Тексты
Текст: Владимир Аладьин

"Субурбикон" — заурядный, предсказуемый, невыразительный и затянутый фильм

Что не так с фильмом хорошего режиссёра Клуни и великих сценаристов Коэнов?



Джордж Клуни, поставивший "Субурбикон" — сильный и старательный режиссёр. Со своим мнением относительно киноязыка и фильмов вообще. Скажем, почти все его ленты, они, помимо основного сюжета, ещё и немного о том, какой Джордж Клуни — колоритный, фактурный актёр. Что, впрочем, не худший лейтмотив творчества.

Братья Коэны, написавшие "Субурбикон" — великие сценаристы. Фильмы Коэнов — это отдельный жанр, спойлерящий именами авторов степень абсурда картины и примерное количество выживших к финалу персонажей.

"Субурбикон" — заурядный, предсказуемый, невыразительный и затянутый фильм. Shit happens.

В 50-х в американском городишке Субурбиконе, живущем в кукольном, почти дегенеративном благополучии, происходят две трагедии. Грабители вламываются в дом семьи и, усыпляя её, убивают женщину. И в город въезжает темнокожая семья. Если с первой бедой ничего постфактум не поделать, то вторая, конечно, требует реакции общества. Разъярённая безмозглая толпа белой провинциальщины лучше знает, кому жить в окрестностях, а кому — нет. Расследование первой проблемы и доведение второй до полномасштабной катастрофы займёт у Субурбикона полтора часа экранного времени.

Основной творческий метод Коэнов — избегать в лентах появления персонажей, заслуживающих сочувствия или уважения. Отдельные герои могут быть симпатичными, но всё равно они придурки и — хотя бы на кармическом уровне — заслужили свалившееся на них. А если и не заслужили — мир не станет по ним скучать. Чаще всего описание фильмов Коэнов почти совпадает с определением жизни и излагается как: "Некоторое количество неприятных людей напрочь утратили контроль над ситуацией". Естественно, основные проблемы героев и маховик сюжета движутся желанием первых приподняться, как сурикаты в саванне, на двух задних и хотя бы издалека взглянуть на красивую жизнь. Само собой, методы достижения такого пейзажа на том же уровне осмысленности, что можно было бы ждать от сурикатов.





Клуни же как режиссёр любит симпатичных персонажей. Даже злодейка в "Субурбиконе" улыбается так, будто через секунду ей на плечи сядут мультяшные птички. К прочему, в центре сюжета ленты ребёнок, который, ясное дело, выделяет в зрительских мозгах эмпатию и рациональную боязнь за его жизнь. Вторая сюжетная линия, про новосёлов, тоже имеет своих без вины огребающих, а это совсем распыляет магию коэновщины. Не для того Итан и Джоэл копили в себе десятилетиями цинизм, чтобы в 2017-м на экране смышлёный мальчишка в страхе прятался в шкафу. Люди — зазнавшиеся млекопитающие, а не объект для сопереживания, вообще-то. Коэны, алло.

События сценария излагаются с предельной, почти ритуальной аккуратностью. А когда основной слоган героев — "Мысли глобально, действуй по-идиотски", педантичность рассказа становится проблемой. Придумали одно кино, снимали другое, получилось почти и не кино вообще. В смысле, кинематограф — не вполне генеративная грамматика. Это крайне чувствительный к нюансам и интонациям процесс. И, сколь бы искусство ни углублялось в детали и насыщенность палитры, оно — занятие почти полностью описательное, а не аналитическое. Не этиология и генезис, а анамнез и симптоматика. И там, где сценарием Коэны диагностируют у человечества все смертные грехи и слабоумие, Клуни через режиссуру замечает лишь лёгкое несварение и авитаминоз.

В общем, сильный режиссёр, великие сценаристы и прекрасный актёрский состав сняли скучную заурядность. И в мире где есть ленты, написанные Коэнами и поставленные Коэнами, "Субурбикон" — не полумера даже, а неотип. Образец, к которому обратятся лишь в случае полной утраты автентиков. Чего, остаётся надеяться, не произойдёт никогда. Но, как учат нас невыдающиеся фильмы, shit happens.

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"