Тексты
Текст: Владимир Аладьин

Фильм недели: "Первый мститель"

Как поссорились супергерои из марвеловской киновселенной.



Вообще, если на старте фильма имеется команда из полудюжины и более бойцов, то уже к середине кино львиная их часть должна мучительно погибнуть. А то, что они дойдут до финала, неосмотрительно обещать более, чем одному-двум. Вспомните тот же первый "Хищник". С первым "Хищником" не поспорить. Вот уж где было крутое кино.

Короче — о новом фильме Marvel.

Среди героев киновселенной намечается раскол. Часть из них считает, что регулярное спасение мира — дело хорошее, а потому обязано быть обложено бюрократией и подчиняться межправительственному контролю. Слишком уж безграничны разрушительные способности персонажей, чтобы оставаться вне зависимости от мнения большинства. И границы стран надо уважать. И далее — по мелочи. Другие герои убеждены, что большое доброе сердце не терпит законодательных актов, юридической казуистики и чёрствости указаний разных ведомств. В не самый драматический спор начинают подкидывать дровишки третьи силы с неозвученными заинтересованностями.

Пока злодеи движутся к цели, а главные лица кадра обсуждают Проблему вагонетки, в действие киновселенной вводят новых участников. И хоть на этот фильм Халка с Тором пустили в отгул — героев всё равно много. А хронометража — два с половиной часа. А потому внятно прописать мотивации создатели кино и не пытаются.

Считая моменты, на которых персонажами движет лишь обещание авторов показать битву супергероев — сбиваешься в пределах первой десятки. И просто принимаешь, что, видимо, присутствующие на экране не проблемы мирового уровня решают, а играются в песочнице, представляя, что они супергерои. А всё "Противостояние" — результат этой коллективной игры-фантазии. В правилах которой важна не логика, а чтобы в командах было поровну людей. Чтобы процесс не прекращался, пока на улице не начнёт темнеть.




Да ещё и логика подсказывает, что до титров доберутся все (чтобы без спойлеров и с интригой — почти все) супергерои. И хоть сама структура комиксовых противостояний идентична мысленным экспериментам "Кто победит: слон или кит" и "Носорог против белого медведя", кто бы в детстве принял ответ "Ни один не пострадает"?

Можно что-то такое выдвинуть и в пику недавнему "Бэтмену против Супермена". В конце концов, отказаться от удовольствия сравнить эти картины — пошлейшая аскеза. Только "Бэтмен" был умеренно глупым, предельно несмешным, но неимоверно красивым и величественным. А "Противостояние" — кино не без приятных моментов, но рассыпающееся на части.

Подход режиссёров братьев Руссо сделал очень крепким их прошлый фильм для Marvel — "Первый мститель: Другая война". Тот в нюансах и деталях выдавал себя за старомодный политический триллер. При небольшом числе действующих лиц происходящее держало в напряжении, не теряло ритм и структуру. А отлично придуманные и поставленные драки и погони лишали всякого желания искать в ленте огрехи.

Резкое же увеличение числа протагонистов — лиц, которые на экране должны делать то, что делают, не просто так, а почему-то и по своим причинам — повернуло вспять диалектические пословицы, уводя качественное в количественное.

Конечно, ясно, что герои за хорошее и против плохого. Нововведённых ещё и заставляют буквально произнести это на камеру. А в начале создатели даже подают связки мыслей и мотивов персонажей через когда-то популярный в журналистике формат круглого стола. Но звучат эти реплики в стиле “Пожалуй, будет клёво, если мы поделимся на две команды и устроим драку”.

Из хорошего и светлого прошлая работа братьев Руссо дала "Противостоянию" лишь экшн-элементы. По изобретательности постановки мордобоя фильм может тягаться с лентами, по сути, лишь рукопашными стычками и знаменитыми. Не так жестоко, как, скажем, в нашумевшем на этом поприще "Рейде", но ничуть не менее остроумно.




Вот только центральным аттракционом фильма создатели делают битву "пять супергероев на пять супергероев". В которой в действительности-то и убивать почти никто никого не хочет. А пара персонажей на мордобой нагрянули вообще беспричинно и не имея интереса. И большинство участников потасовки уровнем влияния на результат так незначительны, что вся сцена напоминает рекламный ролик Академии Равных Возможностей. Ну, то есть основной конфликт возникает из-за того, что часть героев киновселенной имеет пугающе большие силы, требующие стороннего контроля. Мол, это уже не люди, а ходячие ядерные бомбы. А в решающую схватку набирают разве что не безногих попрошаек из метро.

И как это уже было в "Человеке-муравье", создатели крошат экшн сцены на мелкие осколки перебивками шуток и гэгов. Не самых смешных. А в общем настроении картины — трагичный раскол в дружной команде — не вполне уместных.

Пусть глупо рассматривать картины Marvel сами по себе. Не только потому, что они связаны героями и сюжетно. Но и так как значительная часть сценария текущего фильма работает на последующие. Чтобы продолжения не заканчивались никогда. Но если следующие два-три получатся такими же, желание смотреть их пропадёт напрочь. Потому как суетно и неинтересно. Вот уж хороший будет день.

Обсуждаем крупнейший биф за последнее время, конфликт Платины с “ВКонтакте” и новый релиз Toxi$
Конфликты, неожиданные встречи и Vacio против рэпа
Нацитировали новую Вписку