Тексты
Текст: Владимир Аладьин

Почему фильм "Про рок" — лучшая музыкальная документалка этого года

Во-первых, он смешной. А во-вторых, отвечает на вопрос: "Почему рэп победил рок в России 2010-х?".



Это всё несколько внезапно, но, кажется, "Про рок" — один из лучших фильмов, которые я видел в 2017-м. Самый смешной — точно. И самый грустный — скорее всего. Самый раскрывающий поколение в окрестностях тридцати — определённо.

В общем, автор фильма Евгений Григорьев в 2011-м решил снять документалку про рок и устроил набор рок-групп для участия в ленте. Пригласил коллективы на кастинг, позвал на него же мэтров русского рока, что отбирали победителей (лучшая аналогия тут — шоу “Голос улиц”, только вместо Басты и Ресторатора — “Чайф” и “Смысловые Галлюцинации”).

С Новым годом поздравляет Медведев, в барах пока можно курить, русский рэп ещё не пожрал все прочие жанры в стране.

Кастинг групп занимает достаточную долю хронометража. И на нём можно скончаться от смеха, не увидев остального кино. Не потому даже, что там шоу уродов (а местами, конечно, оно). "Про рок" в принципе находит огромный юмористический пласт во всём происходящем. И источник комедийного подхода всплывает в течение фильма. Он рассказывает не только про музыкантов но и о себе самом — через какие этапы проходило создание ленты.

Вот, например, очень смешной отрывок.





Несколько раз встававший под угрозу отмены проект (перекрытие финансирования, утрата веры в себя режиссёра) в итоге вылился в полтысячи часов материала, которые разгребались в монтажной пару лет. Если, преодолевая такое, не подхватишь юмор висельника — твоя психика, напевая "Перемен", покинет владельца.

Когда отбор команд для фильма завершился, у проекта прекратились деньги, потому группам раздали по камере и отпустили. С конца 2011-го по 2014-й группы распадались и собирались заново, герои женились и разводились, подписывали контракты и думали об уходе от музыки. Один коллектив искал новые форматы, другой ничего не искал — образующей бенд ценностью были и оставались слабоалкогольные напитки.

Уложенные в два часа несколько лет нескольких жизней не содержат сколько-то выдающихся по кинематографическим меркам событий. Если выступление на “Нашествии” не считать таковым, конечно. Четыре (включая авторов ленты) команды просто живут и куда-то двигаются. Изредка происходящее кажется затянутым и бессмысленным. Куда чаще хочется, чтобы фильм не заканчивался никогда.

Параллельно попыткам преуспеть в рок-музыке участников картины где-то на заднем плане загибается и перестаёт быть главным молодёжным жанром сама рок-музыка. Продюсеры валят всё на поколение, не способное порождать героев. Где-то далеко другие продюсеры вливают бабло в другие жанры и никого ни в чём не винят.

С момента старта съёмок не прошло и полдюжины лет, а смотришь на экран как в другую вселенную. С новым годом будет поздравлять другой дядя, слабоалкогольные напитки сменяются крепкими, о существовании “Нашего Радио” вспоминаешь только из-за водителей Убера, которым потом поставишь низкий балл. Вечно молодые и вечно пьяные заплывают в кризис среднего возраста или что там сейчас вместо него. Герои фильма продолжают играть рок.

Никаких выводов и никакого катарсиса. Просто когда в итоговую ленту попадает треть процента всего отснятого материала — это обычно очень хорошая треть процента.

Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"
Предыдущий рекорд принадлежал стримеру Некоглаю