Тексты
Интервью: Николай Кубрак

От "За деньги — да" до "Каблуков": самые модные российские клипмейкеры 2023-го разбирают свои работы

Никита Вильчинский и Саша Собер — большое интервью

Никита Вильчинский снял самые заметные российские клипы последних лет: от "За деньги да" и "Сердце ᐸ/3 Время" до "Тесно" и "Каблуки". Он начинал с того, что снимал концерты и рэп-клипы в родной Молдове, а дорос до работы с топовыми профессионалами и создания собственного продакшна.

Никита работает над клипами не один, а в дуэте с Сашей Собер (Александром Пьяных) — вы должны помнить его как участника первоначального состава Мальбэк.

На интервью оба героя поделились историями из биографии и вместе разобрали свои клипы — рассказали, как сделали для Славы Мэрлоу бесконечный клип, зачем решили показать Инстасамку с новой стороны и почему работать с OG Buda — все равно что с профессиональным актером.



ПОЧЕМУ НИКИТА РЕШИЛ СТАТЬ РЕЖИССЕРОМ

Я еще в детстве играл в режиссера. Закрывал левый глаз, а правый у меня был камерой: смотрел между пальцев и бегал по квартире. Папа занимался видеоаппаратурой, продавал видеомагнитофоны и коллекционировал кассеты — кино с ранних лет было вокруг меня. Позже родители подарили камеру. Потом дедушка скопил деньги с пенсии и подарил телефон Nokia 5300, где был эффект паузы. А затем у меня появилась зеркалка — там я уже пробовал разные фишки, например, слоумо.

Но главным была не аппаратура, а фантазия и постоянное желание что-то снимать. У меня с детства сильно развита визуальная память.

Я захотел, чтобы все отснятое приобрело форму, эффект повествования. Так я открыл для себя Windows Movie Maker. В 2009 году у меня появился первый компьютер и я импортировал туда все, что снимал. Поначалу у меня в большей степени развился навык монтажера, а не режиссера. Я и сейчас кнопку рендера всегда нажимаю сам. Мне важно самому собрать нечто цельное из всего, что мы отсняли.

Мама очень старалась на работе, чтобы я ни в чем не нуждался. Она много работала и уделяла мне меньше внимания, чем я хотел. На меня это повлияло — я до сих пор пытаюсь воспроизвести в своих работах эту детскую травму с привлечением внимания родителей .



КАК НИКИТА НАЧАЛ СНИМАТЬ КЛИПЫ

Меня заметили в моем родном городе и часто приглашали работать с местными молдавскими музыкантами. Я соглашался практически на все, в чем видел для себя какой-то потенциал: либо визуальный, либо эмоциональный. Снимал и тизеры на тусовки, и клипы местным рэперам, и даже свадьбу. И это принесло определенные плоды. Я до сих пор очень благодарен тем ребятам, которые разглядели мой потенциал и взяли меня в свою команду.

Но самый большой карьерный буст я все равно получил, переехав в Москву. Я снял aftermovie концерта группы Мальбэк в Молдове — и это видео увидели Рома и Саша и полгода искали меня. Поначалу я снимал для них клипы за 500 евро. Я не особо разбирался в производстве и назвал такую цену. Я работал как видеомейкер, который и снимает, и монтирует — такой человек-оркестр.

Уже на старте мы поехали с командой Мальбэк в Норвегию и сняли там четыре клипа за неделю. У клипа "Яд" для Эрики Лудмоен сейчас больше 40 миллионов просмотров — этот трек до сих пор хорошо работает на нее.

После этого на меня свалилось много внимания. Например, Катя Кищук заметила меня на концерте Мальбэк и позвала нас с Ромой на лейбл Максима Фадеева. Рома пришел туда в качестве моего менеджера или креативного продюсера. Мы не встретились с самим Максимом Фадеевым и общались с его коллегами. Они в первую очередь почему-то спросили, кто мы по знаку зодиака. Это мне до сих пор кажется странным. Нам так и не посчастливилось поработать.







Но зато я тогда поработал с Элджеем, меня заметил его креативный директор Влад. Он меня позвал не клип снимать, а aftermovie на концерт — в то время я считался специалистом по этому формату. А я тогда монтировал клип "Яд" и Рома меня просто не отпустил, сказал: "Чувак, нет, ты еще клип не доделал. Пофиг, что ты там заработаешь тысячу долларов, но так дела не делают". Это было нелегко эмоционально, но в итоге именно эта эмоция дала результат при работе над клипом.



ЧЕМ САШУ ЗАЦЕПИЛИ РАННИЕ РАБОТЫ НИКИТЫ

Он очень свежо смотрелся. В том время чуваки обычно с камерой бегали около сцены и собирали какой-то линейный монтаж. А тут просто эффект на эффекте, все друг в друга входит, летает. В этом была огромная экспрессия. Плюс там еще со звуком неплохая работа была проделана. Общее впечатление было просто вау: Никита фактически пересобрал трек, по-другому его нарезал и довольно неожиданно использовал.



КАК НА НИКИТУ ПОВЛИЯЛА РАБОТА С РОМОЙ И САШЕЙ ИЗ МАЛЬБЭК

Родители развелись, когда я был ребенком. После переезда в Москву я во всех искал фигуру отца. Тогда я этого не осознавал, но в моменте я, видимо, пытался ощутить эти эмоции. Я общался со всеми не как равноправный коллега, а как человек, которого все чему-то учили.

Сейчас я понимаю, почему коммуницировал, в том числе, с Ромой именно так. Я много принимал близко к сердцу и всегда прислушивался, когда мне объясняли: "Вот это хорошо, а это плохо, это круто, а это не круто".

Сейчас уже все иначе — Рома сконцентрирован на своих проектах, хочет сам развиваться как артист. А мы теперь работаем над всем вместе с Сашей на равных. При этом я очень многому научился у Ромы и Саши. Например, у них очень хорошая насмотренность. Они шарили за многие классные штуки раньше, чем другие. Того же The Weeknd они слушали, когда о нем в России еще никто не знал.

Рома всегда делал акцент на том, что важен не только стиль, но и эмоция. Личные переживания плюс работа над ошибками — тогда это был идеальный сплав в нашем творчестве. Мы многое пробовали, много ошибались, но всегда пытались сочетать личную жизнь и творчество.

Рома помог мне справиться с синдромом самозванца. Когда я только приехал в Москву, у меня он был прям очень сильный. Но Рома постоянно говорил, что мы самые крутые и что я могу справиться с чем угодно. Мы всегда можем просить больше ресурсов, брать более крутые проекты.

Конечно, это уход в крайности — я не согласен, что все вокруг колхозники, которые не шарят. Но этот здоровый творческий нарциссизм мне по итогу очень помог.

А у Саши я в первую очередь научился работать со сценарием. Понял, что важно уже на стадии написания понимать, как это снять. Саша научил меня привносить в материал визуал и нарратив, а также грамотно работать с тем, что уже есть. Условно: на улицу вышли, нашли мусорку, в нее залезли. Хоп! Это уже какая-то эмоция.



КАК ОНИ СМОГЛИ СНЯТЬ ЧЕТЫРЕ КЛИПА ЗА НЕДЕЛЮ

В Норвегии мы за неделю сняли четыре клипа: "Дурачок" Лизы Громовой, "Яд" для Эрики, видео "За домами" и "Я рыдаю" для Ромы и Сюзанны. Мы поехали туда классной командой: например, с нами была Саша Сахарная, которая тогда только начинала карьеру. И все мы были только на старте своего пути — очень голодные и поймавшие творческую синергию. Весь креатив тогда происходил на месте — мы приходили на локацию и отталкивались от нее, постоянно импровизируя.

Самым тяжелым для меня получился клип Эрики: там было больше 80 вариаций монтажа. Та работа с Ромой научила меня еще одному классному навыку — не снимать. Я имею в виду, не снимать все подряд — мы это называем "полив продакшн".

Многие режиссеры и операторы любят просто ходить и "поливать" локацию камерой. Мы же начали снимать все только по сценарию, заранее понимая, что и как будем использовать. У нас каждый кадр продуман до мелочей. Но, с другой стороны, для меня креативить на площадке теперь сложнее.



КАК НИКИТА СФОРМИРОВАЛ АВТОРСКИЙ СТИЛЬ

Мне не ставили диагноз, но я подозреваю, что у меня СДВГ. Отчасти именно этим обусловлен такой динамичный стиль режиссуры и монтажа. Пока мне не 50 лет, хочется снимать что-то бодрое, веселое и визуально насыщенное.

На этот стиль работает все — не только графика. Визуальное наполнение, цвет, звук и все, что дает артист, существует в коллаборации. Но все должно быть оправдано. Например, пролеты камеры, которые нарушают законы физики, всегда вписываются в сюжет. Мы часто утрируем и гиперболизируем, но в той же "Таблетке" пролет нужен, чтобы показать, как человек закинулся таблеткой. В других клипах такие визуальные приемы часто помогают создать эффект цикличности происходящего — как в тех же "Каблуках".

Для меня все это еще монтажная отдушина. Мне, как человеку, который начинал с монтажа и всегда горел этим, хочется еще на постпродакшне обстоятельно посидеть и поприкалываться с материалом.

Для нас каждый проект — это микро-челлендж. Мы никогда не повторяемся. Всегда придумываем новую задачу: поработать с массовкой, необычно подать тему. Важно, чтобы мозг не закисал и образовывал новые нейронные связи.



ЧЕМ ОНИ ВДОХНОВЛЯЮТСЯ

Никита: Каждый из тех, кто работает над клипом, привносит свой бэкграунд. У меня и у Саши он разный, что дает интересный сплав. Мы всегда прислушиваемся к профессионалам: у художника по костюмам один опыт, у оператора — другой, у VFX-художников — третий. Для меня главное вдохновение — это люди и те жизненные ситуации, которые я проживаю вместе с ними. Я не зациклен на референсах. Но, разумеется, мы цепляем разные фишки из поп-культуры и следим за трендами: и в кино, и в клипах, и в тиктоке.

Саша: Я часто использую в тритментах кадры из работ Альберто Миелго (современный режиссер анимации, известный по самым визуально насыщенным эпизодам антологии "Любовь, смерть и работы"; приложил руку к созданию эстетики новых мультфильмов про Человека-паука — Прим. The Flow). Они вызывают эмоцию переизобретением визуального стиля как такового. Я сейчас чаще ориентируюсь на анимацию — там происходит больше интересных опытов, чем в кино.







Мы любим Marvel. Сделать фильм для Marvel ценнее, чем снять артхаусное кино в подъезде. Понятно, что марвеловские режиссеры тоже начинали с авторского кино, но далеко не все независимые постановщики соглашаются на такие проекты. Мне кажется, что важно быть на слуху — круто, когда твои работы посмотрят во всем мире. Речь не столько о качестве, сколько о масштабе влияния на культуру.

У нас такой же посыл: если ты свою работу публикуешь, то ты ее заведомо делаешь для людей, а значит, она должна быть интересной максимальному количеству зрителей. Если хочешь делать артхаус для себя, то можешь не рассчитывать, что его будет кто-то смотреть. В первую очередь надо уважать своего зрителя.

При этом все визуальные сетапы мы выстраиваем так, что они близки к андеграунду. Например, движение камеры в наших клипах вдохновлено работами Гаспара Ноэ. Но мы не хотим визуально душнить и делать какой-то претенциозный визуал. Мы стремимся собрать что-то типа своего небольшого "Диснейленда", не уходя в крайности.



ПОЧЕМУ В ИХ КЛИПАХ МНОГО БУКВАЛЬНОГО СЛЕДОВАНИЯ ТЕКСТУ ПЕСЕН

Прикол в том, чтобы попытаться нарушить клише. Почему бы не показать то, что поют, но сделать это нестандартно? В клипе "Каблуки" центральный образ — каблук, но и множество третьестепенных образов и персонажей, а история не такая уж прямолинейная.

Инстасамка поет про импланты, мы показываем операцию у пластического хирурга, но как будто она кукла в детской игре. Мы показываем героиню как товар — изображаем товарный знак, показываем партию куклы. Это не просто сюжет, где люди вываливают кучу денег и покупают звезду.



ЗАЧЕМ ОНИ СНИМАЮТ КЛИПЫ НЕДОРОГО

Наши клипы стоят дорого — во многом из-за сегодняшнего ценообразования в индустрии. Сейчас хороший клип можно снять за бюджет от 5 миллионов рублей.

Можно ли снять крутой клип за три копейки? 100% можно. Плюс-минус раз в год мы делаем малобюджетные видео, которые нам интересны с творческой стороны. Например, клип для Lildrughill стоил меньше миллиона рублей.







На таких творческих проектах вся команда работает ради опыта. Причем это всегда большие профессионалы — например, над графикой клипа бесплатно работал чувак, который делает синематики для Blizzard. Логика у всех простая: сейчас ты сделаешь что-то классное, а в перспективе получишь уже что-то более денежное. Того парня мы потом взяли на крупные проекты.

Денег всегда будет не хватать — какой бы ни был бюджет. Поэтому в индустрии важно уметь выкручиваться и коммуницировать: отстаивать идеи перед артистами, вдохновлять команду, находить компромиссы.



РАЗБОР КЛИПОВ





INSTASAMKA — ЗА ДЕНЬГИ ДА

Саша: По общей эстетике мы ориентировались на нулевые. Сейчас это тренд, который актуально вписывается в современность. Если вспомнить культурный бэкграунд, то визуальный лоск в поп-культуре стал своеобразным ответом на 11 сентября, войну в Ираке и прочие кошмары начала века. Сейчас тоже хочется добавить чего-то яркого и веселого в эту мрачную жизнь.







Вступительная вставка с продакт-плейсментом появилась уже после того, как клип был сформирован. Ее тоже хотелось поместить в повествование. Базовым референсом для нее стала сцена разговора по телефону из фильма Вуди Аллена "Кое-что еще". Но у нас в итоге получилось другое соотношение сторон и сцена не раскрывалась так, как нам хотелось бы, поэтому мы чуть упростили эту тему.







Никита: Мы снимали в Дубае — это было и условие артиста, и локация, близкая к нашей задумке: там все про эту эстетику нулевых. У меня Дубай вызывает ассоциацию с рекламой тех лет. Мы делали акцент на мультяшность — и в графике, и в движениях героини. У нас везде получилась такая игрушечная эстетика.

Мы всегда стараемся снимать на пленку, потому что это дает красивую пластику картинки. Это позволяет одновременно и сэкономить, и придерживаться плана — у тебя ограниченное количество дублей и ты ценишь каждый кадр. Больше думаешь, меньше тратишь времени на съемку. Мы более осознанно готовимся к каждому кадру и к его наполнению. При работе с пленкой есть правило трех дублей, но мы не придерживаемся его и стараемся сделать столько, сколько нам требуется.

С Инстасамкой на съемках вообще никаких проблем не было — она работала очень профессионально. У нас была ситуация, когда снимали сцену в море. Нас задержала водная полиция Дубая. Там нельзя запускать дроны — и кто-то запустил дрон в момент, когда мы начали съемки. У полиции сработал маячок — и, конечно, подумали на нас. Нашему капитану поступил звонок, пришлось вернуться на причал и сидеть там три часа, пока нас досматривали. Инстасамка вообще ни слова не сказала по этому поводу и была максимально тактичной.

Саша: В сцене с имплантами мы решили сделать кадр с Дашей и большой рукой, которая будто бы играет с ней в операцию. На площадке мы отсняли Дашу — разумеется, не голую, а с наклейками на сосках. Все остальное доделывали уже с помощью графики. Нам интересно работать с фишками из разных программ, поэтому визуальные эффекты у нас не что-то топорное, а смесь из кучи приложений. Сейчас хотим глубоко освоить движки типа Unreal Engine.







Никита: Многие думают, что в этом клипе много сцен, снятых на линзу fish-eye, но это не так. Если посмотреть внимательно, то в общих планах по изображению это одновременно и "рыбий глаз", и ширик — а это как бы невозможно. Но у нас есть особая линза с интересной пластикой — не хотим палить, как именно мы такое сделали, это наша секретная технология. Это дает такой необычный эффект, который даже не нужно поправлять графикой. А в тех редких сценах, где мы используем обычный fish-eye, добавляем графику — это тоже нестандартное совмещение, которое дает вау-эффект.

Саша: Это всегда интересные челленджи, но важнее для нас все равно работа с артистом. Здесь главной задачей было — раскрыть Дашу с новой стороны. У нее была будто бы не самая прикольная визуальная история, хотя перспективы в этом плане большие. Но ранее для нее делали либо что-то в стиле Cardi B, либо что-то еще более банальное и самопальное. В этом нет ничего плохого, но нам было интересно показать ее с новой стороны. Ее альбом — это классная поп-музыка. Нам хотелось отразить ее визуально, засунув Дашу в незнакомую эстетику. Если раньше это было про что-то цифровое, то мы решили сделать модную винтажную атмосферу.



PLOHOYPAREN — ТАБЛЕТКА

Никита: Этот клип вышел в свет только благодаря постпродакшну. Нам пришлось снимать все в последний момент и буквально за один вечер. На следующий день я должен был улететь в Испанию. Смена у нас закончилась в 10 утра, я заехал домой за чемоданом и поехал в аэропорт. В итоге мы договорились сделать два досъема и очень долго вытягивали все на посте. Именно за счет такого франкенштейн-подхода клип получился настолько своеобразным.







При этом мы почти не импровизировали. У нас было два сценария, которые Поц в последний момент попросил объединить в один. Фактически у нас не было подготовки и приходилось ориентироваться на месте. На тот момент мы были не очень опытными, но именно это и дало свои плоды — поэтому клип выглядит будто за пределами привычных рамок. В нем много свободы, но при этом все собрано как целостная история.

Саша: Клип выглядит бесшовным, но не только благодаря графике. Эффекты ничего не значат без идеи. Они лишь дополняют то, что мы придумали и отсняли. Например, идея с подбрасывание и падением таблетки была изначально — мы закладывали ее еще на съемках. Но на пост-продакшне она развилась до двойного прикола — когда отлет случается в сцене с тачкой, а падение уже в комнате. И подлет таблетки, и подлет банки мы реально снимали вживую, слегка подбрасывая камеру на топ-шоте. А уже потом эффект усиливали графикой. То есть это не была история про то, что клип нужно спасать. Работа на постпродакшне упрощалась тем, что одна сцена всегда органично вклеивалась в другую.

В этом клипе очень много креатива и нестандартных идей — к счастью, у нас хватило на это ресурса. Отчасти это помогло сделать продакшн не очень дорогим — учитывая, что там есть недешевая тачка, съемка с крана и прочее. Но есть и очень простые решения: например, кадр с зубами — это просто игрушечная челюсть, которую мы надели на камеру.

Аналогичная история с необычными пролетами камеры и странными ракурсами. Во многих сценах тут нет невероятных современных технологий. У нас был еще один оператор — Александр Белоусов, у которого есть особый стиль съемок и самопальные приблуды. Например, здесь он вешал камеру на колесо от велосипеда и просто крутил его.

Никита: На досьеме оператором работал уже я — просто допиливал какие-то идеи, которые возникли на постпродакшне. Например, мы сняли сцену, где в титры вшили сниппет. Это тоже необычное решение: получилось, что "Таблетка" — клип из трех треков. Интро — это один трек, который продолжал сторис Поца из инстаграма, где он показывал Ferrari и промоутировал альбом. Клипом мы продолжаем эту историю, а как бы выезжая из клипа, показываем еще один новый трек. Модельку героя на титрах, кстати, сделал подросток из Владивостока — нам понравились его работы и мы предложили посотрудничать на этом клипе.

Саша: В "Таблетке" мы старались дать зрителю ощущение от приема особой таблетки без реального употребления таких веществ. Мы с самого начали пошли в русло какой-нибудь "Алисы в стране Чудес" или похода к Бабе-Яге — то есть переход в некий сюрреалистичный мир. Поц поет, что его сильно мажет — но это не обязательно история про запрещенные вещества. В той же "Алисе" таблетка тоже есть — но как способ попасть в иной мир. Поэтому девушку из начала клипа мы задумывали именно как персонажа-проводника в этот странный сказочный мир. Но Роскомнадзор, увы, увидел в клипе что-то другое — видимо, пропаганду наркотиков. Наверное, кто-то подал жалобу, а в РКН сидят не сказать, что творческие люди, — они посмотрели поверхностно и увидели то, что мы туда не закладывали. Клип, к сожалению, заблокировали в РФ.



VACIO — СПОКОЙСТВИЕ

Никита: Локация — это приватная территория, закрытое рыбацкое озеро. В момент съемок там реально люди рыбачили и кидали в нас камни, потому что мы им мешали. Эту бухту нашел Вася [Vacio] — мы просто купили лодку и заплатили 500 рублей за вход. Весь бюджет клипа — 500 долларов, он суперсамопальный.







Эта работа была крайне хаотичной, а постпродашкн получился очень долгим. Все в клипе было на каком-то порыве и постоянной импровизации. Например, сцена с лимузином снималась на дне рождения у Сахарной — мы просто оказались в нем и решили поснимать сцены для клипа на айфон с тем встроенным в машину освещением.

Саша: Это как раз к вопросу, можно ли снять клип за пять копеек. Да, можно, но только если артист в этом органичен. Вася — панк, из которого харизма реально брызжет. Его можно хоть на фоне серой стены снимать и получить классный результат. А во время продакшна он готов пару дней кататься по грязи и комарам, кушая в "Макдональдсе".

Никита: "Спокойствие" — это история, когда во время производства все удачно срослось. Конечно, мы применяли стандартные фишки для экономии: например, использовали неестественно темный свет — потому что в нем можно просто спрятать дешевизну производства. Тут максимально обычные локации, стандартные кадры, дешевые камеры, но все сработало за счет удачного стечения обстоятельств, креатива и самого артиста.

Единственная дорогая часть съемок — это кадры в воде. Рома нам выделил 15 тысяч, чтобы снять аква-студию. Нам не пришлось погружаться в воду всей командой: там есть специальное маленькое окошко, через которое можно снимать. Мы в конце даже взяли его в кадр, чтобы передать определенное разделение с героем. А так мы просто включали трек в этой студии, Вася что-то слышал сквозь воду и пытался попадать в липсинк.



OG BUDA — СЕРДЦЕ </3 ВРЕМЯ

Никита: Я поехал в Бангкок к своей девушке — у нее там был модельный контракт. На тот момент мы с Будой уже около полугода обсуждали, что надо бы что-то снять. Мы даже написали несколько сценариев для других треков, но как-то все не получалось. Уже думал, что ничего не выйдет. И вот я оказался в Таиланде. А им как раз срочно нужен был клип к выходу альбома. Я написал: "Ок, давайте рискнем". И они специально из Москвы прилетели ко мне в Бангкок.







Я уговорил одного оператора остаться в Бангкоке на неделю только ради съемок. Мы ездили с ним по всему Бангкоку, искали локации, обсуждали, как и что будем делать. Нам, слава богу, удалось по смете пройти и снять все это на пленку. Хотя изначально переживали, что будем все снимать на зеркалку как туристы.

Мы делали все собственными усилиями и маленькой командой. Моя девушка с подругой нашли локацию с видом на Большого Будду. Это оказалась школа. И мы уже на скауте поняли, что было бы круто дать какой-то жизни и реально позвать школьников в этот класс, сделать прям такую киношную сцену. Мы на улице нашли мальчика, который танцевал вог. Подумали, что будет классно засунуть его в этот класс. Именно он и должен был танцевать на столе. Но парень застеснялся камеры и не смог дать нужной нам энергии. Пришлось взять вот этого милого толстячка — и он оказался даже круче.

Буда органично вписался в этот сетап, но вообще изначально клип, конечно, не про школу. Мы планировали все построить на пинге — все действия в видео должны работать под бит. В треке есть пинг, а в клипе на его месте должен происходить определенный глюк. Мы придумывали, что в такой момент каждый раз действие должно отматываться назад. В некоторых местах этот эффект есть, но мы не стали заморачиваться над ним так сильно, как планировали. Поэтому в итоге решили сделать простой тайский роман — легкую любовную историю.

Но для меня этот клип, прежде всего, очень крутое воспоминание. Когда тебе, находясь в другой стране, удается отснять что-то более глобальное, чем просто тревел-видос — это уже классно. А мы смогли еще и с местными киношниками поработать, и на пленку все снять.

Саша: У нас каждый клип отличается от другого, но этот выделяется большим количеством живых фактур, пыли и натурных съемок. У нас есть прикольный навык: мы умеем под себя оптимизировать обстоятельства. И это дало возможность так все показать.

Никита: Я настраивался, что тут не будет какой-то претензии, просто покажем жизнь. Было сложно прописывать что-то конкретное, когда ты в другой стране, где не совсем понятны производственные моменты. Тут происходит очень много импровизационного. Мы неделю ездили с оператором по всему Бангкоку: искали, думали, обсуждали — постепенно сложился общий паззл истории.

Несколько идей пришло от Буды — наклеить миньона на байк, надеть футболку "Барселоны". Он был очень заряжен: знаю, что у Гриши есть актерские амбиции и сам по себе он очень артистичен — мечтает сняться в кино или даже сделать что-то свое. Поэтому трудностей у меня с этим не было. Буда активно поддерживал нас — например, я не так хорошо знаю английский и он часто помогал объяснить задачу главной героине.



AARNE, BUSHIDO ZHO, ANIKV — ТЕСНО

Никита: Для стартового топ-шота с Аникой у нас были рельсы и тележка, а на ней специальный кран. Причем не электронный, а механический — именно это и дало такой прикольный эффект. Мы ничего не крепили на потолок или стены — это обычная операторская тележка. Снять сверху получилось за счет нестандартных инструментов крепления камеры.







Саша: Сцена с бесконечным количеством людей, проходящих через машину, — это магия монтажа. Мы снимали артистов и кучу народа, которые как в клуб в эту тачку заходят. На монтаже мы отрезали ту часть машины, из которой они выходят, и получалась иллюзия бесконечной толпы. По сути, мы просто снимали, как люди заходят в машину и выходят из нее, а также артистов в середине. На постпродакшне мы скеливали сцену из этих разных кусочков.

Никита: Сцена в ванной задумывалась как отсылка к знаменитому эпизоду с зеркалом из фильма "Ненависть". Но из-за технических особенностей локации наша сцена немного отличается от оригинальной. Весь клип мы снимали в только что открывшемся клубе. Мы зашли в туалет, построили там фальшивую стену и раковину. И двух наших артистов поставили за стеной.







Саша: В этом и различие: если делать как в "Ненависти", то мы бы снимали только одного артиста и его дублера. Но нам хотелось больше заявить Aarne — битмейкеров в индустрии немножко принижают, а мы хотели показать его как полноценного участника действия. Он появляется практически во всех сетапах, а экранного времени у него не меньше, чем у артистов.

В сцене происходит такая же история, как в "Ненависти" — герой умывается и смотрит в зеркало, только у нас еще в этот момент происходит смена персонажа. Получилась не просто отсылка, а развитие этого приема. Причем мы сделали это без склеек и в очень тесной локации — артист должен был не просто спрятаться за кадр, а открыть дверь и выйти из помещения.

Никита: Сцена с подкидыванием и расплющиванием Bushido Zho — это просто 3D-скан человека. Нам хотелось сделать что-то в духе скинов героев из GTA 3 или GTA: Vice City, только в более современной визуальной форме. Мы полностью отсняли кадр, где героя подкидывают. Потом сделали склейку и добавили вот эту отсканированную 3D-модельку. А липсинк к ней записал второй юнит на другую камеру — мы сделали совмещение этих двух кадров внутри одного.

Финальную сцену мы сделали с помощью motion control: камера много раз двигалась по одной и той же траектории, но за счет вспышек этот эффект усиливается. Мне было принципиально важно, чтобы эти вспышки давали не киношные световые приборы, а настоящие концертные стробоскопы. Мы управляли ими с помощью пульта и старались делать так, чтобы вспышка всегда попадала в бит. Плюс мы нашли классную локацию и точку, за счет которой получилась хорошая глубокая перспектива. Это создавало сильный объем, чего бы не получилось, если бы люди просто танцевали на белом фоне. Это отчасти помогло создать иллюзию превращения одного человека в другого. Но формально мы это решили стандартным приемом — делали на монтаже матч-кат по движению.



SLAVA MARLOW — КАБЛУКИ

Никита: Это один из самых дорогих наших клипов — он стоил больше пяти миллионов рублей. Мы долго обсуждали идеи со Славой: сначала это происходил на "холодную", поэтому многие предложения ему не заходили. Потом мы встретились, Слава подробно объяснил нам концепцию альбома "Тузик", рассказал про фишку с расшифровкой интро и какие-то личные моменты.







Саша: У нас возник разгон про концепцию некой фотосъемки. А затем уже появилась идея с "Днем сурка". Потом я придумал себе челлендж — сделать все однокадрово. Причем не просто однокадрово, а бесконечно однокадрово. То есть, чтобы у нас не было такой вещи, как конец клипа, как таковой. У нас обычно проблемы с концовками, но здесь все циклично и ее по факту просто нет.

Идея была в том, чтобы передать общие ощущения артиста, когда ты постоянно прыгаешь с одной съемки на другую, и у тебя в жизни бесконечный "День сурка". В какой-то момент это может привести к панической атаке и нервному срыву. Отсюда и появилась сцена с рвотой и переворотом всего пространства, после чего Славу приводит в норму Карина.

Игрушечный Тузик из клипа — это графика, на съемках у нас физически не было настоящего. Слава дал нам фотографии, мы отсканировали Тузика и начали поиски визуального стиля. Сразу решили отойти от реализма в сторону трендовых штук — сделать вот это модное 3D с элементами 2D. Но, к сожалению, не получилось найти людей, которые могут это суперстильно сделать. Поэтому пришлось откатиться к более надежному и понятному решению. А на съемках мы старались максимально избегать прямых взаимодействий предполагаемой 3D-модели игрушки с живыми актерами.

Никита: Кадр с головой Славы, вылезающей из ноутбука, мы сняли с помощью линзы fish-eye — получилось эффектно передать физику. Мы с помощью графики совместили кадр с фишая и фон с ноутом. Fish-eye усилил эффект вылезания Славы из ноута — линза дает ощущение, будто тебе кто-то экран промял.

Саша: Весь клип мы сняли с помощью физически камер. Виртуальная — это только момент вылета в город. Еще мы использовали камеру 360 — чтобы снять сцену с пролетом тарелочки. Как мы все совмещали и создавали все эффекты — объяснять очень долго. Постпродакшн тут был очень серьезным — большое спасибо Славе, что он дал нам на это полгода. В клипе очень много искусственного. Но это не значит, что мы все рисовали и тут нет ничего реального. Я бы назвал "Каблуки" хорошим примером AR. То есть мы здесь дополняем реальность с помощью графики, а не заменяем ее.

Никита: Для этого клипа мы первым из российских ребят печатали клип на пленку в Лос-Анджелесе. Когда ты печатаешь на пленку, она немножко сглаживает всю графику, что делает ее правдивее. Мы отправили цифровую версию клипа в Лос-Анджелес на студию, которая занимается печатью таких фильмов как "Дюна" и "Бэтмен". Там есть специальный аппарат, который напечатал нам цифровую версию клипа на пленку 35 миллиметров.

Саша: Сцену с рвотой мы снимали с помощью бронированного стекла — выставляется конструкция и сверху на ней стекло, способное выдержать вес человека. Снизу встает оператор с камерой и снимает. Мы поставили под специальной конструкцией камеру, а на стекле стояли Карина и Слава. Кадр снизу полностью реальный: мы снимали с помощью смеси, имитирующей рвоту — хлопья, йогурт и еще что-то там. Пиротехника тоже настоящая — мы реально все взрывали.

Никита:Еще мы сильно заморочились с системой освещения — спасибо нашему выдающемуся оператору Егору Процко. Он создал сложную систему освещения, которой можно было управлять с одного пульта. Во время перехода из одной локации в другую мы могли нажатием кнопки полностью менять все освещение. Плюс на всей локации свет меняется после того как Тузик перекусывает провода. Получился эффект в духе "произошел какой-то капец", когда все постоянно искрится и горит.

Саша: Финальная сцена со взлетом людей вверх — это тоже совмещение живой массовки и графики. Все, кто танцует, это настоящие актеры. Остальные — отсканированные модельки, но заметить это можно только если постоянно нажимать на паузу и сильно всматриваться в экран. Эффект такой реалистичности получился во много потому, что человек, который делал нам графику, присутствовал на площадке и смог снять все локации вживую.

Никита: Еще в этом клипе есть две ключевые символические фигуры. Все видео циклично — Слава проходит четкий круг по площадке, плюс круг появляется в различных элементах, типа той же тарелки. А еще в конце видео Слава и Карина своими фигурами образуют сердце — это мало кто замечает. Честно говоря, мы не продумывали эту деталь, но, пересматривая клип в пятисотый раз, я заметил, что их тела располагают к тому, чтобы мы чуть-чуть на графике их подвинули и сделали из пространства между ними форму сердца.



***



Никита: Если резюмировать, то мы и в этом, и в других видео, за счет графики допиливаем и докручиваем какие-то идеи, которые задумывали изначально. У нас обоих творчество началось с монтажа. Мы быстро приноровились к тому, что работы приходится или спасать с помощью монтажа, или что-то интересное находить с его помощью. Наверное, это и есть наш творческий метод — когда все отснято, работа только начинается. Мы стараемся разглядеть все внутри имеющегося кадра и либо органично что-то добавить в сцену, либо пересобрать ее в другом ключе.

Мы недавно осознали, что из-за такого подхода у нас уже довольно большой опыт в постпродакшне. Поэтому мы решили сконцентрироваться именно на нем — собираемся открыть студию постпродакшна. Будем монтировать, делать графику, цвет, звук. Мы активно начинаем работать с нейросетями и другими новыми штуками. Возможно, мы будем заниматься не только видео, но и фильмами. Весь свой опыт мы хотим вложить в этот продакшн-сервис, уделяя много внимания ему, а не только съемке клипов.



* интервью давалось в июне 2023

Шесть с половиной минут насилия
Скуфы и будущие скуфы