12 фактов и выводов о "Джентльменах": новом и, возможно, лучшем фильме Гая Ричи
Текст содержит незначительные спойлеры.
Гай Ричи в кино уже двадцать с лишним лет. Но что бы он ни снимал, в России ему всегда будут припоминать первые два фильма — и ждать чего-то подобного.
Никому не пожелаешь стать заложником одной темы. К тому же, даже крепкий "Snatch" уже оставлял ощущение вторичности. А дальнейшая эксплуатация историй про лондонских жуликов неизбежно превратилась в бы в конвейер самоповторов. Уж лучше "Аладдин".
В 2008-м Ричи вернулся в Великобританию с "Рок-н-ролльщиком" — получилось из рук вон плохо. Никакого воодушевления и вопрос "Ты решил превратить это в "Елки"?" — вот и все, что вызывал трейлер со скучным Макконахи. Безусловно, не у всех — не просто так же в опросе читателей Flow "Джентльмены" стали самым ожидаемым фильмом.
Поскольку у меня нет никакого законченного мнения, кроме того, что фильм — полный восторг, то дальше будут бессистемные наброски из кинозала.
Искусство умеет делать зрителю больно, приятно и так далее. Если нужно выбрать что-то одно, то "Джентльмены" делают зрителю радостно. На титрах вас должно посетить трудноописуемое ощущение счастья от того, насколько круто прошли последние два часа. Насколько логично, эффектно и правильно сплелись, а потом распутались все сюжетные линии. Насколько убедительны были диалоги и насколько к месту были шутки.
На миг вам даже покажется, что это вообще лучший фильм за последнее время. Хотя, скорее всего, это не так.
Отлично работает неочевидное решение построить фильм на том, как встречаются два человека и один читает другому сценарий — и это такая форма шантажа. Неожиданно этот прием поможет наполнить повествование новыми ходами.
Кажется, что Макконахи в этом фильме никакой и его роль мог сыграть бетонный столб. Но к актеру ноль претензий — вот такого ему написали персонажа.
Зато второстепенные герои Хью Гранта и Колина Фаррелла — настоящий праздник. Они, плюс персонаж Чарли Ханнэма приводят эту механику в движение и неторопливо раскручивают до состояния головокружительного аттракциона. Их диалоги — это восторг (смотреть исключительно без дубляжа!)
Одна их моих любимых сцен — лишняя для изложения сюжета, но идеально представляющая нам персонажа Тренера — та, где его зажали подростки в кафе; и вот всего через минуту он их уже учит, как бить ножом ("не танцуй, режь!"), а также приглашает на тренировки в свой спортзал.
Единственного русского героя с именем здесь зовут Аслан.
Однажды я поверю в заговор западных кинематографистов, которые поклялись показывать русских только так, чтобы нам было хоть немного обидно.
Эпизодическую роль в "Джентльменах" получил грайм-МС Bugzy Malone. Подозреваю, у Ричи есть квота "черный музыкант на роль не сильно башковитого гангстера" — в "Snatch" это был Goldie.
Клип на марихуановой ферме — это тоже вполне в духе современной uk-сцены, откуда — может быть, знатоки помогут точными примерами — время от времени прилетают новости, как какого-нибудь дрилл-МС сажают, потому что он рассказал или показал слишком много лишнего.
Долин заметил, что в фильме всего две женские роли (а в New York Times вычислили, что это в 6 раз меньше, чем мужских ролей): и одна героиня нужна, чтобы сказать полторы фразы и умереть, а вторую изображают сильной эмансипированной женщиной, хотя на самом деле она понадобилась, чтобы мужчина спас ее от изнасилования.
Что тут хочется сказать. Криминальные фильмы Ричи всегда выглядели как "сосисочная вечеринка". И раз уж в реальной жизни мы не так часто слышим истории про банды девчонок, которые грабят фермы с марихуаной, то такая линия в фильме превратила бы его в комикс по типу "Хищных птиц".
Мне показалось, что Розалинда тут чистая львица, для которой Микки делает все. Надо — выходит из бизнеса, надо — не выходит из бизнеса.
Ну это ладно — потому что еще я наткнулся на рецензию в Guardian, так там фильму поставили двойку, а в заголовке указали на расизм.
Что, может быть, и нормально в фильме про лондонское дно. Как-то неестественно, если его аморальные герои будут подчеркнуто политкорректны. Это как снимать фильм про фашистов, но в нем не окажется фашизма.
Когда Тренер называет одного из своих гопников black cunt и добавляет: "Никакого расизма, просто он черный и он cunt", тот в ответ выдает очень смешной панлайн. И лучше реагировать так. Потому что если начинаешь всюду высматривать расизм и сексизм, то однажды действительно начнешь видеть их везде. Иногда нужно быть как Skepta — а Skepta говорит: We don't care about your -isms and schisms.
А помните в "Snatch" у одного героя был панчлайн "Ненавижу, блядь, цыган" и это никого не беспокоило?
Сейчас "ненавижу" — хейт-спич, "блядь" — мизогиния, "цыгане" — расизм.
К чему это наблюдение? А вот к чему.
Фильмы Гая Ричи слишком просты, чтобы искать в них дополнительный символизм. Если он будет снимать кино, как у типов возникли проблемы, поэтому им нужно убедить цыгана упасть во время подпольных боев, но тот сам решит их кинуть — то фильм будет именно про это.
Но в "Джентльменах" просто увидеть второй смысл.
"Oh bollocks. There is no school like the old school, and I'm the fucking headmaster!" — говорил пожилой гангстер в "Рок-н-ролльщике". Так вот в "Джентльменах" старая школа уже не так крута.
Если нужно одно слово, которое идеально опишет главных героев, то это "бумеры". У них пистолеты и автоматы, но под ногами уже крутится непонятный молодняк с ножами и айфонами, который их совсем не боится.
Микки собирается уйти из бизнеса — а может, это пора на выход поколению криминальных героев Ричи в целом? Такое коллективное "Дальше действовать будем не мы"?
Или это 51-летний Ричи прощается с жанром? Или вслух размышляет о перспективе такого прощания? Все это легко увидеть — даже если автор ничего такого не закладывал.
А еще "Джентльмены" рифмуются с последним Тарантино, который был совсем не про случай в Голливуде, а про смену эпох.
В этом смысле оба фильма довольно грустные.
Фан-сервис! Весь этот фильм — два часа сплошного фан-сервиса. Но что-то я не вижу в интернете претензий на этот счет.
Когда Флетчер приносит сценарий на Miramax, ему говорят, что тут нужен сиквел. Финал настолько воодушевляет, что на этих словах хочется закричать "Да! Снимите продолжение"
Но если подумать с холодной головой, то лучше бы у истории с этими героями не появилось продолжения. Это было слишком хорошо, непредсказуемо, свежо и талантливо, чтобы взять и превратить все в фан-сервис для бумеров.