Тексты
Текст: Владимир Аладьин

"Четвертые "Трансформеры" были очень хорошими, но пятые тоже ничего"

Рецензировать новые части франшизы про человекоподобных роботов — это уже искусство. Аладьин справляется.

Это не самая распространённая точка зрения, но: четвёртые "Трансформеры" были великими. Чистый, не скованный правилами и условностями так называемого хорошего кино гимн взрывам и лязгу металла. Весь фильм казался кокаиновым трипом пиромана, плевавшего на то, что у боевиков категории Б бюджеты обычно меньше в разы и десятки. И вот если придерживаться передачи ощущений от кино через наркотические сравнения, то пятая — это про здоровый образ жизни.

Будучи непримиримым гигантоманом с навязчивыми идеями, Бэй продолжает переписывать историю Земли под мифологию "Трансформеров". И Если описывать героев "Пентатрансформеров" и сюжетные линии, то можно головой устать. Со старыми персонажами всё хорошо, но новых просто ставят готовыми в кадр. Не потому, что их появление в фильме из чего-то вытекает. Просто в течение всего хронометража в сценах должны участвовать комичные герои — и вот вам несколько, размазанных по всей длине картины. Даже волшебник Мэрлин из легенд оказывается лишь юмористической вставкой. Герой Хопкинса нужен, потому что Хопкинс уместен вообще везде. А Лоры Хэддок — потому что Уолберг спасением мира в прошлой части заслужил, чтобы ему выдумали идеальную женщину. Она аристократка, несколько профессорских степеней и внешность, отличная от идеала ровно на меру вашей испорченности.





То есть все при делах, но все сугубо декоративны. А за развитие сюжета отвечают от силы трое-четверо. Остальные десятки фейсов — это не про историю, это про повеселить зрителя. И, впервые за всю летопись "Трансформеров", действительно смешно. И диалоги случаются очаровательными. И самоирония, поводов для которой к пятому фильму у франшизы, скажем прямом, накопилось порядком, наконец-то прорвала дамбу.

Но вот Бэй образца четвёртой части не снимал бы сцены, высмеивающие монументальный пафос самого себя. В прошлом фильме у него была сверхцель, не предполагавшая насмешек. Он видел ориентир и не замечал препятствий. То был пример абсолютной взлелеянной шизофазии. "Трансформеры 5" же — образец здравых суждений и взвешенных подходов.





Как с персонажами, так и с самими поворотами сюжета: если всё это подавать сдержанно и поэтапно, фильм превратился бы в трёхдневный фестиваль. Потому там не просто крупные мазки кисти — а вот просто ебошат вёдрами краски на стену и такие: "Та-дам, вот". Ну а ты такой: "Что вот?" А они такие: "Ну, мы так видим". А ты типа: "Ага. Очень, блядь, красиво. Спасибо. А вы точно сценаристы?"

За два с половиной часа повинуясь правилам и устоям так называемого хорошего кино, сценарий сменит режимы средневековой басни, приключенчества в стиле "Кода Да Винчи", косплея Overwatch. И завершится фильмом-катастрофой, который с трудом умещается на экране IMAX'a и герои которого рвутся на передовую апокалипсиса. Ну и насилующий ещё несколько законов физики, до которых не доходили руки в предыдущих частях, конечно же.

Всё по лекалам, всё энергично и не даёт заскучать. Но, во-первых, скучен сам такой подход. Хоть, может, и глупо обвинять в излишней механистичности франшизу о клацающих металлических гигантах с развитием 14-летнего. А, во-вторых, каждый из элементов аттракциона должен выстреливать, поэтому акценты делаются сразу на всех них. И повествование начинает напоминать неестественный ритм речи, с нажимом на каждое слово, с каким поэты-хиппи читают плохие стихи на перформансах.





Благо, остаётся безумие в экшн-сценах. И это куда важнее всего ранее сказанного. Зрелищность новых "Трансформеров" — это великое, что-то чего мы не заслужили.

Но, если смотреть издалека на список этих самых зрелищных пятиминуток, есть ощущение, что читаешь меню:

— средневековые бои,

— подводные бои,

— сцены в космосе,

— уличные сражения,

— фишки с остановкой времени,

— трюки в невесомости,

— анимешные бросания молний

Будто Бэй зашёл в супермаркет экшн-элементов, а там всё такое вкусное. А после отказа от наркоты, которой, согласно базовой гипотезе, питался в процессе съёмок четвёртой части, он типа полюбил всё вкусное.

И да, все элементы — объедение. И уложены правильно. Но такая детоксикация от стихийного безумства прошлого фильма, эта дисцилированная ясность чистого разума вместо наркотрипа — это всё лишает кино обаяния. Словно слушаешь зажигательную речь, а посередине понимаешь, что оратор не веришь ни единому своему слову: поэтичность и красноречие остались, но сила исчезла. Впрочем, в это обаяние и так никто не верил. Все верят в так называемое хорошее кино.

И пятые "Трансформеры" — очень хороший аттракцион. Для здоровых людей. То есть куда скучнее четвёртых.

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"