Тексты
Интервью: Андрей Недашковский
Фото: Иван Левкин

Саша Чест: "Поступили комментарии, что президенту понравилась наша с Тимати песня"

Как была написана песня про Путина, что побудило Тимати записать ремикс, и как попадают на Black Star — все это в большом интервью артиста, чей трек обсуждали вообще все.

Как изменилась твоя жизнь за последний месяц?

Безусловно, в лучшую сторону. Подписание на лейбл Black Star дало мне больше свободного времени. Я сосредоточен на написании песен, на студийной работе, периодически на съемках. Все, что раньше делал сам — снимал клипы, искал оборудование, монтировал, — сейчас делают другие. И это здорово.

До недавних пор ты был концертным директором битмейкера Capella.

Этим я заниматься продолжаю. В любом случае, по мере возможности, я ему помогаю. Это много времени не отнимает. Я знаю, что нужно этому человеку, чтобы комфортно играть и работать, и доношу это до организаторов.

Как вы с Capella познакомились?

По-моему, это был 2004 год. В Томске, нашем родном городе, проводился хип-хоп баттл. Я участвовал, сам себе писал инструменталы. И уже ближе к финалу встретил Рому в клубе “Матрица”. Он отметил, что инструментал и подача у меня хорошие. Когда я выиграл первый томский баттл, Capella в качестве приза преподнес мне свой бит. Уже позже он позвал меня на встречу и предложил вступить в группу ЗаПолк. Мы с Ромой и Вадимом Stip ударились в написание нового материала, я показал свои демо, которых очень много в то время писал — в месяц по 100. И этот материал вошел в первый альбом “Навсегда”. Мы стали рэп-первопроходцами в Томске, когда наши клипы попали в ротацию местного музыкального канала, на СТС, ТНТ.

Почему группа распалась?

Я приехал в Москву в августе 2010 года. Занимался творчеством, продолжал баттловую историю. Через год или два подъехали и ребята — Рома и Вадим. Мы записали альбом “Снег” и после него разошлись во взглядах на творчество. Кто-то хотел писать про любовь, кто-то делать веселые песни, кто-то — EDM-музыку. Приблизительно в то же время Вадим стал семейным человеком, времени на музыку у него стало меньше.

На момент знакомства с Романом, объединение Diamond Style уже сущестовало?

Да, но только в лице Will Shine и Sasha Jf. Сергей Рыбчинский выложил тогда на hip-hop.ru ставшую культовой статью, как продавать биты заграницу, как система Paypal работает. И по приезду в Москву Роман встретился с ребятами — было решено объединить усилия. Сейчас Will Shine и Sasha Jf в Майами, работают с обладателями “Грэмми” за участие в альбомах Beyonce и Rihanna. Это планировалось, как некая дружественная поездка: полететь отдохнуть, показать материалы. Позже это все переросло в какой-то контест. То есть, пригласили кучу райтеров, в доме девять комнат для продакшна и записи, где работа ведется безостановочно. Каждый день к ним приезжали люди, записывали материал. На студии у Capella я слышал этот материал. Безумие! Видно новый подход, новый уровень.

Твой следующий проект M.Y.B возник сразу после того, как забуксовал ЗаПолк?

Мы с Capella сразу переключились на него, ведь работали над ним в свободное время еще с 2007 года. Для M.Y.B характерна танцевальная безбашенная музыка, без рамок и шаблонов. Я бы охарактеризовал это как “Звук завтрашнего дня по красоте”. Мы горели энергией. Могли песню сделать за час: Рома пишет инструментал, я — текст. Обычно песни могли лежать и дорабатываться месяцами. А в проекте M.Y.B мы работали по другому принципу: если мы чувствовали, что допустили какие-то ошибки в прошлой песне, то в следующей не будем их допускать. Мы шли от того, что здесь и сейчас.

Ты участвовал во многих баттлах. Пригодилось тебе это?

В баттлах всегда есть таблица с оценками и критериями “текст”, “подача”, “общее впечатление”. Идет математический разбор песни, назовем это так. Помимо хорошей идеи и припева, ты должен знать, что такое ритмика и техника, это помогает звучать нескучно. Я много времени этому посвятил. Мой подход многие ругали: я не писал оппоненту, не слушал даже треков людей, против кого выступал. Была интересная тема раунда, я делал три трека по ее мотивам — и из этих трех треков выкладывал лучший.

Перед баттлом с Oxxxymiron, в котором ты одержал победу, ты слушал его треки?

Слушал, но в нашем раунде трек у него был слабенький. Многие не понимают, что баттловая история — это целая жизнь. Например, тебе завтра сдавать трек — а ты ключи от дома или от студии потерял. Много факторов. И Мирона я безусловно слушал, нравится его творчество. Мы в прошлом году встречались в Питере, очень адекватный человек. Провели время, озвучили итоги, которые каждый из нас вынес из баттловой ситуации. Как человека я его уважаю, но музыка у него жестковата на мой взгляд. Зато, на совместной песне с Ригосом он куплет завалил, как папа.

На днях в Москве проходил уже второй кастинг Black Star “Молодая кровь”. Насколько я знаю, ты ходил на первый. Расскажи об этом.

Я подавал заявку как M.Y.B. Отправил материал, меня пригласили на кастинг. Первый тур проходил в клубе Icon. Пришли просто тысячи людей, я удивился размаху. Выступил с рэп-треком, меня попросили исполнить еще что-то вокально. Я исполнил аккапельно Фила Коллинза “In The Air Tonight”. Меня отметили, позвали во второй тур. В жюри был L’One — мы с ним еще посмеялись, ведь на тот момент у нас уже был записан совместный трек “Салют небесам”. Еще в жюри были Пашу и Виктор Абрамов. Второй тур проходил на Таганке, закрытое мероприятие. Туда уже подъехал Тимати.

Не прошел я, наверное, потому что было много сильных участников, плюс на моем выступлении произошёл технический сбой. Такое бывает, когда диджею говоришь: “Воткни третий трек”, а он вместо третьего включает первый. Но у тебя в третьем треке программа как раз на полторы минуты отрепетированная — а он тебе нежданчиком включает не то, что нужно. Приходится сходу переоценивать ситуацию и делать то, что должен.

На новой “Молодой крови” присутствовали почти все артисты Black Star. Почему не было тебя?

Пока для меня приоритет — новый трек. Все силы и время брошены туда. Также у меня есть расписанный график мероприятий: фотосессии, презентации, встречи. Но как только появится возможность, я сразу же приеду поддержать участников кастинга.





Я слышал о тебе следующее: “Саша — это человек слова. Если он сказал, что разденется и прыгнет в бассейн посреди клуба в марте — он это сделает”.

Это был клуб Gipsy, и там проходило мероприятие, где что-то подмешивают в коктейли. В общем, мне вдруг стало жарко, я подошел к Капелле. И он говорит: “А вон бассейн, можно искупаться”. Я, недолго думая, отошел в сторону, аккуратно сложил одежду, как пловец, носочек к носочку. И в тот момент, когда я начинаю прыгать в воду, я слышу, что со второго этажа кричат люди: “Вау!”. Я красиво вхожу в воду, как олимпиец, проплываю вперед, на спине проплываю назад. Ко мне подходит вежливый охранник: “Молодой человек, вы освежились? Покиньте, пожалуйста, заведение”. Наутро моему другу присылает его знакомая из Лондона видео: “Смотреть до конца, ржака, человек прыгает в бассейн”.

Чтобы закрыть тему M.Y.B — зачем был нужен тот эфир на Lifenews? Ты знал, что там будет ведущая в дураге и шуточки про рэп?

Мне позвонил продюсер канала и сказал, что есть у них такая идея — завтра всемирный день поэзии, хотелось бы в реальном режиме написать песню, приходите на эфир. Эфир был в 6 утра, у меня были какие-то зарисовки, не относящиеся к эфиру. Но потом, когда я увидел дюраги, все эти моменты — ну это такое видение, стереотипное мышление. Но надо согласиться, что большинство зрителей канала, именно так рэп и представляют. Но хорошо, что они увидели разницу между тем, что делали ведущие и тем, как мы о музыке говорили в студии. Когда мы уходили оттуда, на охране нас остановил мужчина лет 50: “Молодые люди, стойте”. Я думаю, ну сейчас что-то начнется! А он говорит: “Я вот посмотрел эфир и не понимаю, как вы так на ходу придумали целую песню!”. Это был первый фидбэк от взрослой аудитории!

Этой весной ты защищал диплом на тему о Путине.

Тема была “Современный образ политика в восприятии молодежи”. Я решил, что ярким примером будет Владимир Владимирович Путин и посвятил ему дипломную работу. Была очень крутая защита, было безумно интересно готовиться к ней. За две недели я полностью закончил диплом, проанализировав этапы становления образа Путина. Произвел впечатление на комиссию, им понравилось мое выступление.

Каким был вывод дипломной работы?

Вывод у меня был касаемо влияния СМИ на формирование образа. И такой, что СМИ, конечно, играют в этом роль, но СМИ не в стереотипном представлении, как это было 10 лет назад — газеты, ТВ и радио. А интернет. Потому что сейчас огромное количество информации люди получают там. И музыкальные композиции дают там самый крупный резонанс — те же самые A.M.G.

Тебе нравилась их песня?

Да, ее часто играли на вечеринках. Но мне больше нравится “Хабаровск-Архангельск”. Это вообще очень интересно, когда люди говорят по-русски не как на родном языке. Это весело, менталитет-то у них другой!

Ты бы осмелился написать песню с припевом “Мой лучший друг — это президент Путин”, если бы похожей песни не было у A.M.G?

Да… Мне часто задавали вопросы, мол, не побоялись ли вы так сразу покуситься на президента. А почему покуситься? У меня вообще идет куплет о России, о моем лучшем друге. О лучшем друге говорят всегда хорошее. Так что никто ни на кого не покушался, не было ничего страшного в том, чтобы сделать эту песню. Там минимум какого-то политического подтекста, на который как раз и обратила внимание основная аудитория.

Разве это было неожиданностью для тебя?

На самом деле, я ожидал чего-то такого — разговаривал с разными людьми на отвлеченные темы и периодически подводил к этому треку. Мне говорили: “Что ты делаешь? Музыка вечна, а время скоро изменится, мало ли что всплывет”. Я не понимаю такого отношения людей к жизни, когда ты сам себе яму роешь и в этой яме пытаешься жить. Здесь песня про лучшего друга! Да, иногда про него говорят хорошее. Иногда про него говорят плохое. Но какая вам разница? Это мой лучший друг, мое мнение.

Как вы с Романом записывали первую версию? В какой атмосфере вы этот хук придумали?

Мы работали на студии, играли инструменталы фоном. Проголодались, решили поесть. Ничего не предвещало, что сейчас у нас родится песня, которая наберет два миллиона просмотров за сутки. Просто разгоняли какие-то моменты про лучших друзей. И спонтанно появился такой вот хук. Мы забыли про него, а потом мне звонит Capella: “Послушай, что у меня есть”. Я приезжаю на студию, а он уже записал куплет. Так родилась первая версия, она лайтовая была. Но она бы не взорвала клубы, в ней не было торжественности. Потом мы ее переписали, это очень быстро произошло — за шесть-восемь часов у нас была уже новая песня, пока Тимати возвращался в Москву. Он в полете писал новый куплет, Сapella написал новую музыку, я подредактировал свой текст, добавил ритмические рисунки, пару фонем. Мы закончили — и уже через пару дней я поехал в Москву на съемки клипа.





Первую версию клипа, снятую на VHS, мы презентовали у вас на сайте как раз, на The Flow. Там уже начался скандал. Кто-то Украину еще в комментариях приплетал к этому всему. Смех, в общем. И буквально через полторы недели в полночь по Москве 7 октября вышел новый клип.

Каким образом песня попала в поле зрения людей с Black Star?

Здесь очень помог Capella: когда мы записали первую версию, он отправил ее Тимати. Тимати послушал, тут же ответил, и мне Рома с его слов донес, что идея нравится. Через час мы узнаем, что Тимати уже пишет куплет прямо на борту самолета. Мы слегка изменили первую версию, заменили там иностранные слова.

Заменить “май нигга” на “владыка” — это ты придумал?

В M.Y.B. — это было бы нормально. Но когда дело идет на широкую аудиторию, то многие бы просто этого не поняли, всех этих “май нигга” и “шампейн пирамида”. Ну и захотелось сделать, чтобы людям было понятно, и чтобы ты недалеко ушел от той мысли, которую хотел донести. Собственно, когда мы записали первую версию, с нами связался гендиректор Black Star inc, Пашу, мы сошлись на том, что нужно больше торжественности. Новую песню нужно сделать! Сделали, записали, отправили, давайте снимать. Ну и после того момента я вошел в режим, когда ты без остановок делаешь-делаешь музыку каждый день.

В какой момент и кто тебе предложил стать частью Black Star?

Были какие-то наводящие вопросы во время беседы на первой локации. Мы разговаривали с Пашу, он спрашивал про “Молодую кровь”. Тут же звонил Тимати, узнавал за меня у Капеллы, поскольку он с ним давно работает. Я понимал, что происходит сбор информации. Когда сняли сцену на Красной Площади, мы стояли там втроем — я, Тимати и Пашу — посреди пустой Красной площади и в разговоре условились, что к 12 часам завтра я появляюсь в офисе. Встретились — и было озвучено предложение стать частью семьи лейбла. Мне дали время подумать, потому что оставалось много юридических формальностей. Естественно, на тот момент у меня уже был ответ, но я взял небольшую паузу, плюс мне нужно было встретиться с Вальтером — одним из основателей лейбла. Я сдал билет, задержался в Москве еще на три дня. Приехал в офис, сразу с порога увидел L’One. Он мне говорит: “Добро пожаловать в семью!”. Встретил Natan’a и концертных директоров этих артистов, они порадовались за меня. У нас было собрание, мы познакомились. На выходе я уже считал себя артистом лейбла. Открылось второе дыхание. Вернулся в Томск, чтобы закончить там дела и сейчас ожидаю вылет на съемки. В течение недели прилечу в Москву, снимать клип.







Смотри: мы когда-то писали, что толпы хейтеров человеку, попадающему на Black Star, полагаются уже по условиям контракта. Ощутил это на себе?

Ощутил, но я к ним очень спокойно отношусь. Я понимаю, почему люди так делают, и понимаю, что за этим что-то другое стоит. Потому что когда человек, у которого в инстаграме ноль публикаций и один подписчик, выражает тебе свое мнение, мне это неинтересно. Мне это смешно. Это какие-то непонятные роботы, у которых работа такая — хейтить тебя. Я знал, что будет неоднозначная реакция.

Контракт с Black Star — что это вообще за документ?

Это огромный документ, там очень много страниц. Он лишает тебя какой-то свободы, но в то же время обеспечивает тебе протекцию по части многих моментов и творческих процессов. Мы согласовывали множество пунктов, у меня было порядка четырех крутых юристов из разных городов России, которым я показал этот договор. Некоторые условия по юридической части доходили чуть ли не до абсурда. В итоге мы нашли золотую середину и смогли поставить подписи.

Были ли там какие-то странные пункты?

Было очень много моментов по организационной деятельности. Мне сразу объяснили, что если какие-то условия жестковаты, то это сделано на случай, если я потеряю контроль над собой, ударит в голову “звездочка”, чтобы на меня имелись рычаги воздействия. А вообще, там все по-человечески прописано.

Есть мнение, что ты стал артистом Black Star именно из-за песни про Путина. Запиши ты песню “Мой лучший друг — это Рома Capella”, никто бы тебя туда не звал.

Возможно… У разных людей в голове разная игра и разные намерения. Для кого-то это просто песня, для кого-то — не просто песня, а большая возможность. Я этого не исключаю, но все произошло так, как произошло. Я долго шел к этому, и теперь я рад.

Не думаешь, что на твоей песне пропиарился совсем другой артист? Все заголовки пестрели его именем. И зачем это нужно Тимати?

Ты про госзаказ и всякие эти истории? Ну, у него какие-то свои интересы. Я не исключаю момента, что ему просто понравилась песня. Опять же, написать песню про президента и выпустить в таком формате — это огромный шаг. А то, что происходит у лейбла и какую пользу он извлек — это его дела. Да, я видел все эти заголовки в прессе, всюду имя Тимати, но он меня все же отмечает. Другой реакции у прессы и не могло быть, это же Тимати.

Какие отзывы были на песню? Кто-то из медийных персон высказался?

Были комментарии от людей, которых я не ожидал. У меня, конечно, произошла переоценка, когда артисты, служившие для меня примерами, не совсем адекватно реагировали. Кто-то подыграл своей аудитории, кто-то просто высказал мнение. На фейсбуке кто-то из моих друзей писал вещи вроде “Такое нельзя делать”, причем люди, с которыми мы недавно хорошо общались. Это была хорошая лакмусовая бумажка, которая проявила много интересных моментов в плане отношения людей к реальности, потому что мы с ними никогда не общались особо на тему политики. Но хороших отзывов было гораздо больше. Кто-то говорит: ”Вот лейбл прокатился на Сашиной песне”. Если это принесло пользу — хорошо. Я почувствовал себя нужным в этот момент.

Это же первый раз, когда твоя песня поднимала такую волну. Она тебя пугала или раззадоривала?

Честно говоря, эмоционально я не понимал, какой эффект она на меня производит. Потому что когда ты стоишь на Красной площади и снимаешь клип на песню, написанную всего неделю назад, удивить тебя чем-то сложно. Потому что череда таких событий эмоционально меня вымотала. Но какие-то комментарии задели моих родственников — за меня вступалась мама, другие мои близкие люди. Я связывался с родными, говорил: “Прекращайте это делать, у меня все хорошо. Никто на меня не охотится”. Плюс я был подготовлен морально презентацией первой версии песни на The Flow. Я почитал все 180 комментариев, отчасти порадовался. Есть очень крутые юмористические моменты, когда человек действительно здорово шутит. Кто-то причитал: “Этого нельзя делать, того нельзя”. Ну вот мы сделали — значит, можно. Мне понравилось недавнее высказывание Kanye West по этому поводу: “Когда твое творчество наводит хаос, это не делает тебя злым. Это делает тебя личностью”. Эти слова, кажется, полностью описывают мою ситуацию.

Как отреагировали родители на песню?

Понравилась. Гордятся. Говорят, что молодец. Для них это был сюрприз, я ничего им не рассказывал заранее. Ну и родители понимают, о чем я говорю, любят нашего президента. Они понимают, что это музыка, моя музыка, и в этом поддерживают меня.

Странный вопрос, но не могу не задать: комментариев от аппарата президента не поступало?

Поступали косвенные — что понравилось, что все круто. "Спасибо огромное за поздравления, очень приятно". Я так понимаю, что люди военные сюрпризов не любят. И есть у меня догадка, что человек об этой песне услышал еще тогда, когда мне Capella первую демо-версию скинул по социальным сетям. Мне кажется, соответствующие органы ее уже тогда слушали и качали.

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"