Тексты
Текст: Андрей Недашковский

Какой получилась “Армия мертвецов” — новый фильм Зака Снайдера

Автор “Лиги справедливости” возвращается к тому, с чего начинал.

21 мая — день, которого ждали многие. Одни — чтобы посмотреть на Netflix, как толпы зомби в рваной одежде с выпученными глазами и вытянутыми вперед руками гоняются за наемниками из нового фильма Зака Снайдера. Другие — чтобы смотреть, как толпы в рваной одежде с выпученными глазами и вытянутыми вперед руками вращают счетчик стримов нового альбома Моргенштерна. Алишера и Зака стопроцентно объединяет метод: “Все хотят от меня шоу. Все хотят — я дам им шоу”. Хотят — потому что помнят, на что режиссер Снайдер способен в жанре зомби-муви.

15 лет назад его карьера феерически стартовала ремейком ромеровского “Рассвета мертвецов” — сразу было понятно, что в ближайшие годы этот человек будет рулить рынком блокбастеров. Он пошел немного другим путем и нырнул в супергероику — сначала сделал блестящую экранизацию “Хранителей”, потом — три ленты про Супермена и Бэтмена. Для одних стал культовым визионером, чьи работы глубже и серьезнее “Марвела”, другие жалуются, что его стиль — пафос ради пафоса, и что стоит навсегда запретить Заку пользоваться приемом слоу-мо. Но пришло время сбросить супергеройский плащ и прорезать циркулярной пилой себе путь сквозь толпу — Зомби-Зак снова с нами.





“Армия мертвецов”, вышедшая вчера на Netflix, — его попытка представить, что будет, если “Одиннадцать друзей Оушна” встретятся с “Чужими”.

Сюжет в общих чертах таков: группа наемников получает задание пробраться в хранилище казино и извлечь оттуда 200 млн долларов. Есть только пара нюансов: во-первых, Вегас захватили зомби, во-вторых, правительство построило вокруг города стену и хочет сбросить на него ядерную бомбу, чтобы избавиться от заразы и заодно сэкономить на салюте ко Дню независимости.

Снайдер вообще недолго запрягает: первый взрыв в фильме происходит минуте на третьей, тогда же зритель понимает, что причиной зомби-апокалипсиса стал минет. Водитель, получая оральные ласки, закрыл глаза и протаранил военный конвой, который перевозил первого инфицированного. Тот совершает побег, пообедав всеми, кто его охранял, и двигает к сверкающему на горизонте Вегасу.





Зомби в “Армии мертвецов” отличаются от стереотипных слоупоков, которые мычат и едва переставляют ноги. У них зарождается что-то вроде общества со своей иерархией. Наиболее развитые особи (их называют “альфы”) носят одежду и броню, пользуются лошадьми (зомби-лошадьми!), приручили тигра (зомби-тигра!) и даже способны испытывать привязанность друг к другу. У них формируется механизм взаимодействия с людьми — если кто-то хочет пройти на территорию, подконтрольную зомби, надо сделать подношение, и тогда никого не тронут. Стоит ли говорить, что один из персонажей плевать хотел на правила и манеры мирного соседства (насколько таким можно назвать соседство зомби) и на команду людей набрасывается все население Вегаса? А ведь надо еще успеть убраться до того, как на город сбросят бомбы!

Логично было бы ожидать от фильма о нашествии зомби каких-то параллелей с реальной эпидемиологической ситуацией последнего года, но то ли я не туда смотрел, то ли о ней здесь ни слова. Только виды экстренно развернутого лагеря беженцев и устройство для измерения температуры, которое в некоторых сценах используют охранники, создают спайку с сегодняшним днем.





Не напрягайтесь, пытаясь запомнить имена главных героев. Они с вами ненадолго и остаются в памяти только благодаря сценам, в которых их красочно убивают. Выделяются, разве что, главный герой Скотт (его играет Дейв Батиста, Дракс из “Стражей галактики”), лихая пилот вертолета Питерс и взломщик сейфов Дитер, который всякий раз при виде зомби верещит как школьница. Фильм точно ничего не потерял бы, сократи эту команду вдвое. Это бы и хронометражу пошло на пользу — все-таки за два с половиной часа “Армия мертвецов” и сама немного превращается в неповоротливого зомби-имбецила. Но спасибо, что не четыре, как это было с режиссеркой “Лиги справедливости”!

Снайдер как DJ Khaled — не знает, когда стоит остановиться, лишен чувства меры, а некоторые его решения — например, включение в саундтрек песни The Cranberries “Zombie” — выглядят то ли стебом, то ли демонстрацией отсутствия вкуса.

Это еще не тот адреналиновый экшн-ураган, которого можно было ожидать от автора “Рассвета мертвецов”, но уже шаг в верном направлении после сонных кинополотен о героях-богах DC. Бойня в финале не разочаровывает: зомби гоняют по казино между рядами слот-машин, купюры медленно крутятся в воздухе (больше слоу-мо, Зак!), шеи сворачиваются, зубы вонзаются, хлопья мозговой жидкости летят наверх, гильзы скачут по полу. Поэзия мочилова, стихия Зака Снайдера.




Но ничего круче гениальных титров, которые нам покажут в самом начале, фильм, к сожалению, предложить не сможет. Там без лишних слов и натужных драм вводят в курс предыстории фильма нарезкой сцен первых столкновений. Как люди радуются сорванному в казино джекпоту, пока на другом конце зала от их соседей откусывают кусочек за кусочком. Как бомбят Вегас и город превращается в руины. Как толпа гниющих двойников Элвиса идет под пулеметный огонь армии. И все это под “Viva Las Vegas”.

Уже известно, что на Netflix готовят несколько спин-оффов фильма (один из них — про того самого взломщика-трусишку). Сиквел пока не подтвердили, но финал “Армии” оставляет богатый простор для второй части. Может, целиком ее смотреть и не стану, но титры точно заценю! Так сказать, откушу кусочек.

Что он рассказал в большом интервью про наркотики и зависимость
Белая Чувашия, новый артист Газа и сайд-проект Дельфина
Платиновый выпуск
Что посмотреть на выходных. Без спойлеров