Тексты
Текст: Андрей Никитин

12 фактов и выводов о "Джентльменах": новом и, возможно, лучшем фильме Гая Ричи

Гай Ричи мастерски вернулся в мир криминального Лондона. Его герои, состарившись, не утратили крутизны — но это не будет продолжаться вечно.

Текст содержит незначительные спойлеры.


Гай Ричи в кино уже двадцать с лишним лет. Но что бы он ни снимал, в России ему всегда будут припоминать первые два фильма — и ждать чего-то подобного.

Никому не пожелаешь стать заложником одной темы. К тому же, даже крепкий "Snatch" уже оставлял ощущение вторичности. А дальнейшая эксплуатация историй про лондонских жуликов неизбежно превратилась в бы в конвейер самоповторов. Уж лучше "Аладдин".

В 2008-м Ричи вернулся в Великобританию с "Рок-н-ролльщиком" — получилось из рук вон плохо. Никакого воодушевления и вопрос "Ты решил превратить это в "Елки"?" — вот и все, что вызывал трейлер со скучным Макконахи. Безусловно, не у всех — не просто так же в опросе читателей Flow "Джентльмены" стали самым ожидаемым фильмом.

Поскольку у меня нет никакого законченного мнения, кроме того, что фильм — полный восторг, то дальше будут бессистемные наброски из кинозала.

***

Искусство умеет делать зрителю больно, приятно и так далее. Если нужно выбрать что-то одно, то "Джентльмены" делают зрителю радостно. На титрах вас должно посетить трудноописуемое ощущение счастья от того, насколько круто прошли последние два часа. Насколько логично, эффектно и правильно сплелись, а потом распутались все сюжетные линии. Насколько убедительны были диалоги и насколько к месту были шутки.

На миг вам даже покажется, что это вообще лучший фильм за последнее время. Хотя, скорее всего, это не так.

***

Отлично работает неочевидное решение построить фильм на том, как встречаются два человека и один читает другому сценарий — и это такая форма шантажа. Неожиданно этот прием поможет наполнить повествование новыми ходами.

***

Кажется, что Макконахи в этом фильме никакой и его роль мог сыграть бетонный столб. Но к актеру ноль претензий — вот такого ему написали персонажа.

Зато второстепенные герои Хью Гранта и Колина Фаррелла — настоящий праздник. Они, плюс персонаж Чарли Ханнэма приводят эту механику в движение и неторопливо раскручивают до состояния головокружительного аттракциона. Их диалоги — это восторг (смотреть исключительно без дубляжа!)

Одна их моих любимых сцен — лишняя для изложения сюжета, но идеально представляющая нам персонажа Тренера — та, где его зажали подростки в кафе; и вот всего через минуту он их уже учит, как бить ножом ("не танцуй, режь!"), а также приглашает на тренировки в свой спортзал.

***

Единственного русского героя с именем здесь зовут Аслан.

Однажды я поверю в заговор западных кинематографистов, которые поклялись показывать русских только так, чтобы нам было хоть немного обидно.

***

Эпизодическую роль в "Джентльменах" получил грайм-МС Bugzy Malone. Подозреваю, у Ричи есть квота "черный музыкант на роль не сильно башковитого гангстера" — в "Snatch" это был Goldie.

Клип на марихуановой ферме — это тоже вполне в духе современной uk-сцены, откуда — может быть, знатоки помогут точными примерами — время от времени прилетают новости, как какого-нибудь дрилл-МС сажают, потому что он рассказал или показал слишком много лишнего.

***

Долин заметил, что в фильме всего две женские роли (а в New York Times вычислили, что это в 6 раз меньше, чем мужских ролей): и одна героиня нужна, чтобы сказать полторы фразы и умереть, а вторую изображают сильной эмансипированной женщиной, хотя на самом деле она понадобилась, чтобы мужчина спас ее от изнасилования.

Что тут хочется сказать. Криминальные фильмы Ричи всегда выглядели как "сосисочная вечеринка". И раз уж в реальной жизни мы не так часто слышим истории про банды девчонок, которые грабят фермы с марихуаной, то такая линия в фильме превратила бы его в комикс по типу "Хищных птиц".

***

Мне показалось, что Розалинда тут чистая львица, для которой Микки делает все. Надо — выходит из бизнеса, надо — не выходит из бизнеса.

***

Ну это ладно — потому что еще я наткнулся на рецензию в Guardian, так там фильму поставили двойку, а в заголовке указали на расизм.

Что, может быть, и нормально в фильме про лондонское дно. Как-то неестественно, если его аморальные герои будут подчеркнуто политкорректны. Это как снимать фильм про фашистов, но в нем не окажется фашизма.

Когда Тренер называет одного из своих гопников black cunt и добавляет: "Никакого расизма, просто он черный и он cunt", тот в ответ выдает очень смешной панлайн. И лучше реагировать так. Потому что если начинаешь всюду высматривать расизм и сексизм, то однажды действительно начнешь видеть их везде. Иногда нужно быть как Skepta — а Skepta говорит: We don't care about your -isms and schisms.

***

А помните в "Snatch" у одного героя был панчлайн "Ненавижу, блядь, цыган" и это никого не беспокоило?

Сейчас "ненавижу" — хейт-спич, "блядь" — мизогиния, "цыгане" — расизм.

К чему это наблюдение? А вот к чему.

Фильмы Гая Ричи слишком просты, чтобы искать в них дополнительный символизм. Если он будет снимать кино, как у типов возникли проблемы, поэтому им нужно убедить цыгана упасть во время подпольных боев, но тот сам решит их кинуть — то фильм будет именно про это.

Но в "Джентльменах" просто увидеть второй смысл.

"Oh bollocks. There is no school like the old school, and I'm the fucking headmaster!" — говорил пожилой гангстер в "Рок-н-ролльщике". Так вот в "Джентльменах" старая школа уже не так крута.

Если нужно одно слово, которое идеально опишет главных героев, то это "бумеры". У них пистолеты и автоматы, но под ногами уже крутится непонятный молодняк с ножами и айфонами, который их совсем не боится.

Микки собирается уйти из бизнеса — а может, это пора на выход поколению криминальных героев Ричи в целом? Такое коллективное "Дальше действовать будем не мы"?

Или это 51-летний Ричи прощается с жанром? Или вслух размышляет о перспективе такого прощания? Все это легко увидеть — даже если автор ничего такого не закладывал.

***

А еще "Джентльмены" рифмуются с последним Тарантино, который был совсем не про случай в Голливуде, а про смену эпох.

В этом смысле оба фильма довольно грустные.

***

Фан-сервис! Весь этот фильм — два часа сплошного фан-сервиса. Но что-то я не вижу в интернете претензий на этот счет.

***

Когда Флетчер приносит сценарий на Miramax, ему говорят, что тут нужен сиквел. Финал настолько воодушевляет, что на этих словах хочется закричать "Да! Снимите продолжение"

Но если подумать с холодной головой, то лучше бы у истории с этими героями не появилось продолжения. Это было слишком хорошо, непредсказуемо, свежо и талантливо, чтобы взять и превратить все в фан-сервис для бумеров.



Шесть с половиной минут насилия
Скуфы и будущие скуфы