Тексты
Текст: Николай Редькин

Фестиваль Sonar — от А до Я

В рамках Miller Festival Tour, гида по летним фестивалям-2017, редактор The Flow отправился в Барселону на фестиваль Sonar — смотр всех сил мировой электронной музыки.

2014-й. Год, когда я впервые побывал на Sonar. Мои коллеги в это время самоотверженно запускали сайт The Flow, а я летел в Испанию через Мадрид — не пропадать же купленным билетам. В этот раз все решилось буквально за несколько дней. Меня пригласили стать участником Miller Festival Tour (это гид по летним фестивалям, вот тут все подробности), спросили, есть ли шенген (он был), и, вернувшись из Екатеринбурга, я дух не успел перевести, как уже сидел в самолете на Барселону и изучал расписание — все хочу, все интересно!



Аэрофлот.
Задержал наш рейс на час. А расслабленные испанцы еще минут 40 выдавали чемоданы. Из-за этого не увидел любимую DAWN — женщину удивительной судьбы. Когда-то она дружила с самим Diddy и пела в его группе, а последние несколько лет работает над тем, что превращает R&B в новое искусство, где замешаны передовая электроника и видеоперфомансы. Большая часть вечерней программы первого дня пошла псу под хвост: и Arca, и Tommy Cash, и RP Boo. Обидно, но не смертельно.

Посмотрите хотя бы на фото, какая она замечательная. А это вы еще клипов не видели.






Барселона. Днем в городе Гауди, сангрии и временного пребывания рэпера Kizaru термометр показывает +30. Краснодарцам или ростовчанам, наверное, такой температурный режим нипочем, а я, прибывший прямиком из московского лета, чувствовал себя как вареный рак. В этот раз запасся кремом от загара, этот урок вынес с предыдущей поездки сюда.

Тогда перед фестивалем решил сходить на море, пролежал там два часика, выпил с какими-то канадцами за судьбу хоккея (почему хоккея? никогда в жизни его не смотрел!) — и к вечеру был краснющий. C плеч сползала кожа, двигаться не мог, сет любимого Caribou еле отстоял. Моих ошибок повторять не надо, “едешь в Европу летом музыку послушать — бери с собой крем от загара”, вот что должно быть записано капслоком в вашем фестивальном планнере.



Бьорк. Диджеила на Sonar за день до начала фестиваля, на нее надо было покупать отдельные билеты. Была, как всегда, на стиле.






Дневной Sonar. Начинается где-то в обед. Из-за жары я немножечко плыву, но успеваю и потолкаться возле главной сцены, и сходить в темную комнату послушать Nosaj Thing, где он под свой чудо-глитч гипнотизирует зрителя космическими проекциями, и съесть веганское (почему-то) меню на фудкорте.






Девушки. Те, которые вокруг, безусловно, хороши. Но я про тех, что на сцене. Зарубежные сайты отмечают, что в этом году Sonar больше внимания, чем обычно, уделил женщинам. Это как-то случайно совпало с другим скандалом, всколыхнувшим электронную сцену. Совсем недавно немецкий диджей Konstantin неосторожно заявил, что девушки диджеят хуже, чем мужчины — и получил в свой адрес много хейта от сильных независимых диджеек. Так вот: женщин в лайнапе и правда было предостаточно.

Из самых известных — Black Madonna, лучший диджей прошлого года по версии уважаемого издания Mixmag; Jubilee (кто-то сейчас хихикнул, но это крутая американка, делающая клубный бейс), новое имя немецкого техно Лена Уилликенс, черная экспериментаторша Jlin, крошившая все вокруг своим трайбал-ритмами. Молчу про Нину Кравиц, которая постепенно прописывается в верхних слотах фестивалей. На этот раз играла в 5 утра, по мерках техно-рейва, это почти праймтайм. Что я делал в это время? Естественно, спал!

Вот, кстати, как выглядит та самая Black Madonna.









Наркотики. Вы все не маленькие, и сами прекрасно понимаете, как обстоит дело с наркотиками на рейве такого масштаба. Самое удивительное, что видел — пункт проверки качества препаратов: ты туда приносишь купленный порошок, опытные люди проводят химический анализ и определяют, сколько в них чистого вещества, а сколько ненужных примесей. И нет, на выходе тебя не ждут ФСКН-щики с собаками.




Ноунеймы. В этот раз ехал с настроением смотреть не на больших звезд (и так же постоянно пишем, какие крутые живьем Anderson .Paak и Thundercat), а на тех, о ком питчфорки и факты пока не пишут, но очень скоро заметят. Вот кто понравился:

* River Tiber — тег “новое канадское”, но не мыльное R&B, а что-то грустное, околоблюзовое и на разрыв сердца. Обязательно зайдите на саундклауд этого белого парня, с человеком работают Pusha T и Kaytranada.

* Bad Gyal — тут лучше фотографиями, чем словами. Но и без них музыка девушки качает дай боже как: рэп, R&B, сальса, реггетон и другая заводная латинская музыка. У себя на родине, как я понял, она новая звезда, пусть и из России ей придет сотня-другая просмотров.

* Sturla Atlas — нордический исландский (!) ответ Rae Sremmurd. Белый юноша, выглядящий как Ниндзя из Die Antwoord в молодости, исполняет автотьюновый стрит-поп. Что удивило, если у нас подобные лайвы часто звучат как плохое караоке (человек тупо скачет по сцене под свой “плюс”), то тут люди заморачиваются: на сцене три человека, все идеально попадают друг в друга, короче, ощущение, что люди работают.

* Nadia Rose — дерзкая британка с прической принцессы Леи читала фристайлы на последние грайм-хиты, собственный материал тоже исполняла. Зажгла танцпол минут за семь, до нее тут играло что-то стерильное вроде группы Tesla Boy на минималках и все вежливо скучали, после нее танцпол скакал как кенгуру.

* Gaika — ноунеймом назвать его трудновато, да и видел не впервые (прошлым летом этот лондонец два раза выступал в Москве). Но с каждым разом ощущение, что присутствуешь на дискотеке в аду: бас рвет перепонку, музыка как будто из ужастика, а поверх нее распевается голос с ямайским акцентом. Так мог бы звучать Трики в версии 2к17.



Ночь на Sonar. Ночная часть фестиваля на окраине города, продолжается с 23.00 и до самого утра, добираться туда надо автобусом (а обратно — ловить такси, автобусы в пять утра не ходят). Если вы молоды, полны жизни и желания приключений, то туда надо ехать обязательно. Имейте в виду: если днем все более-менее-благопристойно, то к ночи наползают пьяные туристы, а в толпе курсируют неприятные хмыри, предлагающие вам купить что-то запрещенное.

Вот история с прошлого раза. Три часа ночи. Понимая, что сет Massive Attack сейчас вконец меня усыпит, я иду сквозь толпу искать того, кто может мне продать что-то ободряющее. Как назло, никого вокруг нет. Слышу русскую речь, подхожу к небольшой компании из двух парней и девушки, спрашиваю: “Ребята, где бы мне чего купить?”. “Купи у нас”, — отвечают они. Что было дальше, интересно?

Короче, если вы оспариваете аксиому “сон для слабаков”, то лучше поспите у себя в номере. Чтобы потом смотреть такие вот фотографии и кусать локти.







Разочарования. Все-таки не лэптоп и контроллеры (см. следующий пункт) красят артиста, а совсем наоборот. Любимый многими продюсер Cashmere Cat вышел играть — и час мурыжил одинаковые фьюче-битс биты (хоть снова иди, ищи соотечественников). Хуже был только Clams Casino, который даже не пытался делать вид, что сводит, а просто переключал треки, судя по всему, в iTunes. Публики, впрочем, и на том, и на другом хватало — фото ниже не даст соврать.







Синтезаторы. Sonar не только большой рейв, но еще и такой европейский Гик-пикник: тут проходят конференции, паблик-токи и выставки последних достижений синтезаторо- и драммашиностроения. Никогда особо не интересовался ничем таким, но зашел в огромный зал, где все это выставлено, и на полчаса примерно залип. Это как попасть в большой музей, где каждый сэмплер можно потрогать, а на каждой драм-машине постучать.








Стейдждайвинг.
Приз за него получает рэп-артистка по имени Princess Nokia. Если ничего не слышали об этой девушке, то срочно пройдите сюда, сюда и конечно же сюда.








Фото на память.
Да вот же оно. Сразу видно, кто приехал слушать белую музыку, а кто — черную.








Хедлайнеры. Хотел не писать о том, как крут Anderson .Paak, потому что это примерно как писать, что в Барселоне жарко, а в Москве дождливо. Но не могу: наблюдал Паака еще совсем зеленым (на самом деле, нет) в Москве, видел его в прошлом году на Flow, где он легко влюбил в себя всех зрителей главной сцены. На Sonar он уже был полноценным хедлайнером, с отрепетированной программой, сыгранным на сто процентов бэндом и набором хитов. Короче говоря, Paak — это синоним слова “летний фестиваль”. И если есть музыка, больше подходящая к зеленой траве, летней сцене и легкому марихуановому запаху вокруг, то давайте рассказывайте мне о ней срочно.

Мощно выступали ветераны De La Soul (и, кстати, тоже собрали огромную толпу) — видимо, их прошлогодний альбом действительно многим зашел. Шоу у них простое, но отработанное не годами даже, а десятилетиями. Думаю, так же будут встречать Касту в 2027 году посетители условного Пикника "Афиши"



Этот неловкий момент, когда понимаешь, что не успел посмотреть и трети программы — что-то в силу природной лени и усталости, а что-то — по причинам, от тебя не зависящим (блэд, Аэрофлот). Но впереди финский Flow (пятый, юбилейный раз!), да и в Москве этим летом не заскучаешь: есть много EDM-звезд на AFP, Пасош и ЛСП — для тех, кто по новой русской волне, Digable Planets — для хип-хоп-диггеров. Ездите туда, танцуйте, смотрите на любимых артистов — в олл инклюзив еще успеете после 40 належаться.



Miller Festival Tour не только публикует гиды по летним фестивалям, но и разыгрывает билеты на них. Для этого нужно подписаться на инстаграм и правильно ответить на несколько простых вопросов
.

Что он рассказал в большом интервью про наркотики и зависимость
Белая Чувашия, новый артист Газа и сайд-проект Дельфина
Платиновый выпуск
Что посмотреть на выходных. Без спойлеров