Тексты
Интервью: Руслан Муннибаев, Ася Юдина

GoGo Penguin — джаз-группа нового поколения. Почитайте её интервью

Флоу просветительский: поговорили с участниками британского джазового трио, которое вот-вот выступит в Москве на фестивале Chess & Jazz. О любимых книгах, группе BadBadNotGood и о том, почему британская джаз-сцена сейчас переживает подъем.

Манчестерское трио GoGo Penguin творит на стыке джаза, глитча и рока и добивается малыми силами на сцене поистине ошеломляющего эффекта. Их последний альбом "A Humdrum Star" сыгран широкими мазками, в лоб, но давит на самые чувствительные педали человеческого организма. 26 июля они станут хедлайнерам московского фестиваля Chess & Jazz — The Flow рекомендует не пропустить



— Вы знамениты своими яркими живыми выступлениями. Вы все еще в режиме презентации альбома "A Humdum Star" или пробуете что-то новое в туре?

Ник Блэка (контрабас): Сейчас мы все еще ездим с "A Humdum Star", но работаем над новым материалом, когда не в пути. К сожалению, ничего из нового пока еще не готово для того, чтобы сыграть вживую. Но мы получаем большое удовольствие, играя программу "A Humdum Star".


— Фестиваль Chess and Jazz посвящен шахматам и джазу. Крис, во время лайв-сессии NPR вы упомянули, что вдохновением для композиции "Raven" послужил сон, где вы играли в шахматы против ворона. Кто победил в этой игре?

Крис Иллингворт (пианино): Я вижу этот сон снова и снова: та же комната, тот же стол, тот же ворон и, к сожалению, он выигрывает каждый раз. Вороны — потрясающие и очень умные существа, но, надеюсь, в реальности я смог бы выиграть в шахматы у птицы.






— Вы считаете себя хорошими игроками? Составите ли вы партию кому-нибудь на фестивале?


Крис: Было бы замечательно сыграть с кем-нибудь на фестивале. Я не самый сильный игрок, но мне очень нравится играть. Мой отец научил меня играть, когда я был маленьким, и я много играл в школе. С последней партии прошло уже немало времени, но на фестивале будет хороший шанс потренироваться.



— Кроме того, вы сказали, что литература — это еще один источник вашего вдохновения. Не могли бы вы рассказать об этом побольше? Есть ли у вас композиции, относящиеся к вашим любимым книгам?

Ник: У нас есть композиция под названием "In Ambe", которая является бонус-треком на нашем альбоме "v2.0". Название — это отсылка к книге Курта Воннегута "Бойня номер 5", которую я читал в то время. Она мне очень понравилась, особенно та часть в ней, где говорится о том, что все события происходят одновременно, а не последовательно. Название взято из цитаты оттуда: "Here we are, trapped in the amber of the moment. There is no why" ("Сейчас и мы застыли в янтаре этого мига, никаких "почему" тут нет")



— Что вы сейчас читаете? Каких русских писателей вы могли бы выделить?


Крис: Недавно я прочел "Двойник" Достоевского, а одно из моих самых любимых произведений — "Ну и тварь ты, Вишковиц!", написанное Алессандро Боффа, который родился в Москве, насколько я знаю. Сейчас я читаю "Повесть на время" Рут Озэки. Я только на половине пути, но это невероятно хорошая и очень эмоциональная история.


— В России особенной популярностью пользуется группа BadBadNotGood, отчасти благодаря своим совместным работам с рэп и хип-хоп артистами, от Тайлера до Denzel Curry. Как вы относитесь к подобным экспериментам?

Ник: Я думаю, это прекрасно. Музыка этих ребят явно находится под влиянием хип-хопа, поэтому для них естественно работать с рэперами. Мне по-настоящему нравится то, что они сделали вместе со Snoop Dogg на треке "Lavender". Нам, в целом, нравится, что делают BBNG, особенно "Can't Leave the Night", который мы часто играем, когда уходим со сцены на больших фестивалях. Мы обожаем в ней момент басового дропа.



— Вы поддерживаете такой способ продвижения экспериментальной инструментальной музыки в массы?

Ник: Мы в целом поддерживаем творческую и экспериментальную музыку в любых формах. Идея того, что кто-то делает музыку, потому что он хочет выразить или сказать что-то, должна поощряться. К музыке слишком часто относятся как к товару, способу делать деньги без идеи или заботы. Обычно самые интересные вещи вырастают из экспериментов. Не всегда, но обычно.








— Когда вы говорите о том, что вас вдохновляет, это всегда экспериментальная электронная музыка и почти никогда джаз. Почему? Я спрашиваю, потому что ваши туры зачастую проходят по джазовым фестивалям и клубам.

Ник: Я думаю, это из-за того, что нам нравится слушать сейчас. Мы все провели много времени за прослушиванием различных джазовых музыкантов. Я изучал джаз несколько лет и был очень им увлечен в то время. Однако, это не столько источник вдохновения, сколько некоторые цепляющие моменты и идеи, которые мы слышим в электронике сейчас. Я все еще люблю слушать таких джазовых музыкантов, как Чарльз Мингус или Майлс Дэвис, когда у меня есть подходящее настроение, но не так много, как раньше.



— Крис, в интервью для Nitelife вы говорили о том, что мнения в группе относительно финального звучании далеко не всегда сходятся. Вы не могли бы описать ваш творческий процесс?

Крис: Новая композиция обычно начинается с маленькой, написанной кем-то из нас, идеи, которую мы вместе прорабатываем и развиваем. С чего угодно: от нескольких аккордов до чего-то более структурированного. Важно то, что мы всегда вместе создаем трек, потому что каждый привносит уникальную часть самого себя. Мы сходимся во вкусах, мнениях и идеях, но каждый из нас также индивидуален. Сочетание того, что каждый из нас вносит в музыку, позволяет GoGo Penguin звучать так, как мы звучим.

Сейчас мы работаем над новым альбомом, и хотя творческий процесс не сильно изменился, мы обнаружили, что идеи гораздо чаще приходят из импровизации и джем-сейшна. Я думаю, что частично это происходит из-за того, что сейчас у нас есть наше собственное место для репетиций — студия, которую мы начали строить пару лет назад в Манчестере. Мы всегда пробуем новые методы и идеи, и этот подход кажется сейчас правильным.



— Вы рассказывали о том, что ваш последний альбом "A Humdrum Star" посвящен теме дуального восприятия (философская теория о равноправии двух начал, духа и материи — прим. The Flow). Но, судя по всему, вы сошлись в восприятии этого альбома, да?


Крис: Написание альбомов занимает много времени, потому что мы пробуем каждую идею, которую можем, даже если одному из нас она кажется неправильной или ведущей не в том направлении. Никогда не знаешь, каков будет результат, пока не попробуешь. В конце концов мы всегда находим направление, которое устраивает нас всех, и всегда становится ясно, когда это происходит. Идея дуального восприятия и взгляда на одну вещь с разных сторон была одним из абстрактных понятий, которые мы использовали, пока работали над "A Humdrum Star", и мне кажется, что часть этой идеи отражает наш подход к работе, как группы.






— Бывает ли, что дуальность восприятия препятствует творческому процессу или же наоборот — возможность взглянуть на предмет под разными углами продуктивно влияет на него?

Крис: Как правило, это делает процесс более сложным, но она всегда позитивно влияет на музыку. В жизни важно уметь оценить на ситуацию с другой точки зрения, и это так же относится и к музыке .



— Простите за глупый вопрос, но всегда ли нужно иметь сильную концепцию для инструментальной композиции или иногда вы можете наслаждаться её ритмом и мощью?

Ник: Для нас важно вкладывать какой-то смысл в музыку, которую мы создаем, но нам не принципиально, чтобы все его разделяли. Мы хотим, чтобы люди могли привносить свои чувства и смыслы в нашу музыку, для этого смысл не должен быть предписан. Мы хотим, чтобы люди чувствовали множество эмоций от музыки, которую мы играем, и нам важно, чтобы люди получали удовольствие, когда они приходят на концерты. Хороший ритм и мощное выступление в той же степени важны для нас в наших выступлениях.



— Вы подписаны на легендарный джазовый лейбл Blue Note Records на четыре года. Что мы знаем о BN — это великое имя и история. Но что именно значит работать с ними в наше время?


Ник: Очевидно, это большая честь — быть подписанным на Blue Note Records. Как вы упомянули, это очень знаковый лейбл, и он оказал огромную помощь нам и нашему делу. Они побуждают нас делать то, что мы делаем, и не боятся подталкивать нас к дальнейшим экспериментам и композициям, вдохновленным электронной музыкой. Мы действительно рады быть частью этого лейбла в одном ряду с великими артистами и культовыми альбомами.



— Я не могу не спросить вас о возникшем ажиотаже вокруг лондонской джазовой сцены: Shabaka Hutchings, Sons of Kemet, Yazz Ahmed, Ezra Collective и другие. В чем причина? Что вы думаете об этом?

Ник: Джазовой сцене Лондона сейчас уделяется много внимания и, наверное, можно сказать — британской в целом. Но для нас все немного по-другому, потому что мы из Манчестера, поэтому мы не совсем являемся частью сцены с теми музыкантами, которых вы упомянули. Я не уверен, что можно выделить конкретную причину для этого. Думаю, что всегда есть талантливые музыканты, работающие в разных жанрах, просто, возможно, в данный момент фокус внимания нацелен именно в этом направлении.






— Я был на вашем концерте в феврале этого года в Париже, когда вы играли после Tony Allen и Jeff Mills. Я вижу, что в вашем музыкальном жанре легче связываться с легендами, играть с ними. Какая ваша самая запоминающаяся встреча с известными музыкантами, лучшая и худшая?

Крис: Моя лучшая и худшая встреча с известным музыкантом была в одно и то же время. Я ходил на концерт Брэда Мелдау в Ливерпуле несколько лет назад. После концерта он давал автографы, и моя девушка сказала: "Ты должен сказать: "Привет!" и сфотографироваться с ним". На фотографии видно, что мы оба чувствовали себя немного неловко, и нам не очень нравилось фотографироваться. Вскоре после этого я увидел, как он шел на улицу покурить, поэтому я вышел и присоединился к нему. Было здорово просто пообщаться с ним подальше от толпы, покурить и поговорить о музыке.


— Когда один из моих друзей впервые услышал вашу музыку, он сказал: "Звучит как Avicii". Я думаю, он имел в виду, что иногда ваша музыка очень напрямую обращается к конкретным эмоциям. Для меня как комплимент. Как вы думаете: лучше, когда музыка говорит с людьми прямо или должна сохраняться интрига?

Ник: Я думаю, важно, чтобы музыка как-то говорила с тобой или заставляла тебя что-то чувствовать. Но не обязательно в какой-то глубинной или философской манере. Если она трогает на любом уровне, то это хорошо. Нам не интересно передавать эту картинку чрезмерной серьезности. Музыка — это чувство, а не интеллектуальная теорема. Мы любим то, что мы связаны с людьми на концертах, что мы можем разделить наши чувства с аудиторией, и это возможно, только если вкладывать эмоции и переживания в музыку.


— Говоря о музыке, какие у вас планы? Есть идеи для новых экспериментов?

Ник: В настоящее момент мы работаем над нашим следующим альбомом. В перерывах мы все еще гастролируем, но не так сильно, как в прошлом году, когда был выпущен "A Humdrum Star". Я думаю, мы экспериментируем с новой музыкой немного больше, но говорить об этом еще рано. Мы просто пытаемся улучшить во всех аспектах то, что мы делаем: как живые выступления, так и работу в студии.








— Назовите пять альбомов 2019 года, которые мы должны срочно послушать.

Крис и Ник: "Anima" Thom Yorke: вышел в этом году. Всегда стоит следить за тем, что он делает.

"Drown the Traitor Within" Lorn.

В прошлом году было несколько хороших:

"Singularity" Jon Hopkins.

"Three/Three" Dabrye.

"The Four Worlds" Mark Pritchard.



— City или United?

Ник: Leeds United. Manchester City.




В ТЕМУ

О других фестивалях лета 2019 читайте
в нашем специальном материале


Шесть с половиной минут насилия
Скуфы и будущие скуфы