда не только ради него. В программе — Ek-Playaz, Бразис, Tot cuba.

Перед Хлебом публику разогревал Стоункат. "Голова — чтобы трясти, а ноги — чтобы вместе притоптать": под оглушительный танцевальный бит он взрывает публику, что, кажется, на Хлеб ее уже не хватит.




Стоункат начал заниматься музыкой в 2007 году, когда нелегально приобрел программу FruityLoops (сейчас — FL Studio) и стал писать биты. Тогда он слушал хьюстонский рэп, но позднее перестал концентрироваться на одном жанре и увлекся фьюче-гэриджом, прогрессивом и хардкором. Интерес к разной музыке повлиял на творчество Стоунката: его хип-хоп вмещает электронику и хаус, а иногда раскрывается в виде лирических, но жизнеутверждающих и напористых рэп-баллад.








Завершала фестиваль Елка. По традиции заключительную композицию "Луч солнца золотого" она спела в сопровождении камерного оркестра B-A-C-H. Это апофеоз фестиваля — момент, когда под последнюю песню зрители ловят первые лучи солнца маленькими зеркалами. В этом году темное осеннее небо не пропустило ни капли света, но тысячи зеркал отражали блеск софитов, умноженный на сияние глаз.

Возле главной сцены встречаешь тех, кто приходил в небольшие бары посмотреть на выступления друзей. Садишься в такси — а там водитель включает местных музыкантов, свежий альбом Яникса и восторженно рассказывает, как необычно и здорово слушать оперу с балкона театра. И в этом — весь музыкальный Екатеринбург.









Шесть с половиной минут насилия
Скуфы и будущие скуфы