Тексты
Леша Горбаш
фото: Евгений Овсянников

SayMeow: "Пусть баттл-рэперы панчат, а артисты наблюдают"

Молодой артист рассказывает, как он сменил рэп и баттлы на видеоблоггинг, и что ему понравилось больше
Комментарии
0

Андрей Коновалов — рэп-исполнитель и участник "Версуса". Но сейчас он известен в больше степени не этим, а своими подкастами на YouTube: там он разбирает фильмы типа "Интерстеллар" или играет в игры "Угадай рифму в песне Тимати — или выпей виски". Зачем рэперу вести свои подкасты, а ведущему подкастов записывать треки — об этом в большом интервью влогера.

Расскажи про свой первый опыт видеоблогинга — подкасты “Decoding Gambino". Есть ощущение, что он интересный, но не особо положительный.


Зимой прошлого года я зашел на рейтинг альбомов Complex 2013 года и увидел в десятке “Because the Internet" Childish Gambino. Там было сказано, что он создал какую-то историю со сценарием, фильмом и видеороликами. А меня такая закрученность сюжетов вообще интересует. Начал копаться в альбоме, осознал, что складывается просто невероятная картина. У меня как раз в творчестве был простой, и я подумал, что это знак. Можно выполнить что-то вроде просветительской миссии — рассказать людям, каким может быть хип-хоп, потому что альбом, я считаю, эталонный..

Ты понимал, что будешь работать на очень ограниченную аудиторию?


Я понимал, что это академическая тема, что это для таких задротов, как я, которые готовы часовую “лекцию" отслушать. А там же как: пропускаешь одно видео — и все, не улавливаешь сути. Слышал очень ёмкое описание: это затея благородная, но неблагодарная. Я завершил проект на середине альбома, потому что со временем понял, что неэффективно расходую свои силы и время. Потратил на него больше 10 тысяч рублей — свет, съемки, и готов был дальше тратить деньги, но создание выпуска занимало под 20 часов: от написания сценария до финального экспорта в программе монтажа, а выхлоп незначительный: 200 тысяч просмотров у эпизода.

Как ты пришел к полноценной идее видеоблогинга?


Я ничего не знал ни про камеры, ни про свет, ни про монтаж. Даже “Decoding Gambino" я делал в сотрудничестве с Исканом Райтеровым, который выступал оператором и монтажёром проекта. YouTube — это же по сути платформа для самореализации. Кто-то из нас МС, кто-то танцует, кто-то делает YouTube. А в последние три-четыре года звезды YouTube — это реально медиазвезды на Западе, которые начали режиссировать собственные интернет-сериалы, сниматься в фильмах, запустили свои шоу на телевидении, то есть люди состоялись в этом.

Что сейчас там популярно?


Это же разбито на огромное количество сегментов — начиная от пранков и летсплеев PewDiePie до каналов, посвященных женским фишкам: косметика, beauty, одежда. Есть каналы про науку, я на многие подписан, например, “наука за минуту" вроде MinutePhysics или Kurzgesagt, где тебе рассказывают какую-то физическую теорию или математическую задачу, при этом классно визуализируя материал. В какой-то момент я наткнулся на кинообзорщиков — и увидел “расшифровки" кино, где рылись в фильмах так же дотошно, как я разбирал Gambino.

В тот момент как раз вышел “Интерстеллар" — и мне пришла в голову идея рассказать о нем. Я озвучил свою трактовку кино и для оформления добавил изображения, меня самого даже не было в кадре. И он реально стрельнул: на сегодняшний момент набрал около 150 тысяч просмотров. Я поймал волну, грубо говоря.

Выстрелом также стала “Тимати shot game", где мы с моим товарищем Теслой пытались угадывать рифмы Тимати. Shot game — не моя идея, они существуют десятилетиями. Но у меня появилась идея как-то стёбно связать её с русскими рэперами. Сейчас у ролика тоже 140 тысяч просмотров. Я понял, что в этом можно реализовываться. Постепенно зрители стали приходить — сейчас у меня 11 тысяч подписчиков.





Сколько нужно подписчиков, чтобы начать зарабатывать?


Чтобы хватало на жизнь, ты имеешь в виду? Вообще, зарабатывать можно, начиная от тысячи подписчиков, но это пара сотен рублей в месяц. А чтобы бросить свою работу — ну это зависит от того, занимаешься ли ты продакт плейсментом. “Купите наушники Monster Beats" в начале видео и всё такое. А чисто на просмотрах — я не уверен, может ли вообще кто-то выжить на эти деньги в России. Всё зависит от того, где находится твой зритель. Я видел статистику, которая совпадает с моим представлением, почему западные блогеры могут себе позволить в 20 лет купить квартиру, машину и путешествовать по всему миру. 100 тысяч просмотров на Западе — это где-то 300-400 долларов. То есть на миллионы просмотров можно жить комфортно. В России жить на одном счётчике YouTube могут позволить себе единицы — самые-самые лидеры.

Из российского сегмента тебе кто-то нравится?


Я недавно как раз выложил видео со своим топом блогеров. И это зарубежные талантливые ребята. У меня спросили в комментариях о русском сегменте, я ответил, что регулярно его не смотрю, но выделяю Bad Comedian и девочку — PolinaBrz, которая очень умно и интересно подаёт свой материал. Вот на эти два канала я подписан целенаправленно. Качественно, конечно, мы очень сильно отстаем от Запада. В том числе и потому что возможности заработка меньше. Это как ресурсы Голливуда по сравнению с российским кинематографом.

Во сколько обходится один выпуск подкаста? Где берешь оборудование?


Своего оборудования у меня пока нет. Мне помогают друзья и знакомые, но “игры", которые я делаю, снимает кто-то другой — для этого нужен человек, который бы следил за камерой и действием. Все остальное я снимаю сам, монтирую тоже сам, музыку подбираю сам. На один выпуск может уходить в зависимости от стоимости арендного оборудования от 500 до 1000 рублей. Со своим оборудованием, естественно, работа только в плюс.

А по времени?


На обзор фильма — до 40 часов. Ну это дело такое, стахановское: надо не единожды посмотреть фильм, почитать обсуждения и рецензии, покадрово отсмотреть и наделать скриншотов. Естественно, игры — это просто съемка, ну и трех-четырехчасовой монтаж.

Ты писал в твиттере, что у тебя возникли проблемы с правообладателями “Интерстеллар", которые просили убрать скриншоты. Такое часто бывает?


На YouTube есть робот, который сканирует, не совпадает ли твоя дорожка с треком, на который у кого-то есть авторские права. Ты не можешь ставить там песню Kanye West — при загрузке появится предупреждение и так называемый strike, 3 страйка – бан канала. Визуальный ряд — то же самое. С этим же имел проблемы Bad Comedian, ему предъявляли такие претензии наши кинокомпании. А мне пришло уведомление, что представители Warner вручную нашли нарушения прав в моем ролике.

При этом, когда я выложил обзор, в интернете не было даже экранки. Весь использованный материал — картинки из сети: постеры, рекламные плакаты, кадры из трейлера . У меня забрали всю монетизацию видео: небольшие деньги, которые я зарабатывал на этом обзоре — две-три тысячи рублей, теперь уходят компании Warner. Мой разбор, возможно, стимулировал зрителя вернуться к просмотру, повышал интерес к кино, но никак не отнимал у миллиардной компании прибыль, потому такую политику я считаю несправедливой. Теперь планирую быть осторожнее с фильмами компании Warner.

Почему именно игра с Тимати так выстрелила?


Во-первых, помогли рэп-паблики. Игру опубликовали в “Рифмах и панчах", а у них довольно широкая аудитория. Во-вторых, это сам формат shot-игры, когда надо что-то выпить. А еще после этого Эльдар Джарахов (петербургский видеоблогер — прим. The Flow) сделал свой shot game — про Джигана. Ему большое спасибо за то, что соблюл профессиональную этику: спросил разрешения и сослался на меня. От него пришли люди ко мне.



Ты же рэпер, зачем тебе это?


Вообще, часто пишут такое. Люди почему-то считают, что человек должен выбрать одну деятельность и не соваться в другую. Разносторонняя личность Дональда Гловера же показывает обратный пример. Но могу назвать человека, который объединил и YouTube, и музыку. Это Troye Sivan, самый популярный ютьюбер Австралии. Он создавал интересный контент на главном видеохостинге планеты, но год назад выпустил EP, получив поддержку всего англоязычного комьюнити ютьюберов по всему миру. И в Австралии, и в некоторых европейских странах его EP попал в топ Billboard. Сейчас он турит и снимает клипы, а YouTube чуть подзабросил в связи с такой занятостью — и в комментариях к его видео видел те же самые вопросы — “Ты бросаешь нас? Уходишь в музыку? Как же так, мы ведь так тебе помогли, ведь мы тебя сделали звездой!"

У меня схожий подход. У меня получается делать YouTube: появляются просмотры, появляются подписчики. Соответственно, почему нет? Не зацикливаясь только на музыке, можно развивать свой канал и вообще пробовать себя в чём-то новом. За пару лет дойти до первой важной цифры. Например, 50 000 подписчиков.

В чём для тебя главное различие между музыкой и влогингом?


Музыка — единственное, что передаёт такую энергетику такого уровня, в том числе сексуальную, непосредственно от контакта со зрителем в момент своего выступления. В этом плане она может сравниться, наверное, только с большими спортивными мероприятиями. На концерте Yung Russia в Москве во время последней песни "Виноградный день" начался лютый слэм. Все 200 человек в зале, кроме испуганных девушек, стали жёстко мошить, в том числе все находящиеся на сцене. Я смотрел и понимал: актёр или писатель никогда не получит таких ощущений от поклонников. Это то, ради чего многие начинают заниматься музыкой. Знаешь, даже будь у меня сейчас миллион подписчиков и встречи с ними, это в жизни не заменило бы музыкальную энергию.

Расскажи, как ты попал на “Версус".


Весной 2013 года у меня вышел клип “Нужней всего", после которого я замолчал и ничего не выпускал. А потом мне написал Oxxxymiron и рассказал, что запускается новый баттл-проект, который будет русским аналогом KOTD и Don't Flop. Для меня эти названия вообще ничего не говорили. Он посоветовал ознакомиться с этими баттлами и дать знать, если я заинтересуюсь, чтобы со мной связался Ресторатор.

Буквально на следующий день после нескольких часов просмотров зарубежных баттлов я согласился, потому что это казалось отличной возможностью поучаствовать в таком революционном проекте с его старта.




Планируешь идти туда снова?


Во-первых, мало времени. Я как-то сильно отстал по производству музыки. На Западе люди, которые делают музыку и которые делают баттл, — это два совершенно разных течения. Может, какая-нибудь звезда изредка зайдёт посмотреть и помочь со спонсорством, как Drake, но поучаствовать разве что какой-нибудь Cassidy, который сегодня уже так себе знаменитость. А у нас уникальная ситуация, где музыканты, собирающие тысячные залы, Noize или ST, захаживали, чтобы попробовать себя в этом деле.

Я склоняюсь на сторону того, что нужно разделить эти две среды. Чтобы сформировался пул баттл-рэперов, которые просто невероятно играют словами и панчат, поднимают баттл-рэп в России на новый уровень. А артисты, делающие музыку, пускай наблюдают.

Сейчас просто с интересом слежу. И финал Fresh Blood смотрел, и баттл Oxxxymiron и Johnyboy. Слежу за питерским филиалом Slovo, смотрю все выпуски, начиная с 1/8. Мне кажется, питерское Slovo по пулу участников опережает все другие баттлы в России.

Если ты хочешь заниматься музыкой серьёзно, то должен понимать, что это требует большей активности.


У меня нет планов становиться артистом, который собирает тысячные аудитории и продуктивно выпускает по альбому в год. Но хотелось бы собирать условных 300 человек. Я постараюсь к концу лета, осенью выступить хотя бы в Москве. Я понимаю, что 2 трека за 4-5 месяцев — это неудовлетворительно.

Меня это даже гложет последнее время. Я вижу, как быстро двигаются некоторые артисты, за которых я искренне рад и которых поддерживаю. Я вижу, что они чего-то достигли быстрее меня. Такие люди и мотивируют меня делать музыку. В планах на лето тёплый положительный клип в духе “Нужней всего", но с западным звучанием, и EP под новым псевдонимом Illumate — а также участие у Злого Негра.

Сейчас я изменил подход к музыке. Раньше я писал текст и думал, как он классно и красиво, метафорично звучит, сейчас я в первую очередь работаю с тем, как это ляжет на бит. Я работаю по двум установкам: стараюсь каждый квадрат менять ритмику и писать такие тексты, строки которых можно использовать как хэштег, вроде “Started from the Bottom" или “Worst Behaviour". Не забывая о панчлайнах и рифмах.

На кого ты ориентируешься на Западе?


Мне очень понравился последний альбом Young Thug. У него я смотрю на интонации, эйры, ритмики. Он обладает каким-то нечеловеческим диалектом, у него получается буквально завораживать благодаря своим завываниям. За последнее время мне ещё очень понравился микстейп Audio Push, а также микстейп и альбом Wale. А в целом я конформистский чувак, который слушает то, что всем нравится. Drake, Kanye, Vic Mensa. Мне нравится, как строит тексты Big Sean. И естественно, мне нравится Kendrick. Можно многому научиться у их подхода к автотюну, когда каждый подстраивает его индивидуально под себя, например, как Future или Ty Dolla $ign. В России так сделал буквально один человек .



"Прослушка" — одна из первых песен, выпущенных под псевдонимом Illumate



Ты не хочешь быть артистом-"тысячником". А на YouTube какие планы?


Это может звучать лицемерно, но то, что я делаю на ютубе, доставляет в первую очередь мне удовольствие. Я не гонюсь за количеством. Если аудитория растёт — это приятно. Канал называется “VIsioneery", это перефраз слова “visionairy", то есть “провидец", “предвидящий". Мне хочется заниматься какой-то просветительской деятельностью, помочь людям взглянуть на что-то под другим углом. Это что касается разборов фильмов и видений сериалов. В дальнейшем собираюсь делать какие-то подборки. Например, книг, которые прочитал за последнее время. Чтобы открыть людям что-то новое.

Игры, конечно, нельзя назвать “просветительской деятельностью". Но дарить людям хорошее настроение или идеи для весёлого вечера — это тоже здорово. Цель моего канала — это расширить кругозор.

Какое видео на канале тебе самому нравится больше всего?


Я перевёл и добавил русские субтитры к ролику "Суперсимметрия", которое меня невероятно вдохновило. Мне писали, что видео на самом деле мотивирует и рождает какие-то позитивные эмоции. В процессе работы над “Decoding Gambino" мне написало около 50 человек, которые сказали, что я мотивировал их учить английский, показал, что скрывается за языковым барьером. Если я заставил человека пересмотреть свои взгляды, открыть что-то новое, что-то выучить, копнуть, отправиться исследовать самостоятельно — мне приятно. Именно в этом цель моего канала.


comments powered by Disqus
Самое популярное за неделю
О Pharaoh, Oxxxymiron, Скриптоните, Басте и раскрутке хип-хопа в России.
Свое отношение к возможному перфомансу ведущий Versus озвучил в твиттере и прямо здесь, в комментариях на The Flow.
Айза, Баста и Ресторатор смотрят на молодых (и не только) рэперов. А потом комментируют их выступления.
Oxxxymiron в "Олимпийском", Айза там же, Влади и его любимые женщины.