Тексты
Текст: Андрей Березин

Почему "Summertime '06" это "Illmatic" наших дней

Кто-­то, наверняка, скажет, что сравнивать эти альбомы неразумно.

Альбом Vince Staples "Summertime '06" не отпускал меня много дней подряд. Наверное, так качественные альбомы и должны делать — не вставлять с первого "тычка", а оставлять побольше вопросов, чтобы cлушатель прогонял альбом еще и еще, постепенно подсаживаясь на звук и запоминающиеся строчки. "Summertime '06" именно такой, он подсаживает даже раньше, чем понимаешь, за что к нему так прилипаешь. Пройдясь по этому двойному альбому несколько раз, я почувствовал, что этот дерзкий, прорывный настрой я где-­то в своей жизни уже встречал. Один из комментариев на The Flow подсказал, где именно — на дебютном альбоме такого же молодого талантливого парня, только с другого побережья 21 год назад.

Альбом Nas "Illmatic" ­— не учебник нью­-йоркского бум-­бэпа и не заскорузлая библия "правильного" хип­-хопа. Это снабженный лучшими битами того времени блокнот молодого парня с навыками готового поэта, где он описывает картинки собственной жизни в небогатых кварталах большого города, где так трудно найти свою надежду на завтра. Его звук — квинтэссенция всех последних достижений хип­-хопа восточного побережья 1994 года, сбросившая оковы прошлых трендов, задавшая направление и моду на несколько лет вперед. Его тексты — лишенный рюшечек репортаж из темных переулков с попытками осознать свое место и выйти из замкнутого круга. Альбом, не претендовавший на общенациональный успех, но обласканный знатоками стиля.

Теперь замените в предыдущем абзаце 1994 год на 2015, да уберите пассаж про поэта — и вы получите описание альбома Vince Staples "Summertime '06".

Честный, не направленный на коммерческий триумф хип­-хоп страдает в наши дни от отягощенности наследием 90-­х. Возможно, та музыка была слишком хороша, и даже молодые исполнители часто "включают ксерокс", пытаясь вызвать дух ушедшего времени. "Summertime '06" держит свой черный, тупой, однообразный стиль очень строго, не позволяя привычкам из прошлого пролезть в треки. И это — блестящий пример перезагрузки стиля и большой привет старшему поколению калифорнийцев, дружно погрязшему в фишках двадцати­летней давности.

Этот ювенильный эффект тем более удивителен, когда вспоминаешь, что его дирижер NoI.D. —­ человек одного поколения с DJ Premier и Pete Rock, но речь сейчас не об этом. Звуку немейнстримного хип-­хопа очень нужен был такой освежающий пинок под зад, и теперь он состоялся, в точности повторив влияние "Illmatic" в прошлом. Но ведь "Summertime '06" – альбом не для масс, а "Illmatic" знают все, скажете вы. Однако в 1994 некоторые даже не назвали бы его лучшим альбомом года (The Notorious BIG был заметнее). Золотой сертификат он взял спустя два года, когда Nas ворвался в мейнстрим с блестящим вторым альбомом "It Was Written", а платиновый — только через 7 лет после выхода, когда артист уже выпустил его логическое продолжение, изумительный по текстам "Stillmatic". Зато их объединяет важная вещь — моментальное признание критиками, а это идет зачастую впереди коммерческого успеха (хотя и необязательно к нему приводит). "Illmatic", возможно, не состоялся бы в привычном нам виде, если бы за пару лет до него Nas не лишился своего друга и диджея Ill Will – тот погиб в перестрелке. И альбом Винса, как известно, вырос из подобного события — смерти от пули лучшего его друга в 2006 году.

Кто-­то, наверняка, скажет, что сравнивать эти альбомы неразумно, так как Vince Staples – обычный гопник с улиц Лонг-­Бич, в то время как Nas – признанный поэт, чьи строчки можно книжками издавать. Тогда попробуйте сходу угадать, где тут строчки гопника, а где — поэта:

"Открой глаза и расскажи, о чем ты думаешь, открой разум и расскажи, что ты видишь"

"Следим за гастролерами, пускай валят домой, пока мы не подняли свои 45-­е и не сняли с них лица"

"Надеюсь ты поймешь, меня никогда не учили быть мужчиной, учили лишь стрелять"

"Одна торчавшая попросила мощного курева, сказала, если ее торкнет хорошо — приведет много клиентуры на блюдечке"

"Учителя говорили мне, что мы рабы, мама говорила мне, что мы короли, Я не знаю кого слушать, но думаю, мы где-­то посредине"

"Я один из тех, кто ссыт у тебя в лифте"


Думаю, человека, помочившегося у вас в лифте, вы прежде всего огрели бы газовым ключом по голове, и уже потом узнали бы, что вырубили талантливого уличного поэта. Ведь в этой подборке как раз нечетные строчки принадлежат "гопнику" Винсу (все они — из замечательной баллады "Summertime"), в то время как четные — Насу.

Выход из тягучей, отравляющей среды, породившей оба этих альбома, авторы видят по­-разному. Nas в 1994 находил массу оптимизма и был готов расти: "Я встал рано в день рождения, мне 20, это благословение, дух подростка покидает мое тело, так свежо". Прошел 21 год, у Винса все намного сложнее: "Дорога в ад, и я на скорости, есть лишь один путь понять дышу ли я — На счет три прыгнуть с крыши».

Общее настроение альбомов, таким образом, у героев этой статьи все-­таки расходится. "Illmatic" — вектор движения, теплый и правильный. "Summertime '06" – мрачный глухой тупик, лишь задающий новые неразрешимые вопросы. Однако обе эти характеристики — отражение времени, в котором эти альбомы выпущены: беспорядочных, но полных надежд и перспектив 90-­х, и наступившего "светлого" настоящего. Там, где Nas рассказывает о привязанности к попавшему за решетку товарищу в песне "One Love", Vince лишь подчеркивает вечную линию фронта: "Почему они ненавидят нас? Почему хотят изнасиловать за нашу культуру? Приветствуют, побеждают, пускают нам кровь и оставляют падальщикам... Чем сильнее твой загар, тем более ты одинок и безнадежен".

Попытка поставить на одну доску "Summertime '06" и "Illmatic" может выглядеть притянутой. Нет и никогда не будет у Vince Staples таких торжествующе техничных бриллиантов, как "It Ain't Hard To Tell". Но сейчас другое время. Образно говоря, при всем величии, к примеру, русской техники резных наличников никому они сейчас нафиг не упали — все живут в стеклянных пеналах. Тягучий, холодный бас и мрачный высокий голос Vince Staples, которым он рисует картины безнадеги — вот что является лучшим отражением сегодняшней действительности в хип­-хоп ­музыке, где двойной смысл и созвучие гласных в соседних словах волнуют публику ощутимо меньше.


Какое время, такой и "Illmatic". Список всех хип-­хоп ­альбомов 1994 уместился бы на одной страничке, а в 2015-м это целая вселенная, где у каждого направления отдельные почитатели. Поэтому позвольте считать альбом "Summertime '06" версией "Illmatic-­2015", пока не появился кто­-то еще более достойный этого высокого звания.


Участвуют Баста, Гуф, Брутто, Big Baby Tape, Alblak 52, Saluki, Yanix, Yasmi, Полка, A.V.G., Scirena, Три дня дождя
Рэперы фотографируют живот, человек без штанов, МС Сенечка забыт — в новом выпуске любимой рубрики