Тексты
Руслан Муннибаев; фото: Алина Пязок

Rigos: "Если у тебя пятьсот песен — ты уже
на каком-то уровне"

Дэнсхолл и риддимы, Скриптонит и Миша Крупин, беспредельные ямайские танцы и российские вечеринки — всему этому нашлось место в беседе.

Слушателю рэпа Rigos открылся буквально в прошлом году, после выхода совместного с Гуфом альбома "420", хотя занимается музыкой он уже с десяток лет. У него только что вышла новая сольная пластинка "На реальных событиях" — буквально перед ее выходом The Flow пообщался с петербургским рэпером.

Ты изначально увлекался дансхоллом, не рэпом?


Не, сначала рэпом. Подвис я на этом году в 1997-1998. У меня батя меломан, у него были и пластинки, и диски, и кассеты. Лет в 13 я уже подсел жестко на хип-хоп. У меня преды еще программисты, был компьютер, так что все ходили записываться ко мне. А вот на регги я подсел, когда уже начал думать, как перебираться в Москву. Мы законнектились с концертником тогдашним Jah Division. Обменивались дисками, mp3-шками, дискографиями Sizzla, Capleton — тогда еще интернет был тупой, модемный. А потом я поступил учиться и постоянно ходил в клуб Forpost, на каждую регги-вечеруху. Лет буквально в 16-17. И подвис на этом.

А ведь в России и в СССР регги-тусовка вышла больше из какой-то хиппарской темы?


Да, ты прав абсолютно. Но ничего в этом плохого я не вижу. Мне и Комитет Охраны Тепла нравится, и хиппарская близка движуха. Не по эстетике, а по музыкальной составляющей — они больше музыканты все-таки.

А дансхолл они вообще восприняли?


Нет. До сих пор нет.

То есть люди, которые ходят на "Дни рождения Боба Марли", не воспринимают дансхолл?


Ну я не скажу за всех — я воспринимал сразу на ура. А олдскул-хиппари не очень воспринимают, думают, что это прихипхопленная штука уже. А я вообще подсел на регги с "Chant Down Babylon", вот эти ремиксы все.

Ты следишь за российским регги? В каком состоянии оно сейчас?


Да, честно говоря, никого не могу отметить — прямо чтобы я его слушал. Есть все те же самые группы, есть новые — но у них лирическая составляющая простовата. Если бы был кто-то, конструктивно говорящий, я бы его слушал. В непонятном состоянии оно. А, вот что еще хочу сказать. Послушал последний альбом Protoje, один из самых крутых conscious-артистов на Ямайке. Продюсирует их альбом Don Corleone, самый крутой продюсер. Так они сделали альбом с хиппарcким звуком русского регги! Я реально послушал — и ничего ямайского там не нашел. Как будто бы русский бэнд все сыграл. Они же продаются в Европе, концерты там дают — и последний релизы стилизуют под такое говнорегги. Есть такая тенденция мировая.

Правильно я понимаю, что в регги больше пацифисткого отношения к жизни, а в дансхолле — наоборот? Как в хип-хопе, много маскулинности, уличной силы.


Не знаю, Руслан. Я вот сейчас не могу отделить раггу от регги. Те же артисты, что поют раггу, поют регги. Записываются на риддимы уан-дроповые, со слабой долей, и на тяжеленькие какие-нибудь. Поэтому часто сложно отделить регги от дансхолла. Всегда был посыл к свободолюбию, мятежный дух — он как был, так и остался. Они, конечно, хавают тренды, стали релизы чуть посовременнее звучать — Mavado, Vybz Cartel — но мотивы-то все те же. Я вообще, если регги слушаю, то в основном старое. А дансхолл, конечно, свежачок.

А первое, что ты записывал, был все-таки рэп?


Конечно! Мне же еще 12 лет было. Мы там передирали минуса, закачивали в дерьмовом качестве треки по модему, выдирали оттуда петли. Но в основном, конечно, с кассет цифровал я: где в конце петля упущена, ее циклил, и на них мы читали. А потом — Fruity Loops 3.14, и понеслись свои биты после этого.

А помнишь, когда впервые сделал регги или дансхолл?


Не, не помню. Я больше тысячи песен записал за жизнь, и, честно говоря, уже теряюсь в них. Еще такая деталь: мы сейчас чуть разошлись с El Toro и Black Jacket, по нашим личным мотивам, не хочу говорить. А в тот момент я их подсадил на Fruity Loops — по 9-10 лет было пацанам. У них просто брат старший, мы с ним вместе в баскет играли. Они заходили, смотрели, как я писал музыку, подсели — и в 2000 году уже сами начали делать минуса дансхолльные и реггейные. Ну и до сих пор этим занимаются, хотя уже, конечно, не Fruity Loops там. El Toro вообще сделал последний официальный ремикс для Sizzla, сейчас он плотно работает с Suns Of Dub, это такая большая тусовка, сотрудничают с Diplo. Молодец! Ну мы же тоже проделали большую работу по продвижению, у нас выходили релизы и на Ямайке тоже. Просто брал минуса пацанов, когда они уже вышли на уровень — и начал просватывать по фейсбуку артистов. Болтал с ними, ну и показывал минуса. Им нравилось, они записывались — кто бесплатно, кто за 5 долларов, кто за 10. Так мы собрали полноценных 10 риддимов по 20 песен. Ну и мои треки тоже выходили на ямайских миксах. Bulletin — может быть слышал такого пацана? Он с Major Lazer сейчас. И вот он с ним плотно работает. Надеюсь, все у них будет здорово.

Расскажи тем, кто не в теме, что такое риддим.


Да просто ритм-секция. Бас и драмы. Есть классические риддимы, они переиздаются уже не один десяток лет. А вообще, дансхолл же выпускали на "семерочках", не на обычных винилах. И они выпускают сингл, а на другой стороне — версию, под которую диджей на вечерухе зачитывал под минус. Это и называлось риддимом. А сейчас риддим — это когда один минус и много артистов, у каждого по песне на один и тот же минус. Их собирают в сборники риддимов потом — целый сборник на одну музыку.



Что представляла собой тусовка True Jamaican Crew?


Я. Papayouth — мой кореш, Антоша. И Bumbambasha, Ванек. Ванька мы подтянули уже в универе, а с Тошей с двухтысячных еще дружим. Еще рэпом этим, ранним, детским, вместе начали увлекаться. Я его засылал в Москву, он в 13 лет тусовался с Герой Моралесом. С дредами все гоняли тогда. А потом поступили в универ — и год писали просто демки. С этого момента уже втроем делали.

Сейчас тусовка существует?


Да, конечно. У нас чатик, мы болтаем друг с другом в ежедневном режиме. Пацыки видят, что я по профессиональной теме пошел, а они по-любительски к этому относятся. Никакой ревности, никакого разлада — думаю, выпустим еще и с TJC релиз, как будет у пацанов время, дух. Я думаю, мы до старости в ней будем. Я свидетель на свадьбе у Papayouth, он — на моей, Bumbambasha — крестный моей дочки. В общем, мы повязаны уже чуть ли не родственно.

А вообще дансхолл российский помимо вас в каком состоянии пребывает?


Кроме Чаянов ничего выделить не могу. У них он лайтовенький такой, но Артур может крутые минуса писать, это точно. Кто-то еще есть, я думаю, пацаны простят, кого не вспомнил. Но, честно говоря, русский дансхолл я не слушаю.

Концертной жизни, тусовок, вечеринок у него нет?


Вечеринок-то много, я думаю. Просто сейчас дансхолл — это фитнес для девчат, танцевальное упражнение такое. Куча мастер-классов по всей стране. Раньше все-таки движуха была другая: были МС, дэнсеров вообще не было.

Тверк же из этой темы вышел?


Да фиг его знает. У них там был жопотряс жесткий, но и в Америке был, так что однозначно не скажу. Они все любителями жопой потрясти были. Но на Ямайке это все вообще неприлично было, чуть ли не в голом виде делалось. Остров-то маленький, чо им еще делать! В Америке то любят покрасивше все делать, какой-то шейк, чуть поприличней. На Ямайке, конечно, полный разброд: с лестницы прыгают на телок — короче, беспредел!



Когда человек долго в какой-то субкультуре находится, он может очень ревностно относиться к тому, что она становится популярной. А дансхолл теперь — и у Кендрика, и у Канье. И Diplo в тренде.


А это всегда было! Вспомни Тупака, у него был фит с Prince Ital Joe. Snoop. Они всегда любили ямайские кусочки вставлять в песни. Я наоборот, как раз за продвижение Ямайки — но не в сторону Европы, а в сторону Америки. Как Mavado или Alkaline сейчас делают. У них и минуса, и сведение хорошее, они не пишут эти риддимы, где один и тот же минус и куча артистов. Мне нравится эта тенденция. Я не прочь, чтобы и у нас побольше пацанов писали дансхолльчик. Я же вообще не отношу себя к дансхоллу, просто делаю то, что мне нравится. Потому что аутентичный дансхолл здесь совершенно не зайдет!

История твоего знакомства с Гуфом уже не раз рассказана. Твой друг, который слушал тебя, поставил ему песню — так?


Мы с Ваней, другом этим, были как раз знакомы по реггейной тусовке московской. На самом деле, это элемент внезапности был — я-то знал, что он Лёху знает, а потом так повернулась жизнь, что все срослось. Спасибо жизни за это!

Процесс работы с Гуфом был сложным?


Сложным — нет. Чем дальше, тем легче. Сначала все делали с небольшой опаской, конечно, а потом, когда "Бараний рог" уже делали — полнейший комфорт. Еще у нас есть синглы, но не буду палить сейчас. Он в чем-то схож со мной в подходе к музыке. 



Доносится история, что он взял битмейкера BlunthCath, заперся с вами в своем подмосковном доме-студии — так появился альбом. Так и было?


Мне бы хотелось, чтобы так было! Большинство треков — это были наши демки с BlunthCath, записанные еще полгода назад. Мы тогда писали по 20-30 песен за месяц. "420" ему зашла — ну все и пошло. Альбом был записан так: несколько треков начинал он, несколько треков — я. 50 на 50. А BlunthCath показал себя не только как музыкант хороший, но и человек. Поэтому они сблизились с Лехой максимально. Он и сейчас там у него. 

До "420" ты много концертов дал?


Много — в основном, в Питере, конечно. Были вылазки и на "Казантип", были волжские вылазки. А здесь просто вечерухи дэнсхолловые постоянные. Очень много выступал!

А что за публика ходит на дансхолл? Черные?


Сейчас — не знаю. Черные тоже, да. А тогда — просто ценители какие-то штучные, их друзья и друзья друзей. Неординарные. Я вот не могу сказать, что за публика. И девчата, которым нравится потанцевать, и пацаны, которым вроде бы не очень близка движуха хипарская, но которые любят регги в целом. Крутая публика, нравится мне она. Но честно говоря, не вижу, чтобы дансхолл привлекал какую-то массу извне. То есть, любители регги в себе варятся. Не вижу, чтобы он популяризировался, какие-то притоки чтоб были свежих слушателей. Поэтому я и стал комбинировать это все с хип-хопом, выводить на новый уровень. Музыку-то я люблю вообще до кости, но понял, что с дансхоллом будешь сидеть дома и ходить по субботам на какие-то вечеринки в маленьких клубах. Меня это никак не удовлетворяло. Да и вообще, я давнишний любитель хип-хопа. Мне нравится именно смесь хип-хопа и регги.

А почему, как тебе кажется, 5'Nizza достигла такого успеха? Это, конечно, не дансхолл, а больше регги.


Ну а какой успех? Вот где сейчас 5'Nizza? Ну да, они достигли когда-то какого-то успеха, но успех-то надо продолжать. Успеха достигли те, кто сделал три альбома — и они стабильно охрененные. А один альбом... Они молодцы, конечно. Песни там хорошие, но я бы не назвал это успехом в полной мере. Были такие выскочки — может, помнишь? — был такой Mangol, он вообще на Tuff Gong записал  песню "Summertime", снял клип там же, на Ямайке. Он заходил так, и по телеку его крутили. Но все, потом буквально две недели, месяц — и где он сейчас? Не назвал бы историю группы 5'Nizza успехом, хотя они и по одному сейчас вроде путешествуют, и что-то делают...

Воссоединяются сейчас, будут большие концерты.


У них даже новый материал, как я понял, есть. Я еще не добрался. Знаю, например, что Бабкин и сам по себе всегда фигачил, да и SunSay пел сам по себе. У него хороший голос. Друзья любят, ходят на его концерты, не раз уже были. Когда вышел альбом — фанател, конечно. Даже выучил табулатуры, умел на гитаре играть все эти "Солдаты" и прочее.

Ты полностью доволен тем, как был принят альбом "420"?


Ну как, полностью? Я же тоже чуть-чуть перфекционист. Во-первых, я думаю, повлиял тот факт, что все это было чуть-чуть скомкано. Мы записывались сессиями, не в одном ключе. В отличие от моего крайнего, записанного от и до в одном. Мы каждый день писали-писали-писали — и все, он единый. А "420" писался чуть ли не два года, поэтому, конечно, все разрознено, а что-то — уже и не актуально. Подзатянутый релиз, мне кажется, получился. А так — кажется, сильный (смеется). Не берусь судить.



Ты производишь впечатление довольно спокойного человека. А вот реакция фанатов Гуфа, многих из которых именно твое участие смущало, тебя не напрягает?


Она меня абсолютно не напрягает. Более того, любая реакция лучше отсутствия реакции. Я был готов к этому, естественно. Мы для слушателя на разных абсолютно рангах находимся. Я ж не такой глупый, чтоб думать. что я сразу всем понравлюсь. Ну сейчас, я вижу, риторика смягчается. Все идет своим чередом. Чтоб сразу же — я даже не помню, кто так выстреливал в России — чтоб с нуля и до ста, прямо так быстро. Мне кажется, всех постепенно, по чуть-чуть, принимают. Особенно, в России, где очень ревностное отношение к музыке, к культуре, к артистам самим.

Понравилось гастролировать с Гуфом?


Конечно. Это круто сразу же на уровне большого артиста ездить: хорошие отели, хороший прием, хороший райдер. Очень понравилось.

Я помню твой твит — кажется, он был до выхода альбома — сейчас дословно его не приведу, но типа того что "Кажется, я последний раз работаю".


Да-да-да. Все так и было. Как и в том тексте.

А кем работал? Таксистом, кажется?


Я кем только не работал. Сменил, наверное, сто профессий. Таксистом, в том числе. Вот как раз таксистом я, по-моему, меньше всего и работал. Работал в отеле, работал монтажником. Отливал магниты для холодильников, у нас было производство-мануфактура с другом. Всякой фигней, короче, уже успел позаниматься. Ну мне уже под тридцатку. Я уже здоровый пацан.

Так как я не закончил вышку, я колебался между разными профессиями. Но это мне не мешало музло писать, причем в большом количестве. Раньше я вообще писал очень-очень много. За сессию по одной песне никогда не делал, писал по шесть сразу. Не было абсолютно никакого отсева материала. Это был такой ямайский подход к музыке, на лету. На самом деле, дохрена чего я из него выжал. Кажется, скиллз никаким другим путем и не поднять. Это была работа над стилем, разработка своей базы рифм. Все в таком духе.

Если человек мне там пишет, мол, у меня есть уже сто песен, я считаю, что он вообще новичок. Если у тебя пятьсот песен — ты уже на каком-то уровне.

Часто так бывает, что увлекаясь каким-то одним стилем, тебе в нем сначала нравится все. А со временем, когда ты уже глубоко погружаешься, то начинаешь в чем-то сомневаться, критиковать.


Конечно! Я критикую сейчас дансхолл за тупую лирику, за постоянные использование половых органов напрямую. В этом смысле мне даже русский хип-хоп больше нравится, потому что он культурней, что ли. Не нравится мне дансхолл лирикой.

Она одинаковая?


Есть, конечно, исключения, но артисты сосредотачиваются больше на голосе, подаче, на сочетании с минусом. А тексты туповаты.

А как так получается, что в топе сейчас находятся и одновременно какие-то патриархи жанра — тот же Sizzla, — и совсем молодые ребята, которые недавно только выскочили?


Вернусь к тому, что они не фильтруют абсолютно материал. У них такой поток музыки там — даже больше, чем во всей Америке. На таком маленьком острове у них там на каждой улице по студии, ну и они любят вообще выскочек. Они там помешаны на американской истории успеха. Последний яркий тому пример, вот за 2014-й год, самый-самый успешный артист — это чувак, который просто был бомжом. Его снял на камеру один селектор, диджей, как тот зачитывает...

Да-да, я видел.


Видел, да? Gully Bop зовут. Сейчас ездит на таком "мерседесе" — мне такой и не снился. То есть, они очень любят такие истории, когда чувак прямо с низов до самого верху запрыгнул.



Но зубы он, кажется, так и не вставил.


Да, специально! Была история, что чувиха повела его зубы вставлять. А тот говорит: "Нахер надо! Дикцию потеряю, фишка уйдет".

Твой сольный альбом. У тебя есть какая-то концепция?


Есть, конечно. Он называется по концепции, "На реальных событиях". В нем — все, что происходило за эти два года, дохрена просто впечатлений. Был очень большой отсев треков. Мы записали чуть ли не 50, а выбрали 13 всего. Концепция такова, что там нет ничего придуманного, даже гиперболизированного нет. Кажется, слушателям будет интересно узнать, как это все произошло на самом деле. Я, получается, такой человек-загадка для массива, для слушателя, для любителя хип-хопа и вообще урбан-музыки. Хотелось чуть открыться, показать, а как же изнутри все это происходит. Элемент такого ток-шоу.

А можешь прокомментировать гостей альбома? Потому что выбор очень интересный.


С группой Каспийский Груз у нас вообще давние уже отношения дружеские. Второй город, где была презентация "420", мы сразу были с Каспийским. Ну и до этого мы были знакомы. Пацаны очень душевные, мне очень занравилась их лирика еще со времен, когда Словетский с ВесЪом самый первый трек сделали. Почему-то зацепил он и я сразу подумал, что Каспийский выстрелит. Это прямо свои пацаны.

Насчет Скриптонита — тоже работали. Еще на "Верхом на риддимах" я писал на его бит, работали и фейс-ту-фейс у Лёхи на студии. Тоже пацан свой в доску. Я просто писал с теми, кого я реально знаю хорошо или давно хотел встретиться. Вот как Миша Крупин — мы с ним могли познакомиться еще 10 лет назад. Как раз, когда первый концерт TJC был и как раз, как Тумана его привозил DJ Эдвин на тусовки в старый А2. Мы тогда не пересеклись, пересеклись буквально два-три года назад, познакомились. Назревал-назревал фит, я что-то невыпущенное на его инструменталы писал. Вот и предложил ему, он сказал: "Конечно, да". С Мишей Крупиным был единственный фит фейс-ту-фейс. То есть, мы собрались на студии, не было ни бита, ни текста, ничего. И просто с нуля построили. Ну с Лёхой — понятно. Есть там еще секретный фит, честно говоря.

В каком треке?


На то он и секретный!



А еще Денис Шадинский указан в треклисте.


Знаете такого? Это голос Кураж-Бамбей. Он отвечает за интро. Я почему-то подумал, что у фразы "На реальных событиях" постоянные параллели с фильмами. Решил, что раз уж делать — то делать. Написал ему: "Денис, может, посодействуешь?" Он сначала так, нехотя, но в итоге все сделал хорошо.

Ты в этом альбоме решил сам минуса не писать, да?


Я на свой минус только трек "Хип-хоп терапия" писал. Я не писал их уже 10 лет. Ну я так, на айпаде что-то во Fruity Loops делаю, конечно, для поддержания гармонии в мозгу, но несерьезно все.

А почему все-таки не двадцатого апреля выходит альбом?


Никакой подоплеки. Как был готов альбом, мы отдали материал редактору. Редактор на продажу выставил. Выпала вот такая дата, двадцать первое (в итоге альбом перенесли на тридцатое апреля — прим. The Flow).

Когда презентации?


21 мая в Питере. Есть еще, но подальше даты. Думаю, будут и поближе концерты. Я открыт для организаторов, работаю сейчас как раз с букинг-агентством P.M.Only. Пишите, жду предложений.

Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"
Предыдущий рекорд принадлежал стримеру Некоглаю