Тексты
Текст: Никита Величко

История скейтбординга. Часть вторая

Совместный проект House of Vans, Faces&Laces и The Flow.

6-7 августа в Парке Горького пройдет 10-я, юбилейная выставка Faces&Laces, традиционно посвященная уличной культуре, моде, спорту, субкультурам, кастом-культуре, визуальным коммуникациям, альтернативному современному искусству и всему, что с этим связано.

Кроме того, в этом году 50-летие празднует американский бренд Vans. Вместе с Faces&Laces и The Flow он готовит спецпроект в четырех частях, посвященный истории мирового и российского скейтбординга, с которой бренд неразрывно связан с момента основания.




Во второй части — 1970-е: время перемен, оказавших ключевое влияние на дальнейшее развитие истории скейтбординга.




1970—1973: полиуретановая революция




Во время поездки в город Перселвилль, штат Вирджиния, только-только окончивший школу серфер по имени Фрэнк Нэсворти зашел в магазин отца своего друга. Магазин назывался Creative Urethanes; отец друга был изобретателем, экспериментировавшим с уретановым полимером и в то время как раз выполнявшим заказ одного флоридца на производство колес для роликовых коньков.

Фрэнк увидел бочку, в которой лежала куча бесхозных колес, и спросил: "А можно я попробую присоединить их к моему скейтборду Hobie?". Получив разрешение, он набрал 30 пар и уехал в Вашингтон, где попробовал покататься на местных равнинах. Кататься Фрэнку очень понравилось — езда была плавной и бесшумной, к тому же новые колеса оказались очень стойкими и не стерлись несколько часов спустя, как происходило обычно.

Через год Нэсворти поехал в Южную Калифорнию кататься уже на серфе, но в то же время не забыл о полиуретановых колесах — и подумал, что тут, вероятно, можно будет их кому-нибудь продать. Дальнейшее — история; позже, когда Фрэнк уже решит запустить массовое производство и будет придумывать название для своей компании, по телевизору как раз покажут рекламу собачьей еды Cadillac.



Более подробно история Нэсворти и его Cadillac Wheels описана в книге "Concrete Wave".

Суть в следующем: полиуретановые колеса Нэсворти в начале 1970-х совершили ни много ни мало революцию и привели к новому всплеску популярности скейтбординга. Те колеса, которые использовались для досок ранее, были сделаны из стали (с 1955-го) или композитного пластика (с 1963-го). Как следствие, они слишком быстро изнашивались, в то время как новые, полиуретановые, имели лучшее сцепление, были надежнее и стабильнее, позволяли кататься на доске быстрее и комфортнее ее контролировать. Позже колеса для скейтборда продолжали эволюционировать, но ничего более важного с ними не случилось.








1971—1975: Z-Boys меняют игру


Джеф мастерил серфы своими руками, Крейг же делал для них рисунки, вдохновленные местными граффити и тем самым отличавшиеся от типичных радужных изображений на других досках. Втроем же они основали команду Zephyr Surf Team — в нее вошли местные райдеры, у которых кроме серфинга в жизни не было ничего, так что именно с его помощью они хотели самоутвердиться. Zephyr, настроенные враждебно по отношению к окружающей среде (в которой преобладали пьяницы), больше напоминали не серф-команду, а уличную банду.

Так или иначе, скейтбординг сперва для них был просто увлечением — до тех пор, пока они не присоединили к декам уретановые колеса Нэсворти.



В то время были распространены два стиля катания — слалом (то есть скоростная езда между конусами) и фристайл (напоминающий балет или катание на коньках). С фристайлом Zephyr не имели ничего общего, зато любили гонять по холмам и по школьным площадкам, где пробовали кататься по тротуару как по волнам и выкристаллизовывали свой стиль.

В 1975 году состоялось крупнейшее скейтбордическое соревнование Del Mar National Championships, спонсированное Bahne Skateboards & Cadillac Wheels. Хотя выиграл его Расс Хоуэлл, позднее попавший, кстати, в Книгу рекордов Гиннесса за то, что дольше всех простоял на доске и на руках и сделал больше всех (163!) вращений на 360 градусов, выступление Zephyr (или Z-Boys) оказалось исторически значимым событием. Они вышли в футболках Zephyr и синих Vans — и катались не как кто-то другой: агрессивно, низко, резко поворачивая, как бы издеваясь над самим видом контеста. Многим это запомнилось и понравилось, а после серии статей Крега Стейчика в перезапустившимся журнале Skateboarder, начавшейся в том же году и называвшейся "Dogtown Articles" (заголовок первой — "Аспекты даунхилл-слайдинга") с завораживающими фотографиями, Z-Boys стали невероятно популярны.







1976—1978: Vans выпускают главные модели для скейтеров


Еще в начале 1970-х скейтеры, которым нравилась вулканизированная подошва и стиль обуви Vans, предпочитали гонять по Южной Калифорнии именно в ней. К концу 1970-х, благодаря популярности скейтбоординга, у Vans было 70 магазинов по Калифорнии и продажи не только по Америке, но и по всему миру.

В 1974-м Vans начали сотрудничать с одним из членов команды Zephyr, Тони Альвой. Через два года, в 1976-м, Альва и другой "зэд-бой", Стейси Перальта, разработают модель Vans #95, сегодня известную как Vans Era — первую модель Vans, созданную специально для скейтбордистов и любимую ими и поныне.



В том же 1976 году Vans представили логотип "Off the Wall".





1977-й — год появления Vans #36, или Vans Old Skool, тоже модели для скейтбординга, с другим силуэтом и c применением замши для прочности. Случайно нарисованная Полом Ван Дореном линия — "джазовая полоска" — с тех пор стала отличительной чертой Vans.









В том же году при участи скейт- и BMX-райдеров были представлены легендарные Vans #98, или Vans Slip-Ons.





В следующем, 1978-м, появилась модель Vans #38, или Vans Sk8-Hi — вторая с "джазовой полоской" и еще более удобная для катания, так как защищала уязвимую область голеностопа.







1976—1978: новые споты — скейтпарки и высохшие бассейны



В Калифорнии началась сильная засуха, вследствие которой местные открытые бассейны, оказавшиеся без воды, оккупировали катающиеся на досках подростки.

Фотограф Хью Холланд, выпустивший книгу "Locals Only: California Skateboarding 1975-1978", говорит, что езда в бассейнах распространялась по всему региону быстро, "как пожар". Этот период — самое начало верт-скейтбординга (то есть вертикальной, а не горизонтальной езды) и изобретения первых трюков, не считая распространенного еще в 60-е хиппи-джампа (прыжка скейтера через препятствие, в то время доска проезжает под этим препятствием).


Вообще, скейтерам приходилось кататься где придется до самого 1976-го. В 1976-м в городе Порт-Оранж, штат Флорида, и округе Сан-Диего, Калифорния, построили два первых скейтпарка. В журнале Investment Journals сообщили, что скейтпарки — это вообще-то хорошая инвестиция; и тут их начали строить по всей стране. По разным данным, то ли до 1979-го, то ли до 1982-го их было построено порядка как минимум 200, как максимум — 400, а то и больше.

Верт — это, безусловно, более быстрый и травмоопасный вид скейтбординга. Его развитие привело, с одной стороны, к возникновению производителей наколенников (Norcon, Rector), а с другой — добавило владельцам вчера открывшихся парков хлопот, ответственности и прежде всего расходов на страхование, из-за чего многие постепенно, почти сразу же стали закрываться.







1977—1978: олли




Летом 1977-го 14-летний флоридец Алан Гельфанд по прозвищу "Олли" тренировал в бассейне липслайд (или то, что тогда было известно под таким названием — для нынешней версии липслайда уже нужно уметь прыгать). Внезапно все четыре колеса его оторвались от поверхности. Друзья Алана назвали это "олли поп". Через полтора года Алан продемонстрировал перед заезжими калифорнийцами более эффектную версию того же трюка — "олли эйр" (олли в воздухе). Потом про олли написали в Skateboarder Magazine — люди не могли поверить в то, что видят на фотографии, потому что это как будто противоречило законам гравитации.

Есть и другая версия — согласно ей, "олли эйр" изобрел совсем другой человек. Его зовут Джефф Дуэрр, и он был одним из друзей Алана. Джефф первым показал Алану, как делать олли в воздухе, но избегал внимания медиа и потому стал относительно известен только благодаря книге "Секретная история олли", написанной историком серф- и скейт-культуры Крейгом Снайдером и посвященной одному-единственному трюку, который, хоть в дальнейшем видоизменялся, и сегодня остается самом базовым в арсенале любого скейтбордиста.





Середина 1970-х: новые деки и подвески



Все 1970-е производители досок экспериментировали с материалами для них — использовали дерево, алюминий, полипропилен, стекловолокно, хотя в основном делали деки из кленовой фанера. Доска постоянно менялась в размерах; были популярны разные модели — например, гибкий и крепкий "банана-борд", выполненный в разных расцветках.

В то же время наряду с колесами и досками изменилась еще одна важная часть скейтборда — собственно, соединяющая колеса с доской. Дешевые, не надежные, расшатывающиеся на скорости подвески, производимые компаниями, специализирующимися на роликах, больше не устраивали прогрессивных райдеров.

Увидев потенциал в новых полиуретановых колесах, сразу несколько производителей — среди них Tracker Trucks, Bennett, Gullwing — занялись делом. Например, Bennett в своих Bennett Hijacker использовали высококачественные гайки и по-новому расположили кингпин (центральный болт) относительно к оси. Подвески становились стабильнее, управляемее, прочнее, что тоже послужило одним из фактором популяризации катания.






Конец 1970-х: тем временем в СССР


С конца 1970-х в советских журналах — например, "Юный техник" и "Умелые руки" — публиковались схемы "Роликовых самокатов", по которым некоторые пытались делать доски самостоятельно.

Примерно в то же время в Таллине начали производить доски Rula — еще без киктейла, для езды по прямой.

Скейтборд в качестве сувенира постепенно начал попадать в другие города Союза. Все только начиналось.

Продолжение следует...

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"