Тексты
Текст: Владимир Аладьин

"Тоня против всех" — говорим о байопике про крупнейший скандал в мире спорта

В теории — крутая спортивная драма. На практике — история о том, как психически больной придурок подпортил несколько и так не великолепных жизней.

Этот фильм должен был выйти отличным. Основанный на ярком эпизоде фигурного катания и неординарной личности. С хорошим кастингом и огромным потенциалом. Всё должно было получиться. Как, в общем-то, и у героини кино. Но не окончившая школу деревенщина Тоня Хардинг с деспотичной матерью-алкоголичкой смогла стать на время лучшей фигуристкой в Штатах, после чего потеряла всё, а в истории закрепилась лишь в связи с громким скандалом.

Вообще, спортивные фильмы транслируют с экрана базовые переживания предельно буквально и органично. Наши победили — пляшем, проиграли — фрустрируем. Чередуем в случайном порядке удачи и поражения на всю длину хронометража. Осталось только убедить зрителей, что на героев не плевать, а данный конкретный вид спорта интереснее, чем смотреть в ковёр на стене. Параллельно соревнованиям запускаем в картине личные драмы персонажей — господа, шляпы в воздух, перед нами хорошее кино. Если, конечно, постараться дать-таки причину-другую, почему на героев не плевать, и снять материал так, как он того требует. В "Тоне" даже не пытаются.

Часть ленты подана через мокьюментари-интервью, прочая — как обычный фильм, а некоторые стыковки — через слом героями четвёртой стены. То есть, любое из лиц при каких угодно событиях может посмотреть в камеру и обратиться к людям перед экраном. И у последнего приёма, как и любого художественного, есть свои причины и последствия. Которые с целями этого конкретного фильма не вяжутся никак. Просто вставили прикольную фишку, потому что в других фильмах она казалась занятной. Пусть это уничтожает цельность ленты, но ведь свежо.





Примерно то же и со сценами фигурного катания. Они подаются изобретательно и бойко, но акцент съёмки ставится на тревожности и волнительности процесса. Будто показывают дирижёра оркестра за работой. Но не уделяют внимания ни нечеловеческой сложности, ни красоте происходящего — собственно тому, из чего дисциплина и состоит. Да и сама протагонистка видела в номерах именно технические вызовы. Обыкновенные телетрансляции раскрывают фигурное катание куда эффектнее и ярче.

Сквозь весь фильм проходит несоответствие материала и методов его подачи: ублюдочные поступки выдаются за романтичные, напряжённые диалоги не дожимают. Сплошные нестыковки семиотических протоколов. В итоге — ни динамики, ни остроты.

А история и без того нестройная. Начинается фильм табией биографических лент, а заканчивается картиной о том, как психически больной придурок подпортил несколько и так не великолепных жизней. А их, жизней, обладатели были не особенно умны и порядочны, потому вместо минимизации урона лишь усугубили положение. Если бы в такой концепции снималась чёрная комедия, то, вновь-таки, долой головные уборы. Но показаться смешной "Тоня" может лишь тем, кто пришёл на просмотр, прочитав в сети, что фильм — чёрная комедия, поверил в это и смотрел как чёрную комедию ленту, ей не являющуюся. Мол, за билет уплочено, поэтому отсмеюсь на всю сумму. И над домашним насилием обхохочусь, и над неотёсанной девушкой похихикаю.





А на титрах запустят действительные съёмки событий, показанных в фильме, и интервью, переснятых для него. И вся неказистая лента разрушится совсем. Потому что на кадрах видно, что настоящая Тоня Хардинг была некрасивой — на чём в значительной степени строится сценарий. А играющая её Марго Робби, хоть и старательно пытается в кадре казаться грубой и нескладной, но очень даже симпатична. Что мимика Хардинг была иногда отталкивающей, но органична её внешности. А повторённые в точности исполнительницей роли ужимки и неординарности поведения — это кривляние.

И фильм повторяет за собственной героиней. Пусть нестройным и с изъянами, но хорошим он мог оказаться. Есть удачные моменты в частности, а в общем — зрелище не смертельно скучное. Но чем ближе к финалу, тем фаталистичнее прогнозы на результат и чётче ад удручающего уныния. А потом показывают живых прототипов персонажей и понимаешь — какое же это всё дерьмо. И в этом соответствии путей картины и персонажа есть некоторая гармония. Возможно, это единственные по-настоящему уместно использованный приём за всю "Тоню". Абсолютно с гарантией — применённый непроизвольно. Просто иногда творцам везёт.


"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"