Тексты
Текст: Андрей Недашковский

Забастовка голливудских сценаристов: как она повлияет на ваши любимые сериалы

Что происходит сейчас и как отрасль пережила прошлую забастовку 2007-08 (тысячи увольнений, сотни сериалов сократили, десятки закрыли)

Страйк голливудской Гильдии сценаристов начался 2 мая. Это первая такая забастовка в эру стримингов. Она может кардинально повлиять как на контент, который мы будем смотреть ближайшие годы, так и на телеиндустрию в целом.

В забастовке участвуют 11 тысяч человек, которые придумывают ваши любимые реалити-шоу и подкасты, сериалы, которые вы смотрите дома, и фильмы, на которые ходите в кино.

Сколько он продлится, предсказать невозможно. Эксперты ставят на несколько месяцев. Могут стопнуться и раньше, если Гильдия (Writers Guild of America, WGA) и Альянс продюсеров кино и телевидения (Alliance of Motion Picture and Television Producers, AMPTP) разработают документ, который устроит обе стороны. Но в быстрое решение вопроса не верит, кажется, никто.



ПОЧЕМУ СЦЕНАРИСТЫ БАСТУЮТ


— деньги

Индустрия телевидения кардинально изменилась за последние 15 лет с момента прошлой крупной забастовки, а условия труда и оплата скринрайтеров лишь ухудшились. VOX пишет, что с учетом инфляции, сегодня сценаристы получают на 23% меньше, чем 10 лет назад.

А ведь сегмент растет с внушительной скоростью. По подсчетам Гильдии, оборот в индустрии за 20 лет вырос в шесть раз (с $5 млрд в 2000 году до $28-30 млрд в 2017-2021 годах).

Расходы на создание оригинального потокового контента выросли с $5 млрд в 2019 году до $19 млрд в 2023 году. Львиная доля этих цифр приходится на Netflix, компанию, которая в 2021 году отчиталась об операционной прибыли в размере $6 млрд (в 2022-м цифры были чуть ниже: $5,6 млрд).

Есть конкретный пример, на что похожа работа сценариста успешного сериала сегодня: один из авторов “Медведя”, одного из лучших новых тайтлов последних лет, рассказал, что писал первый сезон зимой в общественной библиотеке, потому что дома у него из-за неуплаты отключили отопление, а на церемонию награждения Гильдии сценаристов он пришел с минусом на банковском счету, еще и галстук-бабочку для церемонии пришлось купить на кредитные деньги.






— стриминги

Стриминги изменили все. Раньше сценаристы могли рассчитывать на выплаты от повторных показов шоу. На ТВ люди смотрели рекламные блоки, часть денег рекламодателей оседала в карманах создателей шоу, все в выигрыше. Но на стриминг-сервисах никаких повторных показов нет. Это раз.

Два: стандарт сериального сезона. Лет 20 назад существовал формат: сезон длится 22 серии, эпизоды выходят раз в неделю, сезон стартовал осенью с перерывом на летний сезон и т.д. Сегодня это тоже не работает. У каждой площадки свои правила сериальных премьер (Netflix часто дропает сезон целиком, а HBO — по серии в неделю). Изменилось и количество серий в сезоне: сейчас это, как правило, 6-10 эпизодов на сезон.

Перерыв между сезонами тоже вырос: вместо трех-четырех месяцев, как это было раньше, пауза на стриминг-сервисах может растянуться на несколько лет.

При этом гонорары сценаристам выплачиваются поэпизодно. То есть логика такая: сезон сократился вдвое — вдвое сократилось и количество заказов.

Что просят сценаристы: чтобы им платили роялти по аналогии с отчислениями, которые Spotify или Apple Music платит авторам и исполнителям песен. Главная сложность здесь: непрозрачная статистика площадок, которые не раскрывают цифры просмотров своего контента.

Вы могли видеть, как в случае удачного запуска проекта тот же Netflix сообщает о космических цифрах стримов, но проверить самому эти цифры или сравнить с востребованностью шоу конкурента невозможно.


— нейросети

О том, что в ближайшем будущем нейронки смогут вытеснить живых авторов, речи не идет. Но студии уже хотят делегировать им часть работы и, соответственно, уменьшить траты на сценаристов.

Так, скринрайтеры против того, чтобы поручать нейросетям перенос книг на большой (и малый) экраны. Студии видят такой формат: скормил массив текста компу, тот убрал лишнее, собрал текст по-новому, дальше живой человек приведет текст в финальный вид (а такая адаптация оплачивается, естественно, ниже, чем полный цикл работ) — и готово.

Ок, допустим вышел фильм, сценарий которого частично сгенерировал AI. Но вот к студии обращаются авторы софта нейронки и требуют свой процент за коммерческое использование продукта — как быть в таком случае? А что если нейронка при создании сценария использует чей-то текст, защищенный законом об авторском праве, и его создатель захочет судиться? Ситуации такого рода пока никак не регулируются.

Сегодня нейросеть не может написать захватывающий сценарий без участия человека, но никто не знает, на что она будет способна через 3-5-10 лет. Гильдия не может остановить развитие технологии, но она теоретически способна повлиять на то, как студии будут применять AI, прописать стандарты участия человека в создании сценариев и оплаты труда согласно бюджетам и успехам заказчика.


За последние 15 лет накопилось много структурных проблем, из-за которых надо пересмотреть саму модель индустрии, настаивают сценаристы.

Еще нюанс: продакшн-этап для сериалов вроде “Локи”, “Дома драконов” или “Мандалорца” занимает гораздо больше времени, чем на сериалы уходило раньше, подчеркивает Screenrant. Это значит, что и сценаристам приходится дольше ждать свой чек. При этом у них часто нет возможности переключиться на следующий проект, потому что в скрипты постоянно просят вносить правки вплоть до съемок.

А как только они начинаются, сценаристов увольняют, чтобы не платить зп, которая им полагается, пока они закреплены за проектом. Как следствие, если возникнет проблема со сценарием на площадке, ее сложно устранить, на (до)съемках может твориться хаос, а молодым сценаристам, которых меняют от сезона к сезону, сложнее сделать себе имя и превратиться в больших шоураннеров, ведь в съемках они задействованы редко.

В списке требований Гильдии, который лежит в сети, есть также пункты о пересмотре минимальной зп, условий страхования и пенсии, а также установка стандартной оплаты сценариста вне зависимости от того, выходит фильм на стримингах или в кино.







ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ ДЛЯ НАС


Что наши любимые сериалы встанут на паузу, пока длится страйк. Не в том смысле, что не будут выходить новые серии, нет, продакшн остановится вообще.

Что последующие серии могут сильно сократить, а некоторые сериалы — и вовсе отменить.

Где-то поменять сценаристов — и отличное когда-то шоу превратится в уныние.

Эффект забастовки будет отложенным и ощутим мы его далеко не сразу. Сериалы, которые были дописаны / сняты до ее начала, выйдут, как и планировалось. Будут анонсированы следующие сезоны — и вот с ними как раз могут начаться траблы.



НО ВЕДЬ ПРОШЛУЮ ЗАБАСТОВКУ ЗРИТЕЛИ ВООБЩЕ НЕ ОЩУТИЛИ. ИЛИ ЭТО НЕ ТАК?


Если процесс создания кино- и телепродукта изобразить как высокую башню, то этап подготовки сценария — это ее фундамент. Заберите его или начните класть кирпичи, отложив работы по фундаменту на потом, и что с этой башней будет?

Прошлая забастовка сценаристов 2007-2008 длилась 100 дней и ее ущерб для экономики штата Калифорния, существенная часть которой приходится на сферу кино, эксперты оценили в районе 2 миллиардов долларов.

Дальше увольнения. Поскольку сценаристы перестали писать, то сократились и съемки, в которых задействовано большое количество людей (работники площадки, световики, звуковики, костюмеры, электрики, кейтеринг, массовка и т.д). За время забастовки-2007 работы лишились 38 тысяч человек.

Сериальные сезоны 2007-2008 были сильно сокращены, десятки сериалов позакрывали.

Зайдите на википедию, посмотрите количество серий в сезонах любимых сериалов нулевых. Например, “Доктор Хаус”: все сезоны по 22-24 эпизода, но в четвертом — всего 16. То есть сезон стал короче на треть.

Аналогичная ситуация и с другими шоу: “Во все тяжкие”, “Гриффины”, “Остаться в живых”, “Теория большого взрыва”, “Офис”. Ищите сезоны, вышедшие в 2007 или 2008 году, они точно короче остальных.






Поскольку каналам надо было выкручиваться, решили расширить сегмент реалити-шоу. Попробуйте угадать, когда стартовало шоу про семью Кардашьян? Бинго: в 2007-м!

Какие-то проекты и вовсе не смогли вернуться к рейтингам, которые показывали до забастовки (“Герои”). Какие-то за время 100-дневного страйка кардинально изменили курс, как случилось с “Во все тяжкие”. Шоураннер Винс Гиллиган хотел, чтобы персонаж Хэнка, полицейского и свояка Уолтера Уайта, погиб в конце первого сезона, но все переиграли, потому что из-за забастовки успели снять только 7 серий из 9, а пока команда взяла вынужденную паузу, Гиллиган понял, как лучше развить историю. Поэтому есть и за что поблагодарить забастовку-2007.



КАКИЕ ПРОЕКТЫ УЖЕ ПОСТРАДАЛИ ОТ СТРАЙКА-2023


Первыми перестали выходить вечерние шоу (SNL, “Шоу Джими Фэллона”, “Шоу Стивена Колбера” и т.д). Их невозможно заготовить впрок: формат предполагает, что ведущие в этих передачах будут обшучивать и реагировать на последние события в мире

Дальше — сериалы и кино. Какие проекты уже встали на паузу:

— “Очень странные дела”. Создатели сообщили, что продакшн шоу не будет запущен, пока Гильдия и Альянс продюсеров не достигнут соглашения

— “Блейд”. Продакшн фильма-перезапуска об охотнике на вампиров из вселенной Marvel стопался и переносился так много раз, что это уже похоже на мем

— “Разделение”

— "Андор"

— “Сорвиголова: Рожденный заново”

— “Рыцарь Семи королевств: Межевой Рыцарь” (спин-офф “Игры престолов”)

— “Кобра Кай”

— мультсериал “Большой рот”

После старта забастовки создатели “Колец власти” сказали, что страйк не повлияет на работу над вторым сезоном шоу. Его уже успели написать. Но доснимать будут уже без шоураннеров. Потому что — что? Потому что они же являются и сценаристами шоу, а им работать запрещает профсоюз.

Изгнание поэта из России
Историческое противостояние продолжается — или это уже похоже на избиение?
Ламар обращается к сыну Дрейка Адонису, к родителям рэпера, а также (сюрприз!) к 11-летней дочери, которую канадец якобы скрывает
Говорим про Скриптонита, Билли Айлиш, Горшка, Эминема и Respect Production