Брайан Доннелли привел в высокое искусство Симпсонов и Губку Боба и сделал виниловую игрушку арт-объектом.
KAWS: от граффити на автобусных остановках до сотрудничества с Jordan, CDG и Канье
Гигантская надувная фигура в гонконгской бухте, большой воздушный шар на параде Мэйси на День благодарения в Нью-Йорке, деревянная скульптура в аэропорту Дохи, а теперь и большая выставка KAWS: WHAT PARTY в Бруклинском музее — художник KAWS проникает во все уголки мира и осваивает все пространства. Среди его поклонников — Kid Cudi, Travis Scott и A$AP Ferg.
За словом KAWS нет ни имени, ни глубоких смыслов. Такой псевдоним художник Брайан Доннелли взял лишь потому, что ему понравилось сочетание букв. Схож и принцип всего его творчества: соединяя сложное и простое, массовое и элитарное, KAWS создает ни на что не похожий стиль. Он не просто не вписывается ни в один жанр или направление — он рождается на стыке разных видов искусства и сближает их с поп-культурой.
Брайан родился в Джерси-Сити, где с детства был погружен в скейт-комьюнити и уличный вайб — так возникло увлечение граффити. "Ребенком я пробовал заниматься спортом, но никогда не горел этим. Я играл в хоккей, потому что рядом был каток, но, когда я перерос форму, родители спросили: "Ты серьезно настроен?". И я сказал: "Не совсем". Думаю, я увлекся скейт-культурой и граффити в основном потому, что это одиночные занятия", — рассказывает он.
Школьное увлечение граффити Брайан считал хобби, не рассматривал искусство как профессию, но со временем понял, что не сможет зарабатывать на жизнь иначе: "Я не видел вдохновения где-либо еще". Он изучал иллюстрацию в Школе изобразительных искусств Нью-Йорка, затем работал аниматором в Disney и участвовал в создании мультфильмов "101 далматинец", "Дарья" и "Даг". А параллельно — разрабатывал стиль на улицах Нью-Йорка.
Вслед за стенами домов, заборами и вагонами Брайан перешел к рекламным щитам на автобусных остановках и телефонных будках. Он доставал плакаты из-под стеклянных панелей и разрисовывал их: головы моделей превращались в характерные черепа с двумя X вместо глаз — это стало фишкой KAWS. Измененные вывески не просто не делали компаниям антирекламу — они становились арт-объектами и зачастую были неотличимы от оригинальных образцов. Один из них — реклама Calvin Klein, на котором модель Кристи Тарлингтон обнимал зеленый персонаж арт-вселенной KAWS.
"Я думаю только визуально. Вначале люди считали, что у меня есть политические мотивы, как будто я имею что-то против рекламы. Меня накажут такие журналы, как Adbusters. Но на самом деле это не мое. Мне действительно нравился визуальный характер этих плакатов. Мне очень нравились некоторые фотографы, на работах которых я рисовал", — говорит KAWS.
Такие рисунки, с одной стороны, достигали массовой аудитории и делали Брайана узнаваемым среди очень разных людей: "Когда я рисовал граффити, моей главной мыслью было: "Я просто хочу существовать с помощью этого визуального языка". Создавать рисунки, которые не достигают аудитории, ничего не значит для меня». А с другой — привлекли внимание ценителей и крупных игроков мира искусства и популярной культуры. Сначала KAWS заметил продюсер MTV Ли Лодж и предложил коллаборацию. Но настоящий прорыв случился в конце 90-х — когда Брайан отправился в Японию. Там он сотрудничал с Hectic и Undercover и вместе с брендом Bounty Hunter создал первую виниловую игрушку — фигурку Микки Мауса. В 1999-м появилась культовая "Companion". Перчатки на руках и Х вместо глаз — эти детали пришли из стрит-рисунков Брайана на улицах Нью-Йорка. Тираж в 500 штук был распродан мгновенно — и надолго определил вектор развития творчества KAWS.
Сейчас виниловые игрушки можно встретить не только в домах у знаменитостей, но и на лучших выставочных площадках мира. В 2019-м надувную фигуру компаньона длиной 37 метров даже установили в бухте Виктория в Гонконге во время фестиваля Art Basel.
Именно Азия открыла миру KAWS: в Японии игрушки особенно понравились местным коллекционерам. Там же Доннелли познакомился с Тамоаки Нагао, или Ниго, — создателем A Bathing Ape. Ниго — главный ценитель творчества Брайана: сначала была коллаборации BAPE х KAWS, сейчас— большая коллекция картин Брайана в доме Ниго в Токио. Поп-арт-иллюстрации с Симпсонами, Смурфиками и Губкой Бобом — самые дорогие предметы, созданные KAWS. Рекорд — 14,8 млн. долларов за картину The KAWS Album на аукционе Sotheby’s. Покупатель — Ниго.
Примеру BAPE последовали другие крупные бренды. Сотрудничество с Comme des Garçons началось в 2007-м, в 2014-м Брайан разработал для них дизайн парфюма, а в этом году —линию одежды: рубашки, жилеты, футболки и сумки с буквами CDG в виде персонажей KAWS и рисунками компаньона. Для дебютной коллекции Кима Джонса в Dior KAWS придумал сет-дизайн и персонажа BFF специально для показа. Огромную розовую фигуру сделали из 60 тысяч пионов и роз. Позднее плюшевую миниатюру BFF продавали за 7,5 тысяч долларов.
Еще в 2002 году Доннелли участвовал в создании кроссовок вместе с брендом DC. Потом были модели в коллаборации с BAPE и, например, Vans Chukka Boot LX, цена которых в ресейле выросла в 10 раз. А еще — переработанные Nike Air Max 90 и Nike Air Force 1 Low. Вершина в списке кроссовочных коллабораций KAWS — Air Jordan 4 Retro Kaws. Серые замшевые четверки вышли в марте 2017-го и продавались за 350 долларов. Сейчас их вряд ли купишь дешевле, чем за 2-3 тысячи.
Коллаборация с Jordan важна еще и потому, что ставит в один ряд фигуру Майкла Джордана и Брайана Доннелли, которые оказываются удивительно близки: первый родился в Бруклине, второй творит там сейчас; оба начинали с малого: одного исключили из школьной команды, но не сломили, другой поднялся с граффити до персональных выставок по всему миру.
От громких коллабораций KAWS может появиться ощущение элитарности, но оно ошибочно: диапазон в 15 долларов — 14,8 млн долларов для его работ делает Брайана одним из немногих доступных художников. Несколько лет он работал с Uniqlo, где Ниго занимает пост креативного директора линии UT. Цены на вещи не достигали и 50 долларов, а коллекция Uniqlo KAWS x Sesame street по мотивам мультфильма "Улица Сезам" востребована и сейчас.
Для KAWS, кажется, не существует пределов: граффити, иллюстрации, игрушки, одежда — еще в 2008-м этот список пополнил дизайн обложки альбома Канье Уэста "808s & Heartbreak". Помимо нее Доннелли создал альбомный арт с фотографией Канье — словно отдавая дань временам граффити на рекламных плакатах.
Соединяя несоединимое даже в названии своего бренда Original Fake (существовал с 2006 по 2013 год), KAWS ввел в искусство персонажей мультфильмов и собственных героев, назвал игрушку скульптурой и стер границы между высокими и низкими жанрами. В 2012 году во время парада Мэйси на День благодарения большой воздушный шар-компаньон пролетел в небе Нью-Йорка рядом с Микки Маусом и Соником. Так персонаж Доннелли встал в один ряд с крупнейшими героями популярной культуры и показал, что массовое и элитарное не так далеко друг от друга, как кажется.
Самое популярное за неделю