Тексты
Владимир Аладьин

Фильм недели: "Мстители: Эра Альтрона"

Владимир Аладьин — о том, почему вторая часть "Мстителей" должна была стать классной, но не стала

До первых "Мстителей" их режиссёр Джосс Уидон был самым переоценённым из недооценённых авторов Голливуда. Нестабильным гением, который снял один из лучших сериалов всех времён ("Светлячок"), но шоу быстро закрыли. Сделал полнометражное продолжение (неплохое — "Миссия Серенити"), но то провалилось в прокате. Наварил денег и рейтингов на "Баффи — истребительнице вампиров", но это не про респект.

Первыми "Мстителями" же Уидон стал воплощением американской мечты. Получил в свои руки обойму лучших актёров, взял набор самых дорогих киногероев современности, обзавёлся безумным бюджетом. И снял великий фильм. Иногда нарочито старомодный в операторских решениях, искромётный в мелочах и с лучшими на свете препираниями и подколками героев — безумно уютное кино.



Это действительно важный момент, поэтому поймите верно. Снять мрачный фильм про Бэтмена — это отличный и классно воплощённый концепт. Хорошая веха. Эпохально и пронизывающе перенести на плёнку "Хранителей" — тоже необходимая задача и ключевой чекпоинт. Сбацать что-нибудь издевательское типа "Пипца" сам бог велел, поэтому пропускаем. Но вот сделать фильм про супергероев по-домашнему уютным и по-свойски милым даже для тех, кто на комиксах не рос — это абсолютно великое дело для комиксов, для кино и для нас с вами. Если кто-то скажет, что это простейшая вещь, то знай, что это ты простейшая вещь.

Выше изложенное было о том, почему ожидания от вторых "Мстителей" были крайне высоки. И не оправдались они совсем.

Добравшись-таки до посоха Локи из первой части, Старк (который Железный Человек) и Баннер (который иногда Халк) узнают, что внутри прячется какая-то структура типа искусственного интеллекта. Тестить код – для слабаков, поэтому учёные пробуждают к жизни само зло. Само зло, кажется, претендует на статус истинного божества, а следовательно — заносчиво, обидчиво, мелочно и склонно к уничтожению человечества. Ясное дело, поразительно идиотским способом.



И громаднейшая беда фильма именно в этих околобиблейских мотивах. Во-первых, они напрочь неуместны в киновселенной Марвел, потому что там каждый третий встречный — бог или не менее того. И мыслит чистым пафосом, будто бы, если иначе, то разочаруется в себе.

К прочему, если уж искусственному и пришло в интеллект: "Тут уже ничего не исправить, Господь, жги!" — то, может, хоть немножко связных аргументов? Не сказать, что злодеи мирового кино часто выдают про организацию Армагеддона что-нибудь, способное реально убедить психически уравновешенного зрителя, но блин. Ведь нужны же причины, чтобы ненавидеть людей сильней, чем российская пенсионная система. Какие-то связные посылы про развитие и эволюцию вида антагонисту в уста пытаются вложить, но, как только начинает угадываться логика, всё неизменно скатывается в "KILL 'EM ALL, BITCHES, AHA-HA". А вот это “Тут уже ничего…” и на заборе прочитать можно, незачем в кино идти.

В общем-то, нет ничего плохого в том, что в комикс-фильме сюжет распадается с неизбежностью звёздного брака. Но если нет материала, которым прорехи можно прикрыть — неважно, остроты то или забубенный экшн — то становится грустненько. Великим потопом смыло весь хороший юмор, а в ковчег сценария взяли лишь нелучшую пару шуток, по многу раз вытаскивая которую на экран, и будут веселить зрителя. Ближе к финалу пара успеет организовать потомство, но тоже страшненькое, неказистое.

Спасти развлечение могли новые персонажи. Но главный антагонист вместо чего-то, что граничит с всемогуществом (искусственный интеллект в мире интернета, атас!), демонстрирует пару не самых элегантных и глуповатых трюков. А прочие же неофиты серии (возможно, лишь пока) по-настоящему, по-честному и прямо так, чтобы наверняка, скучны. Совсем, просто левые люди в кадре. Натурально: их вообще кто-нибудь звал?



Под околобиблейские темы, в принципе, достаточно сложно испытывать комфорт, но, когда финальный акт, в котором хочется побоища, оборачивается скорее про эвакуацию гражданских, нежели про надрать задницы, зевота может нанести травмы челюсти и здоровью сидящих впереди. Под подытоживающий же разговор двух искусственных разумов с посылом "Люди прекрасны, они удивительны и воодушевляют" начнёшь задумываться над истоком традиции масс-шутинга в кинотеатрах.

Из интересного — лишь раскрытие старых героев. Соколиный глаз оказывается примерным семьянином, во время битвы рассуждающим о планах на ремонт дома. Чёрная вдова начинает питать симпатии к Баннеру, попутно раскрывая печальные тайны своего прошлого. Старк приходит к полноценному кризису супергероя.

Но опять же, куда уютнее было смотреть, как разношёрстные персонажи собираются в команду, чем наблюдать в сиквеле, как в той зреют расколы. Углублению личностей героев и их распрям отведено не так много времени, но, есть подозрение, что для того фильм и затевался — продолжать сплетать фитили сюжетов киновселенной Марвел, чтобы чуть позже уже со всем размахом взорвать.

По-хорошему, реплики в защиту кино только в стиле теодицеи. Мол, это не Уидон плохой, это сюжеты подвести надо. Типа поскучаешь два часа с гаком, зато будешь в теме происхожящего в фильмах Марвел. Дескать, может, конкретно эта лента и не очень, но там, наверху кинобоссы знают, что делают, смотрят на нас и улыбаются нам. Недоброй такой, блин, улыбкой. Просто верь им. Просто верь... Офигенная сделка.

Что он рассказал в большом интервью про наркотики и зависимость
Белая Чувашия, новый артист Газа и сайд-проект Дельфина
Платиновый выпуск
Что посмотреть на выходных. Без спойлеров