Как открыть и закрыть клуб в центре Москвы
![](/uploads/images/resize/830x0/adaptiveResize/17/95/42/11/04/f6dc12d40cd7.jpg)
Сергей Дрюков несколько лет трудился арт-директором московских клубов, сам организовывал концерты и фестивали и даже работал менеджером Макса Коржа (главный герой клипа "Амстердам" — это он). В 2014-м вместе с партнерами Сергей открыл клуб "Смена", ставший местом притяжения молодежи на Китай-городе. После закрытия "Смены" мы поговорили с нем о том, каково это — быть владельцем клуба.
Сейчас, когда "Смена" не существует, как ты расцениваешь этот опыт — быть совладельцем клуба?
На самом деле, я доволен. Это хороший опыт и, если бы был выбор — быть ему ли не быть, я бы выбрал "быть".
Все мы ходим в клубы и оцениваем, говорим: "Я бы сделал по-другому", но почти никто не берет и не открывает клуб. Давай начнем с того, как ты пришел к этой мысли.
Я всю жизнь работал в клубах разной степени популярности, около десяти лет этим занимаюсь. Начинал я с рок-истории, клуб назывался "Кастл Рок", на Тимирязевской. Потом "Цистерна Холл", "16 Тонн" и "Солянка".
Есть специфика работы в каждом из таких разных клубов?
Клубы, в основном, делятся на вечерние и ночные. И есть вечерне-ночные, как, например, "16 Тонн", правда, сейчас там вечеринок ночных почти нет. Это классическая схема, ничего нового в ней нет.
Помнишь свой первый опыт в качестве организатора концерта или вечеринки?
Да, у меня была группа, я там пел. Тогда еще была распространена система, когда группа должна была выкупить у клуба сколько-то билетов, чтобы выступить, и распространить ее среди друзей и слушателей. Я подумал, что лучше самому организовать такой концерт и продать разным группам билеты. Потом группа перестала существовать, а я продолжил делать концерты. Первый успех случился, когда мне было семнадцать лет. Я организовал в клубе "Город", который сейчас называется "Театръ", фестиваль "Ска в большом городе", двухдневный. За два дня прошло около 2300 человек и я заработал что-то около полумиллиона. Ска тогда был на подъеме.
Часто бывает, когда после первого случайного успеха, организатор пускается в новые концерты, где и теряет всё заработанное. У тебя так было?
Так и случилось. Я в 2008-м пришел в клуб "Цистерна Холл", зарядил там десять концертов, включая Касту, Басту и Бумбокс. Из десяти успешными были три-четыре, да и то, успех был сомнительным. Так мы все с двумя друзьями-инвесторами и потеряли. Затем я пришел в "16 Тонн" на организацию ночных вечеринок. Это мне показалось интереснее. Ведь с концертами все более или менее понятно: оцениваешь популярность артиста, договариваешься с ним, запускаешь рекламу, проходит концерт и всё. С вечеринками нужно что-то придумывать: концепцию, лайнап, особенную рекламную кампанию. Правда, к этому я сейчас пришел, тогда только учился.
Должен ли организатор вечеринок быть тусовщиком?
Необязательно. Вот мои друзья, организаторы "Вичаута" — никогда никуда не ходили, просто сами слушали музыку. Они никогда не были завсегдатаями "Солянки" или "Армы", но они там конечно бывали. Возможно, в этом и причина успеха их мероприятий. Когда они решили сделать свою вечеринку, получилось что-то совсем новое.
Давай перейдем к "Смене". С чего начинается клуб?
Надо найти денег.
Сколько стоит открыть клуб в центре Москвы?
Все зависит от помещения и его состояния. В "Смену" мы вложили плюс-минус пять миллионов рублей.
Но это был относительно небольшой и андеграундный клуб. Если планировать что-то больше, то и ценник выше?
Я бы так не сказал. Повторюсь, зависит от помещения. Наше помещение было абсолютно мертвое, мы делали все, от полов до потолка, строили барные стойки и так далее. Это и составило такой большой бюджет.
В чем интерес арендодателю сдавать помещение под клуб, который может быть шумным, может мешать соседям, может быстро закрыться? Всегда же можно сдать под офис или кафе.
Сколько я с ними общался — им, по большей части, все равно, лишь бы ты законной деятельностью занимался. Кому-то и самим интересно. Сейчас, после кризиса, с арендой вообще полегче стало, не то что год назад. Сейчас, когда знакомые знают, что я никаким клубом уже не занимаюсь, регулярно предлагают помещения под новый.
Если у меня есть пять миллионов и я хочу открыть клуб, с чего мне начать?
Дело не в пяти миллионах. Реши для себя, хочешь ли ты этим заниматься. Клуб займет все твое время. Весь этот год, который существовала «Смена», я просыпался, ехал в клуб и уезжал оттуда только чтобы поспать. Поэтому если хочешь вот так, открывай. Это очень живая ситуация, надо все время что-то придумывать, чтобы люди приходили к тебе.
Для кого ты открывал этот клуб?
Для молодежи. Я не очень могу объяснить, для кого, но то, что получилось, то и планировалось. Делал я клуб вместе с двумя партнерами: известным промоутером концертов Владимиром Даниловым и Александром Кислинским из группы Noize MC. Мы открывали "Смену", думая о том, что есть какой-то актив людей, которые нас знают и будут приходить к нам как в бар, а также Владимир будет заниматься концертами, я — вечеринками. Вот из этого должно было что-то получиться. На деле вышло немного по-другому. Не только из этих моментов состоит работа заведения.
Всегда ли управление клубом в доле — это ситуация "лебедь, рак и щука"?
Абсолютно всегда. Даже притом, что с Кислинским мы лучшие друзья и практически никогда не спорим, в процессе деятельности у нас были разногласия.
То есть у вас были ситуации, когда ты хотел провести концерт какой-то группы, а кто-то говорил: "Нет, она у нас не может выступать".
Обычно так говорил я. Но было и так: мне нравилась вечеринка "Скотобойня", а Владимир Данилов говорил, что так нельзя.
Насколько я понимаю, часто заведения открываются с одними вкусовыми принципами, а когда через некоторое время видна бухгалтерия, эстетический ценз понижается и на первый план выходит то, что в конце месяца получается по балансу.
Это так. В нашем случае не было возможности работать в минус, средств было впритык. Когда мы открывались, деньги за покупку пива пришлось занимать. Потом становится ясно, что в месяц сначала надо заработать на аренду, на зарплаты, на закупки. Поэтому со временем я какие-то свои вкусовые предпочтения урезал. Были мероприятия, которые я бы не проводил, будь такая возможность.
Что самое важное в работе клуба?
Команда единомышленников. Которым нужно то же самое, что и тебе. Когда слишком долго обсуждается непонятно что, это просто потеря времени. У всех разное мнение и сойтись очень сложно. А с единомышленниками было бы быстро и просто.
Сложно ли все оформить юридически?
На опыте данного заведения могу сказать, что в нашей стране практически любые вопросы возможно решить. Возможно, нам просто везло…
Было ли в "Смене" что-то, что не понравилось бы тебе самому как посетителю?
Да, было. У нас была очень молодая аудитория, которая образовалась достаточно быстро, за два-три месяца. Я немного постарше и чувствовал бы себя не очень уютно именно из-за их молодости, их энергетики. Она такая бешеная, юная, которую сложно укротить. Если бы я пришел тусоваться и увидел бы там такую аудиторию, то недолго бы пробыл там в силу возраста. А как промоутеру мне это было окей.
Атмосферу "Смены" можно прочувствовать в клипе Folkpro Musique, который частично снят в клубе и около него.
У такой молодой аудитории есть деньги сейчас?
Да, есть. Конечно, проблема была с тем, что рядом с нами находился магазин, торгующий алкоголем круглосуточно. Думаю, треть нашей прибыли он забирал. Когда тебе восемнадцать лет и у тебя на выходные тысяча или две от родителей, то ответ на вопрос "купить в баре два-три шота или прийти уже пьяным после магазина" достаточно очевиден. Мне это не нравилось, конечно. Но было большое количество молодежи, и небольшое количество аудитории постарше, у которой денег достаточно и на бар.
Какая музыкальная стилистика была основной?
Не было такой. Могу долго перечислять и перечислю: uk garage, bassline, хэппи хардкор и гитарный хардкор, джангл, рэп, техно. Чуть ли не авторская песня могла звучать. Это была сознательная позиция. Мы хотели, чтобы "Смена" была площадкой проявления творческой активности. И мы это давали. Если тебе есть, что сказать, и ты можешь собрать 200-300 человек, то у тебя была возможность выступить. Ну жесткого метала, готики не было. А вот гитарный хардкор я слушаю с детства, поэтому он был. Эта эстетика мне близка и сейчас.
В чем был главный плюс клуба и главный минус?
Плюс в том, что там собирались люди, которым это было нужно. Не совсем про тусовку, а больше про музыку. Минус? Основная претензия была такая: "много малолеток". И грязновато было, это правда.
Клубов-долгожителей в Москве очень мало. Почему, по-твоему?
Актуальным место не может быть долго. Ты либо создаешь волну, либо попадаешь в нее, но она рано или поздно пройдет. Заканчивать с клубом надо вовремя.
"Смена" процветала или выживала?
Скорее, выживала. Например, у нас не было отопления и зимой было тепло, только когда приходило 150-200 человек. Приходилось делать так, чтобы они всегда приходили.
Какой ваш максимум был?
Самое успешное по количеству людей и при том самое ужасное было мероприятие сайта Furfur. С него еще вышел фотоотчет, который сильно подпортил нам репутацию. Вечеринка проходила в рамках Moscow Music Week, и я не хотел им отдавать дату, так как был вариант сделать привоз с другими промоутерами. В итоге мы все же провели это мероприятие. И так как договаривались не со мной, варианта этого не делать не было. Но лучше бы не проводили. Я таких людей никогда в жизни не видел, их больше тысячи прошло за ночь. Я еще не всерьез изначально к этой вечеринке отнесся, вызвал всего двух охранников, это было мало. Думал, поседею.
Наркотики в клубах — есть такая проблема?
Конечно же, есть, если считать это проблемой. Я старался пресекать в клубе подобное. Если ты занимаешься этим, делай незаметно. Это же незаконно, верно? Я бы не хотел заниматься незаконными вещами.
Торговцы наркотиками до сих пор есть в клубах или люди приносят с собой?
Не интересуюсь этим вопросом как потребитель, стараюсь только пресекать.
В "Смене" боролись с ними?
Если я такое замечал, то просил охрану вывести человека и больше его не пропускать.
А если ошибался?
А я не ошибался.
Почему закрылся клуб?
К определенному моменту мы стали много шуметь, много людей тусовалось на улице. На нас местные жители стали писать много жалоб. А еще оказалось три министерства под боком. Всем им не нравилось, что у нас собираются 150-200 человек, пьют пиво у метро. Стали поступать депутатские запросы, тучи сгущались и мы поняли, что придется закрываться либо попадать на большой штраф. Мы долго боролись со всем этим и уже психологически устали. Но если бы была команда, которая работала вместе… А так ты приходишь один и всех подгоняешь, как злая собака. Но я-то не такой, и было тяжело еще и от этого.
Как выглядел последний день работы?
Я понял, что мы закрываемся, в понедельник. Обзвонил всех промоутеров, с которыми мы работали, рассказал, что ближайшие пятница-суббота будут последними, пригласил. ZuluWarriors, Скотобойня, Witchout — пришли все. Было ощущение, что это какая-то потеря. Два дня на двух сценах звучала практически вся музыкальная палитра нашего формата, никто не хотел уходить. На следующий день люди принесли свечки.
Вы вышли из клуба в минусе или в плюсе?
Думаю, что в минусе. Если бы мы просуществовали дольше, то наверняка бы вернули всё. То есть, в убыток мы не работали, но всех затрат не вернули.