Тексты
Текст: Николай Кубрак

"К звёздам" — это космическая притча об одиночестве человека и человечества

Анти-"Интерстеллар", где психологической драмы намного больше, чем космической фантастики.

Где-то в недалёком будущем прославленный майор космических войск Рой Макбрайд совершает операцию на орбитальном сооружении. Вдруг случается вспышка энергии, авария и падение — от смерти героя спасают опыт и выдержка. Даже в критической ситуации пульс офицера не превысит 80 ударов в минуту, а вот причина вспышки станет существенным поводом для волнения. Учёные свяжут её с выбросами антиматерии неподалёку от Нептуна. Почти 30 лет назад именно туда отправился отец Роя, Клиффорд Майбрайд, считавшийся главным космонавтом своего поколения. Чтобы предотвратить катастрофу, угрожающую всему человечеству, и узнать, жив ли давно признанный погибшим отец, герой отправляется в путешествие по его стопам.

Уже по короткому описанию легко заметить, что "К звёздам" лишь притворяется большим блокбастером, являясь на деле фестивальной драмой. Формально герой Питта летит спасать человечество и расследовать пропажу отца. Но на деле он пытается примириться с давней травмой. На протяжении всего фильма Рой проходит психологические тестирования, справляясь с ними на пульсе 50 и с каменным лицом. Но чем дальше, тем чаще на покерфейсе проступают эмоции. Макбрайд-старший давно признан погибшим, но его сын, похоже, этого так и не признал, пряча душевную боль за талантливым блефом.

Режиссёр Джеймс Грэй тоже скрывает психологический пласт истории за красивейшими пейзажами и обширными цитатами научно-фантастической классики: (набор отсылок — от "Космической Одиссеи" и "Соляриса" до "Армагеддона" и "Гравитации"). Но космос в "К звёздам" лишь удачное пространство и набор сюжетных триггеров для очень вольной экранизации "Сердца тьмы" Джозефа Конрада. Критики неслучайно называют фильм "Апокалипсисом сегодня" в космосе — картины роднит не только общий первоисточник, но форма повествования. Равно как и базовые идеи: оба главных героя весь свой путь искали отца, один — метафорического, второй — реального, который, впрочем, тоже оказался в чём-то метафорическим. Неслучайно среди персонажей второго плана так много верующих — поиски отца художники по заветам Фрейда давно приравнивают к поискам бога.

В итоге у Грэя получилась экзистенциальная притча. Только теперь — в космическом пространстве, идеальном сеттинге для такого формата. Тут напрашивается и родство с Кубриком, но ложное — Грэй так же вводит зрителей в медитацию медлительными космическими пейзажами, но не забывает их приземлять. Поэтому наиболее удачная ассоциация — это крайне недооценённый прошлогодний фильм Дэмьена Шазелла "Человек на Луне". Тоже об отце, космосе и одиночестве, только совсем с другой стороны.

Рассказывая тяжеловесную историю об одиночестве отдельного человека и всего человечества (внеземной жизни в крайне реалистичном будущем фильма, видимо, всё-таки нет), Грэй вполне закономерно теряет широкую аудиторию и большие сборы. Пока "К звёздам" выступает в прокате не очень хорошо. Но прицел у продюсеров, то есть у самого Питта, похоже, другой — "Оскар". Технические статуэтки команде практически обеспечены: столь роскошной работы со звуком (при откровенно слабом саундтреке) в этом году ещё не было, а оператор Хойте Ван Хойтема превзошёл самого себя времён "Интерстеллара". Сам же Брэд Питт здесь отыгрывает даже мощнее, чем у Тарантино. Видимо, мотивация серьёзнее: немногословный персонаж, чья закрытость постепенно рушится, а все откровения регулярно выливаются в формате закадровых монологов — это вполне оригинальный и открывающий множество возможностей образ. "К звёздам" есть за что ругать, но точно не за главного героя — он тождественен фильму, который по итогу рассказывает о космосе не внешнем, но внутреннем.

Человеческие терзания всегда перевешивают лоск блокбастерной картинки. Весь путь персонажа Питта как раз хорошо описывается строчкой "вокруг один тернии, тернии, тернии, *****, когда уже звёзды?", поэтому никакие лунные пейзажи и кольца Нептуна не помешают зрителю ассоциировать себя с ним. Как главный герой, так и сам фильм отчаянно стремится к звёздам, но ногами всё-таки остаётся на Земле.




Изгнание поэта из России
Историческое противостояние продолжается — или это уже похоже на избиение?
Ламар обращается к сыну Дрейка Адонису, к родителям рэпера, а также (сюрприз!) к 11-летней дочери, которую канадец якобы скрывает
Говорим про Скриптонита, Билли Айлиш, Горшка, Эминема и Respect Production