Тексты
Текст: Лёша Горбаш

"Лучшие четыре часа, которые никому не посоветовать": я посмотрел "Лигу справедливости" Зака Снайдера

У "Снайдерката" великая история, но это неповоротливое кино, где фигура автора перевесила всё.

18 марта я отменил все дела, чтобы к 11 утра зайти на "Кинопоиск" и включить режиссёрскую версию "Лиги справедливости". Казалось важным запустить фильм синхронно с мировой премьерой, а не открыть файл, слитый на торренты накануне. Потому что дело было даже не в самом кино, а скорее в чувстве причастности к самой красивой истории Голливуда последнего времени.

Краткий пересказ: "Лигу" снимал Зак Снайдер — режиссёр "Хранителей", "Бэтмена против Супермена" и "300 спартанцев". Он много ругался со студией Warner. Те хотели фильм покороче и повеселее, а не мрачный эпик на три с лишним часа. Дошло до того, что на съёмках в Лондоне к Снайдеру приставили пару супервайзеров, "строгих воспитателей" от студии. С большими режиссерами так не поступают.

Во время этой грызни совершила суицид дочь Снайдера. Режиссер не был готов дальше отстаивать проект, и "Лигу справедливости" заканчивал Джосс Уидон — он снял первых "Мстителей". И результат разочаровал всех: фанатов, критиков, актеров, студию. Один из руководителей Warner вспоминал ощущения: "Было неловко, потому что никто не хотел признавать, какое дерьмо мы только что посмотрели".

Зак Снайдер никогда не смотрел "Лигу справедливости". Его отговорили Кристофер Нолан и жена Дебора: "Мы знали, что это разобьёт его сердце". На этом история должна была закончится. Но помешали — или помогли? — фанаты. Они подписывали петицию с требованием выпустить режиссерскую версию. Они выкупали билборд на Таймс-Сквер — площади в Нью-Йорке с самой дорогой наружной рекламой в мире. Они выводили в тренды хэштег #ReleaseTheSnyderCut и заказывали самолёт с таким баннером — он кружил над головным офисом Warner. За режиссерскую версию высказались актеры фильма Галь Гадот, Бен Аффлек, Джейсон Момоа и Рэй Фишер.

И студия сдалась. Хочется верить, что ключевая причина — именно действия общественности (так думает и сам режиссёр). А не только то, что в 2021-м году, в отличии 2017-го, у нас есть стриминг и пандемия. Warner дали Снайдеру еще 70 миллионов долларов, чтобы он доснял свое кино. В креативные решения они тоже больше не лезли. Поэтому "Лига" Снайдера длится 4 часа и снята в непривычным "квадратном" формате.

Если вы смотрели оригинал, то примерно знаете сюжет "Снайдерката". Режиссер пересобирает фильм, заменяя в нем запчасти. Он дополняет диалоги и подчищает сюжетные пробелы — а первоначальная "Лига" и была одним сплошным пробелом. Бои выглядят эпично, финальный забег Флэша — восторженное "ааа!", а пафос снайдеровских диалогов здесь как никогда уместен. Как и вездесущий слоумо. Как и любовь к отсылкам — тут, правда, скорее не библейским, а мифологическим, потому что Зак Снайдер опять снял кино про богов среди людей. И воспользовался отсутствием ограничения по возрасту: тут отрубают конечности, стреляют в голову и льют кровь.





У героев появляются лица: ты понимаешь и страдающего Бэтмена, и Флэша с его обсессивно-компульсивным расстройством. У Киборга прорисовывается законченная история. Аквамен больше не просто бухающий качок. Чудо-Женщина — это наконец-то классный феминизм в супергероике (а не как в последнем сольном фильме или у "Капитан Марвел"). Возрождение Супермена вызывает детский восторг. А Джокеру Джареда Лето хватает одной сцены, чтобы взлететь на высоты Хита Леджера.

В нулевых все сильно ждали альбом Dr. Dre "Detox". На рэп-форумах постоянно можно было наткнуться на бутлеги из слитых демок. Так вот, после "Снайдерката" оригинальная "Лига" кажется именно таким бутлегом. А настоящий фильм вышел только сейчас.

И это лучшие четыре часа, что я проводил за просмотром кино.

Но после финальных титров я понял, что никому не посоветую режиссёрскую "Лигу". Фанаты Снайдера досматривали её одновременно со мной, а остальным такое кино не нужно.

Ни один фильм в мире не должен идти четыре часа. Никому не нужно смотреть кино, треть сцен которого существует, просто потому что "это красиво". "Снайдеркат" затянут, пафосен и скучен, а разделение на 6 смысловых глав помогает разве что сориентироваться, когда уже нажать на паузу и отложить фильм на потом.

После "Снайдерката" становится понятно, почему Warner так мучительно сражались с режиссёром: фильм кажется сложным сократить даже до трёх часов (хронометраж марвеловского "Эндгейма"), он абсолютно неподъёмен. Это неповоротливое кино, где фигура автора перевесила всё происходящее. Просто есть разница между фирменным стилем и культом личности. И это кино исключительно для людей, видящих в Снайдера персонажа его фильмов — ходячего полубога.

Но как же прекрасно, что "Снайдеркат" всё-таки вышел. Важно, что такое случается: когда люди в дорогих костюмах сдаются под напором фанатов комиксов и говорят: "Ладно, будет по-вашему".

"Снайдеркат" — не великое кино и далеко не лучший фильм самого Зака Снайдера. Но это кино, достойное своей истории. И главные герои тут — не Бэтмен и не Супермен, а фанаты Зака Снайдера, подарившие ему возможность сделать "Лигу справедливости" его и их мечты.

В этой "Лиге" точно победила справедливость.


Два дисса, два трека-танго и два Арсения
Пишет про проблемы со здоровьем. Видимо, что-то серьезное
Крид проиграл миллион. Lil B подкатывает к Мэйби Бэйби. Thrill Pill ищет работу. Слава КПСС целует OG Buda. Ну и неделька!
Интервью с главным толкателем джерка в России