Тексты
Текст: Владимир Аладьин

"Тор: Рагнарёк" — совершенно чудовищное кино

Наша рецензия на последний фильм Marvel в этом году.

В "Торе 3" немало хороших шуток, есть симпатичные персонажи и яркие локации. Порядком зрелищных сцен и здорово снятых боёв, крайне уместный саундтрек. Заходят погостить персонажи других лент киновселенной и, понятное дело, есть сцены после титров и камео Стэна Ли. И кино совершенно чудовищно.

Тор узнаёт о пророчестве. Мол, если выполнить определённые бессмысленные действия, Асгард будет разрушен. Появляется сестра Тора — богиня смерти Хела и ломает молот главгероя. Сам протагонист попадает на планету, где проводятся гладиаторские бои, и находит там Халка. Весь ход истории и её логика так и строятся на "если выполнить некоторые бессмысленные действия, то получится так-то".

Новый "Тор" — комедия. Комедия целиком, бесповоротно, от и до. И комедия плохая. Потому что гегом тут заканчивается каждая сцена. Некоторые сцены гегами перебиваются или начинаются, но заканчиваются — решительно все. Это будто общаться с человеком, который постоянно пытается шутить. Он так пытается, аж на лице написано, насколько в этом старателен. Даже если моментами это заставляет улыбнуться, общая эмоция ситуации — непроходимая духота. В приоритетах при создании картины первейшим было количество шуток. Их качество — где-то в в третьем десятке пунктов KPI. Обеспечение связности и какой-никакой драматургии вычеркнули из списка целей ещё на первых планёрках.

Будто смотришь не кино от Marvel, а сборник фанатских шуток на его тему, скомпилированный и снятый самой студией. При этом, это не сарказм над жанром, не попытка деконструировать через осмеяние, не самоирония даже. Просто герои почему-то вдруг стали в четыреста тысяч раз чаще отпускать колкости и нелепо себя вести. Самое время, перед надвигающимся армагеддоном-то.

Втройне странно, что в безыскусную юмористическую передачу решили превратить именно ленту про "Тора" — а эта линия картин у Marvel’а была наименее к такому повороту готова. После фильмов от шекспиромана Кеннета Брана и большого мастера важнейших сериалов в истории Алана Тейлора (тогда, на старте, имена режиссёров ещё что-то значили) новая лента — что-то на уровне порнографического фанфика или декламации вогонской поэзиии.





Впрочем, чувство юмора у всех разное — и некоторые формы так называемой разумной жизни могут признать "Рагнарёк" и впрямь уморительным. Но с этим праздником острот и трубадурства ещё двигать остальную киновселенную. В которой с третьим "Тором" навсегда останутся сценарные этюды, когда одна нужная авторам глава переступает в другую без каких-либо внутриэкранных причин. Такой подход, когда создателям можно вообще не думать про логику, потому что волшебство, уже был представлен в "Докторе Стрэндже". Недаром протагонист последнего заскакивает ненадолго в "Рагнарёк" и совершает несколько поступков, которые никто вам никогда не объяснит — просто, чтобы показать преемственность лент.

В некоторой степени вышеописанное — избавление от логики — наиболее логичный сейчас шаг для Marvel. Сперва они пытались брать лучшее из комиксов и переносить это на экран с некоторым, весьма умеренным, уважением к традициям киноискусства. При всех художественных допущениях и ляпах ранних картин, люди там прям садились и писали сценарии. Придумывали законы, по которым в картинах живут, и старались те не нарушать. За что им, зачинателям франшизы, конечно, огромное спасибо от любителей кино. Но духу комиксов, на которых всё это строится, такой подход противен, избыточен и вульгарен. Там своя атмосфера и понимание, что позволено, а что — нет. Чистый, оторванный от реальности, инженерных расчётов, конструкторских решений и сверок с хоть какими-либо правилам полёт мысли. Скучнейшее, между прочим, из того, что может породить человеческий мозг.

И "Рагнарёк" в таком смысле — действительно немножко гибель мира. Киновселенная Марвел совсем перестаёт быть про кино, окончательно уходя в анимированные комиксы. Обильные несмешные шутки, яркие локации, прикольные герои и их непрекращающиеся бои. Новая построенная система полна и противоречива, а старина Курт Гёдель рекомендовал сторониться таких систем. Наверняка, на границе их космоса огромная горилла кидается в странников бочками. И почти с гарантией, приходится кому-то из супергероев сестрой или кузиной.

В общем, фанаты комиксов победили любителей фильмов. Просто за счёт более сильной мотивации, отсутствия внутренних ограничителей и других интересов по жизни. “И как хорош тот новый мир, где есть такие люди”.


"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"