Тексты
Интервью: Николай Редькин

“Когда в толпу зрителей влетел ОМОН, мы поняли, что наше название не случайно”. Саппортеры 25/17 — о своей жизни

Зачем они ездят за любимой группой из города в город, жгут фаера на концертах и организовывают на них же флешмобы.

Саппорт-команда — это когда из фазы “просто слушателя” поклонник артиста переходит в статус “активного слушателя”. Если еще проще, это те поклонники, которые ездят за любимой группой по всей стране, устраивают на ее концертах флешмобы и жгут фаера. Лучшая параллель тут, наверное, будет с футбольными болельщиками — и у тех, и у других "выезда".

Саппорт 25/17 называет себя “Худшей группой поддержки” (далее — ХГП), но это не так. The Flow пообщался с участниками команды — на условиях анонимности, своих имен они называть не хотят. И даже на фото позируют в масках. “Надеваешь маску и освобождаешься от своей социальной роли. Теперь ты только действие”, — говорят они.



— ПОЧЕМУ 25/17, А НЕ КАКАЯ-ТО ДРУГАЯ ГРУППА

Они честные и искренние, мы им верим. С 2008 года. Тогда они делали жесткий, бодрый, бескомпромиссный рэп, который совпадал с нашим взглядом на мир. Мы выросли, повзрослели, но наше мировоззрение, система моральных ценностей и нравственных установок всё так же резонируют с их творчеством. Несмотря на весь этот постмодерн.


— ПЕРВЫЙ ВЫЕЗД

Можно считать, что рождение ХГП случилось 3 октября 2009 года — на первом выезде в Санкт-Петербург. В Москве на концертах слэмились, вели себя свободно и раскованно. В Питере всё было по-другому — публика принимала артистов гораздо холоднее. Парни на сцене выкладывались на полную, а в зале люди просто стояли и вяло качали руками. Никаких эмоций, никакой поддержки.

И в какой-то момент в перерывах между песнями мы начали кричать: “Два! Пять! Один! Семь”. Просто чтобы заполнить паузы, раскачать толпу. Не уверены, что тогда это получилось хорошо, но будем считать, что именно с этого момента всё началось официально. Мы перестали быть просто посетителями концертов и стали зачинщиками. Участниками поддержки группы.







— В ЧЕМ СМЫСЛ ВСЕГО ЭТОГО

Никакого сакрального смысла в выездах нет. Наверное, это от недостатка ярких эмоций. Их не хватает в повседневной жизни и мы получаем их на концертах от музыки, от танцев. Ты идешь на концерт в Москве, он заканчивается и ты понимаешь, что следующий здесь будет только через полгода. А, например, в Санкт-Петербурге — через две недели. Берёшь билеты, садишься на поезд и едешь.

Выезд — отличный способ поддержать любимую группу, когда эта поддержка действительно необходима. Не везде и не всегда публика готова проявлять эмоции, а играть перед мёртвым залом непросто.


— СКОЛЬКО КОНЦЕРТОВ УЧАСТНИКИ ГРУППЫ ПОСЕЩАЮТ ЗА ГОД

Мы не считаем, для нас это не важно. Есть шутка, что ХГП была на большем количестве концертов 25/17, чем некоторые музыканты 25/17 (потому что мы ездили на них еще когда группа выступала без живого состава, с диджеем). Но точного количества мы не знаем.

Выезд на концерт — это не такое финансово затратное мероприятие, как может показаться. Другое дело — энергозатраты. Бывает, что после выезда ты думаешь о том, что тебе нужны еще одни выходные, чтобы отдохнуть. Еще сложнее со временем. Бывает и так, что из-за работы ты пропускаешь даже домашние концерты. В среде выездных фанатов есть поговорка: “если работа мешает выезду, в топку такую работу”. Но, как говорил герой Хантера Томпсона: мы — ответственные люди.


— ПОЧЕМУ ГРУППА ПОДДЕРЖКИ "ХУДШАЯ"

Наше официальное название "Ледорубы" появилось в 2013 году, и связано с проектом Лёд 9. А “Худшая Группа Поддержки” — это определение того, что мы делаем. Выражение родилось в 2015 году на “Нашествии”. Мы стояли в толпе, ждали выхода ребят и смотрели на выступление какой-то предыдущей группы. Их саппорт был в футболках с надписью "лучшая группа поддержки". Тогда мы решили, что раз этот бренд уже занят, мы будем "худшей".

Когда во время выступления 25/17 в толпу зрителей влетел ОМОН, мы поняли, что название выбрали не случайно.







— КАКИЕ ЛЮДИ СОСТОЯТ В ГРУППЕ. КТО ОНИ?

Мы разные. В нашей банде есть молодые ребята, студенты. А есть и взрослые люди — бизнесмены, спортсмены, кандидаты наук. Возраст и род занятий на танцполе не имеет никакого значения.

Ответим одним из наших слоганов: “Худшая группа поддержки – никто не знает, сколько нас на самом деле”. Численность не имеет значения – у нас нет цели стать самой массовой, самой большой саппорт-командой. Мы не расширяемся, мы никого не вербуем в наши ряды. Когда к нам обращаются с вопросами, как стать “ледорубом”, как вступить в “Худшую группу поддержки”, мы объясняем, что ничего специально делать не нужно. Для участия в саппорте любимой команды на концертах не нужно никуда вступать.

Джокер в "Темном рыцаре" говорит отличную фразу: “Безумие оно как гравитация — нужно всего лишь слегка подтолкнуть”. Мы и есть этот импульс. Наша целевая аудитория — люди, которые приходят на концерты отрываться и танцевать. Наша задача — слегка их подтолкнуть, показать: не стесняйтесь, танцевать - можно, отрываться — нужно. Главное, чтобы всё было одновременно красиво и безопасно.







— ЧТО ЕЩЕ ДЕЛАЕТ ГРУППА ПОДДЕРЖКИ КРОМЕ СЛЭМА

Год назад на концерте в Петербурге, например, впервые была исполнена песня "Сибирский марш". Прямо перед концертом один из наших предложил посадить зал на корточки во время проигрыша и потом одновременно встать на припеве. Мы это реализовали тут же. На фразе "мы пытаемся встать, не мешайте нам встать” весь зал вскочил на ноги. Это выглядело впечатляюще.

Но чаще всего сценарий другой. Как только выходит новый материал, мы между собой обсуждаем наши ассоциации, вызванные эмоции. После этого начинаем мозговой штурм — что мы можем сделать на концерте нового и интересного? Озвучиваем идеи, смотрим, можем ли мы их реализовать или нет.

Есть очень долгоиграющие проекты. В 2013 году перед концертом Лёд 9 возникла идея сделать танец девушек с помпонами в центре слэма на песне “Русская идея”. Тогда времени на подготовку не хватило, но задумка осталась. В итоге мы реализовали ее на прошлогоднем концерте. Наши девушки придумали танец чирлидерш, отрепетировали, показали. Получилось очень круто — на припеве вместе с ними танцевали и музыканты, и зал.

Из последнего — вальс на "Златовласке" на московской презентации альбома "Ева едет в Вавилон". Нашли людей, которые профессионально занимаются бальными танцами, договорились с ними. На концерте сделали в танц-партере круг. В итоге там танцевали две профессиональные пары, но присоединиться могли все. А в Санкт-Петербурге профессиональных танцоров уже не было — ребята сами выходили и начинали танцевать.

Концертная культура хорошо развита и у нас, и за рубежом. Всё, что можно было сделать — уже кто-то сделал, поэтому очень сложно придумать что-то новое и необычное. В этом плане мы не уникальны, неповторимая красота снежинки – это не про нас. Но мы стараемся.

Саппорт не ограничивается деятельностью на концертах. В нашем портфолио, например, есть промо-ролик для крайнего (очень надеемся, что не последнего) концерта ЛЕД 9. У нас появилась идея, мы поделились ей с группой. Ребята идею одобрили и к работе подключился маэстро Андрей Давыдовский, который и оформил всё это в единую концепцию.




— ОПАСНА ЛИ ПИРОТЕХНИКА НА КОНЦЕРТАХ

Использование пиротехники в закрытых помещениях небезопасно и запрещено законом. Поэтому каждый, кто собирается жечь пиро, прежде всего должен ответить самому себе на вопрос: готов ли он к тому, что его действия могут привести к негативным последствиям, готов ли он нести ответственность за свои действия.

Конечно, при правильном ее использовании и хорошей организации риски можно минимизировать, но концерт – это тот случай, когда не все зависит от тебя. Даже при соблюдении техники безопасности никто не может гарантировать, что "пиротехника" не толкнут (специально или случайно), на него не упадут, не ударят со спины и так далее. Сами пиротехнические изделия непредсказуемы, и могут подвести в самый неподходящий момент (сыпать искрами, взорваться в руках). При этом отвечать за последствия все равно будет "пиротехник".

Фаера — это элемент шоу. Красивый, но опасный. Поэтому перед каждой саппорт-командой всегда стоит выбор: красивая яркая акция или безопасность. Выбор всегда должен быть сделан в пользу безопасности. Если безопасность обеспечить невозможно, от пиротехники лучше отказаться. Позиция “нам на все плевать – мы жгли, жжём и будем жечь” — это эгоизм. Надо помнить об ответственности перед группой и посетителями. Мы приходим на концерты чтобы поддержать группу, а не создавать неприятности им, себе и окружающим.







— ЧАСТО ЛИ ЗРИТЕЛИ ВЫРАЖАЮТ НЕДОВОЛЬСТВО

Мы стараемся с уважением относиться ко всем, поэтому недовольства среди зрителей на концертах почти не встречаем. Мы заранее определяем место, где будем танцевать, делаем разметку скотчем. Так зрители заранее понимают, где именно этим вечером будет жара.

Если человек не хочет участвовать в слэме, он может просто отойти в сторону. Перед началом “боевиков” мы предупреждаем всех, кто стоит на разметке: со следующей песни здесь будут танцы, будьте аккуратны. Иногда нам даже кажется, что мы слишком вежливы.







— ПОЧЕМУ УЧАСТНИКИ ГРУППЫ НА ВСЕХ ФОТО В МАСКАХ

Маска — признак принадлежности к банде. Мы не стремимся к персонализации саппорта, поддержка группы — общее дело всего зала. На время концерта личное растворяется в общем, каждый — часть одного большого механизма. Одинаковые футболки, одинаковые маски — все равны и одинаковы, как в армии. Ну и если не углубляться в психологию, маски просто делают красивую картинку для фото и видео. Защищают нас от порчи и сглаза!






— ДРУГИЕ САППОРТ-КОМАНДЫ В РОССИИ

Саппорт-команды есть у многих групп. В хип-хопе мы знаем саппорт Anacondaz — комьюнити Pauzern Crew, они крутые! Своя поддержка есть у Нойза, Макса Коржа. Еще у группы Грот хороший саппорт — на презентации альбома они сделали ледоколик “Вега” из пенопласта и на концерте катали его по залу.

В стране не так много саппорта рэп-команд. Наверное, это связано с молодостью жанра и особенностями стиля. Первыми появились саппорты рок-групп. Например, “Армия Алисы” — пожалуй, первая и старейшая группа поддержки в России. Активная поддержка поклонников есть у групп Lumen, Louna, Слот, FPG, Декабрь.




— ЛУЧШИЙ КОНЦЕРТ 25/17 ПО ВЕРСИИ “ХУДШЕЙ ГРУППЫ ПОДДЕРЖКИ”

Для нас это 2010 год, 23 января, Москва, клуб Alcatraz. Презентация “Силы сопротивления” — совместного альбома 25/17 и Грот. На улице — минус 20, клуб — в получасе ходьбы от метро. Дорога — по тёмному парку. Желающих попасть на концерт гораздо больше, чем может вместить зал. Те, кто не попадает внутрь, остаются перед клубом несмотря на мороз. Никто не расходится, организаторы поют всех желающих горячим чаем, угощают сушками и пряниками. Тогда, стоя на холоде перед клубом, мы придумали новый припев песни “Только для своих” — “только для своих, чужие не найдут”, “чужие не дойдут” и “чужие не войдут”.

Цитируя ЖЖ Андрея: “Несколько сотен людей не смогли попасть в клуб, не хватило места. В гардеробе люди сдавали оружие. Ножей и травматов набралась полная коробка. Байкеры были очень удивлены, — а это был байкерский клуб, — они ожидали увидеть совсем других рэперов”. При этом и снаружи, и внутри клуба царила добрая атмосфера. Презентацию альбома повторили спустя месяц. Уже в клубе побольше.

Худшего концерта мы не знаем, у 25/17 их не было. Из худшего у них только группа поддержки.

Правильная дверь в новую неделю
Власти Румынии узнали об этом и произвели арест
Новости соцсетей за неделю: у кого квартира в центре, с кем спит Федук, кто зовет на автограф-сессию 17 марта