Тексты
Текст: Руслан Муннибаев

"Независимый артист, показываю такой результат — вообще отлично" Интервью с Лигалайзом

Лигалайз выпустил альбом "Живой" и готовит его презентацию 13 апреля — об этом и предшествующих годах в большом интервью The Flow.

D.O.B. Community, П-13, Легальный Бизнес, альбом "XL" — это всё вехи отечественного хип-хопа и они связаны с Андреем "Лигалайзом" Меньшиковым. После большого сольного успеха в конце нулевых он не выпускал альбомы десять лет и в конце 2016-го вернулся с пластинкой "Живой". Мы расспросили Лигалайза о нем и том, что он делал всё это время.


Хочу вспомнить события десятилетней давности: клуб Инфинити, популярность музыки, которую называли "R&B", сериал "Клуб". Ты был основным российским артистом для слушателей "R&B", тем, с кого многие и знакомились с этим явлением.

Я предпочитаю говорить о том, что у меня происходит сейчас, но если тебе интересно, давай сделаем исключение. Я не имею никакого отношения к "R&B", но мне всё равно, как слушатель находит мою музыку. Если я зашёл к кому-то через эту тусовку, то что ж, пусть будет так. Это были сытые времена, мировой кризис еще не наступил, в музыкальном мире рэперы один за одним получали "платиновые" диски, клипы с огромными бюджетами. Я попал в дух времени, стал голосом того момента. И это было ярко освещено в СМИ. Яркая эпоха для нашей страны. Пусть быстрый, но глоток свежего воздуха. Есть чувство, что у нас всегда были тяжелые времена, а тут момент, когда всё стало нормально. У людей стали появляться деньги, как свет в конце тоннеля.

Американская мечта — это же хорошая штука в том смысле, что ты можешь добиться чего угодно своим усердием и работой. Красивая жизнь, в котором кто-то видел фальшь, а я, как и многие мои слушатели, – увидел позитивное зерно. Возможность жить, как хочется, и делать то, что нравится. Не "чернуха и депрессуха", а красивая жизнь. И многие так жили. Считаю круто, что я попал в ту волну и срезонировал с ней своим альбомом. Ну или вернее, большим хитом с него.








Кажется, что это был первый момент в отечественной культуре, когда люди стали гордиться деньгами.

А почему бы нет? Дайте вздохнуть немного людям! Нарядные, счастливые, веселились в клубах — хорошо же. Должна быть и такая грань жизни. Был легкий вздох, а потом опять по щам — и обратно в тревогу и безысходность.





Как ты считаешь, это явление имело отношение к тому, что принято считать настоящей хип-хоп культурой?

Хип-хоп культура знаменита своими хитами, песнями, которые играют в клубах. Она пришла из клубов, в том числе, из около диско-тусовки. Возьми Sugarhill Gang — это кокаиновая диско-музыка, клубная история. Лимузинами и шампанским гордились самые олдовые артисты. Клубы и музыка вообще неразделимы.


Ты сам тусовался в клубах в тот период?

Это моя работа. Я провожу в клубах примерно два-три дня в неделю, потому что там выступаю. Некоторые исполнители хотят сказать, что не тру быть нарядным, богатым и счастливым. А по-моему, тру — это быть тем, кто ты есть. И в этом смысле альбом "XL" был тру на сто процентов. Клип "Будущие мамы" мы снимали там же, где была моя студия, наш клуб, где снимали сериал. Мы там проводили большинство времени и моя жизнь была примерно такой же, как в клипе.


Нравится ли тебе сериал "Клуб"?

Как сериал – нет, он и не должен мне нравиться, я не целевая аудитория. Но за время съёмок мне посчастливилось познакомится с многими талантливыми людьми, которые делали "Клуб". Я и сейчас со многими дружу. Я совсем не считаю себя символом "R&B", я Лигалайз со своей музыкой. Говорить, что с альбомом "XL" я как-то стилистически изменился — неправда. До него я был знаменит, например, с Легальным Бизнесом. Он был более лёгким и поверхностным. "XL" серьезнее, взрослее, тяжелее. Кроме Маши Макаровой — ни одного женского припева. Есть песни про Вторую Мировую войну, есть песни-переживания. "Будущие мамы", кажется — один клубный хит на весь альбом.





Александр Толмацкий — человек, с которым ты работал дольше всего, но почти никогда не говорил о нем.

Разве? Я спокойно говорю о всём, что спрашивают. Сейчас мы не работаем, но дружим: столько прошли вместе, столько сделали, столько заработали денег! Саша очень крутой человек, вокруг которого в нашей хип-хоп тусе, по-моему, существует некая мифическая аура — и мы её не пытались развеять, потому что она часто нам помогала. Музыка и мифология же очень близки. Мы удачно взаимодействовали с его имиджем гангстерского продюсера, этот стиль с ним до сих пор. Он человек слова, жесткий бизнесмен — и уважает таких же. В бизнесе и нельзя быть со всеми милым. В этом смысле дисс Басты на него для меня был странным.


Ты думаешь, что это был дисс на тебя?

Я понимаю его как рэпера — это был тонкий сублиминал-дисс, Вася метил в шерифа. Тогда объективно было наше время, потом он пришел и выпустил дисс на нас. Не напрямую, но очевидно. Этот тонкий политический ход я понял. Они тогда мне предлагали совместную песню, я ее отклонил. Сейчас мы дружим с Васей, я его уважаю, насколько я знаю, это взаимно.

А что касается Саши Толмацкого, то мы собирались и дальше двигаться вместе, общались по этому поводу. Но я понял, что должен всё делать сам, опыт большой, связи есть.


Я много интервью твоих прочитал, и заметил, что ты достаточно четко ощущаешь свою известность, свои достижения.

Я не зацикливаюсь на этом. Главное для меня музыка. Но давай будем честными: шоу-бизнес — это бизнес, и здесь есть определенные категории. Если люди называют меня "культовым-пультовым", то это их выбор. Если эта конъюнктура позволяет промоутерам лучше продавать билеты на мои концерты, то я не могу им запретить этим пользоваться. Я стараюсь сбивать лишний пафос, но и излишняя скромность — это то же самое кокетство. "Легендарным" я сам себя не называю. Я не идиот. Но есть бренд. И с ним связано очень много заслуг и людского доверия. Мне давным-давно сделали сайт, где было написано "Сайт культового московского исполнителя" — я ненавидел эту фразу, но из-за какой-то ошибки в коде изменить ее было нельзя. Возможно эта "культовость" оттуда и прицепилась.


Ты практически никогда не упоминаешь в своих интервью коллег.

Это правда. Называется "профессиональная этика", которой у нас в рэпе придерживаются, кажется, я и еще несколько человек.


Это хорошо тем, что ты никого не ругаешь, но ведь и не хвалишь никого. К кому из старожилов ты относишься с уважением?

Может, они зашкварились где-то, сказав что-то про меня? Я такие вещи примечаю. А если серьёзно, то повторюсь, что спокойно говорю о том, о чём спрашивают. Мне не сложно похвалить достойных. Если надо назвать, то 25/17 — красавцы. Я могу быть не фанатом музыки, но я уважаю за свою собственную позицию, она должна быть. Кит сейчас с ними, его биты, его идейность — класс. Sir-J — пребывающий в своем эскапистском мире персонаж. Ему ничего, кроме битов, которых он сам делает и слушает потом на кассете, не надо. Я уважаю и такую позицию. Про Басту я уже сказал. Всегда искренне говорю про Касту, одна из моих любимых групп. Могу с чем-то не соглашаться, но мы взрослые люди, надо уметь принимать разные точки зрения. Centr — естественны в своем образе, последовательны. Нельзя отрицать того, что они построили целое движение. L’One как артист нравится, нравится его человеческий месседж. Видно, что человек порядочный.


N’Pans'а назовешь?

Нравится его твиттер!






Ты, наверное, был первым рэпером, который в России стал зарабатывать достаточно неприличные деньги. Ездить на "Хаммере", летать в бизнес-классе… Деньги тебя испортили?

Меня не портят ни деньги, ни безденежье. Мне так нравится жить жизнь, наблюдать ее в разных проявлениях: вверх-вниз, бедный-богатый, в одной стране — в другой, популярный-непопулярный. Мне все равно сейчас. Моя жена наблюдала за этим всем и в какой-то момент сказала: "Тебе на деньги вообще наплевать". Я могу быть счастливым отшельником. Я не так давно в течение полугода жил на полуострове, ходил босиком и только летал на гастроли. Мне интересно наблюдать за всеми перепадами. И как люди по-разному начинают ко мне относиться тоже.


Тебе не хочется, чтобы тот успешный период продолжался и сейчас?

Я и сейчас достаточно успешен. Многое впереди, всё в моих руках. Просто контроля больше. Я не занимаюсь чёсом, я делаю только то, что мне нравится и что считаю правильным. Есть вещи более высокого порядка. Заниматься тем, что считаешь правильным и быть на своём месте гораздо важнее быстрых заработков и популярности. Я сильно повзрослел в этом смысле.


Почему не вышел второй альбом сразу после "XL"?

Вся логика шоу-бизнеса вела к его выпуску, необходимость капитализировать успех. Но я вот такой интересный персонаж, не самый рациональный. Альбом должен был быть, логически. А я стал ощущать ряд противоречий. Это было слишком просто. Что бы я ни выпустил тогда – люди бы приняли. Куча артистов клепает однотипные альбомы, чтобы оставаться в тренде и на слуху. Мне нравится идти против течения, совершать нерациональные действия, героические какие-то. Недавно читал классное эссе Дмитрия Быкова про силу художников не творить. Про художников, актеров, режиссёров, которые после больших работ, когда все ждут продолжения, замолкают. И громко молчат. В какой-то момент я решил, что поступаю именно так.


Может, у тебя не получалось?

Всё получалось. Я выпустил несколько песен, "Моя Москва" та же. Творчество — это же зуд какой-то, да? Слишком легко получалось, искусственность внутренняя в этом была. Давление тоже было, второй альбом это же важный пункт, многие его не проходят. У меня была другая программа. Она заканчивалась на том, чтобы стать мегазвездой рэпа, стать самым продаваемым в стране артистом. Я стал. И всё. Все галочки я закрыл, появилась семья. Появилась пресыщенность, кому что и зачем я должен доказывать?





Позже ты занялся группой Ярость Inc. Ты когда-нибудь верил в их успех? Успех не только коммерческий, но и как творческого события?

Ярость – для меня успех, потому что это классный альбом и ровно такой, каким мы его и задумывали. Тут успех меряется не монетами и лайками. Не все могут позволить себе такую привилегию — заниматься тем, что нравится. Я мог и это было весело. Может быть, мне не надо было выпячивать свое участие в этом проекте. Хотел помочь пацанам своим медийным весом, а ему, может, и не надо было этого. Альбом классный все равно. Трек "Вставай, борись" у нескольких друзей на будильнике стоит.


Твоя деятельность как битмейкера для американских рэперов из этого же ряда?

Да. Это хобби, развлечение. Как битмейкер, я любитель, непрофессионал, но даже здесь резонанс есть.


Как ты выходишь на контакт с этими артистами?

Просто пишу в фейсбуке, предлагаю. Кто-то слушает, из них кому-то нравится. Контачил я с десятками, получилось с единицами. Они не знают о том, кто я здесь. Потом только узнают. Недавно Shaz написал, что встретил русских и они не поверили ему, что он меня знает. На него это произвело впечатление. С Mikey D удивительная история, конечно — я помню, мы с Грюндиком сидели смотрели его клипы. А сейчас мы с ним дружбаны, я ему альбом сделал.









Кто тебе не ответил?

AG из DITC не среагировал, Da Youngsta's, одна из моих любимых групп. Это хобби для меня, я не зацикливаюсь на отказах.


Альбом "Живой" ты назвал "поп-альбомом от рэп-артиста". Это твое возвращение возвращения на большую эстраду, в ранг "большого" артиста?

Я записал и выпустил классный альбом. Остальное прикладывается само собой, этим я управлять не могу. Специально ублажить слушателя – цели не было, делаю то что нравится. В целом, доволен результатом, и слушатели есть.


Перед интервью я посмотрел: альбома нет в сотне iTunes и Apple Music, радиоротаций песен с "Живого", если верить сайту moskva.fm, нет, а миллион просмотров есть только у одного клипа. У тебя много клубных концертов, но кассовых так и не появилось.

Альбом сразу попал на первое место среди российских релизов, когда вышел. Потом поменялся с Триадой, это и удивительно, и респектово по отношению к ним. Песня из предзаказа была две недели в стране на первом месте. Клипы по 700-800 тысяч честных просмотров и ротируются и ротировались на всех телеканалах. Ургант зовёт в свою передачу и на всю страну объявляет о триумфальном возвращении. Кассовых-дневных концертов у меня никогда и не было, первый намечен на 13 апреля — сразу после релиза со мной связались из Yotaspace, предложили. Весна забита клубными концертами, у меня взрослая аудитория, на утренники они не ходят. Так что все нормально. Я доволен.

К альбому я выпустил семь масштабных клипов, каждый из которых по-своему сработал, обсуждался. Давай не завышать требования к артисту! У меня даже группы Вконтакте не было до недавнего времени, делаю все сам, финансирую сам. Через десять лет после предыдущего альбома пришел из забытия, без лейбла, без продюсеров, вопреки всем трендам. Один Андрей, независимый артист, показываю такой результат — вообще отлично.






У тебя зреет следующая работа?

Да, очень плотная и совсем другая. Все время в движении. Это и продолжение "Живого" и в то же время совсем по-другому.


Прочитал, что в твоем концерте будет участвовать пятьдесят человек, кто это?

В этом моменте я еще не утвердился. Идей много, нужно выбрать лучшие. Со мной работает классный парень, постановщик шоу. У него есть несколько школ, они готовят номера для этого концерта. Это не пляски синхронные, а интересные театрально-балетные постановки. Такое сочетание искусств на одной сцене. Будет классный энергетически заряженный концерт, вечер, где вспомним все вехи, связанные с жанром и "культовым-пультовым", легендарным артистом. Не пропустите этот концерт ни в коем случае.



"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"