Тексты

"Face — талант или недоразумение?" За и против

Два полярных высказывания о самом обсуждаемом рэпере 2017 года.

На пути в магазин Gucci в Санкт-Петербурге (Лёша Горбаш)

На прошлой неделе в Минске должен был выступить Face. И пока я в день концерта занимался организацией проходок, от Миши Паньшина, создателя Rhymes Booking, пришло не привычное “Всё ок, вы в списках”, а подозрительное “Да там проблемы какие-то, походу отмена”. Дальше организаторы быстро ввели в курс дела — какой-то малой украл у мамы деньги, купил на них билет. Мама послушала Face и ужаснулась, пожаловалась в администрацию города, концертом заинтересовались на самом высоком уровне — письмо с “рекомендацией не проводить концерт” было подписано заместителем Генпрокурора. Концерты в нашем городе отменяли и раньше — но никогда это не делалось с самого “верха”.

С одной стороны, это очень локальная история про дивный белорусский мир. С другой — показательный момент с восприятием людьми творчества Face. В твиттере сразу начали обсуждать отмену концерта. И я с удивлением заметил, как люди, с которыми у меня в целом сходятся взгляды на мир, писали что-то в духе “Ну и здорово!”

Немного очевидных истин. Музыка Face мало кого оставляет равнодушным. Либо это “Какой ужас, как это можно слушать”, либо “Класс, прикольно!” При этом первые пытаются найти какое-то оправдание тому, чтобы перейти в стан вторых. “Ну, если у него такая аудитория, значит, это кому-то нужно”.

Тут хотелось бы вернуться к отмене концерта и её официальным причинам. Грубо говоря, музыка Face плохо влияет на молодёжь. Что вынесет 13-летний школьник с концерта, где его призывают “трахать тёлку без гондона” и стремиться попасть в тот самый магазин в Санкт-Петербурге, пока самая красивая одноклассница — ну вы поняли.

И такой подход меня всегда удивлял. Во-первых, с каких пор дети обязаны слушать музыку с небанальными текстами и глубоким посылом. Во-вторых, ну неужели школьники разом побегут сношаться без презерватива, послушав Face? Не бросаются же они из окон, послушав последнюю песню группы Найтивыход. Как не бегут пробовать ЛСД после альбома “Марабу” или покупать “конский” после “Праздника на улице 36”.

То, что школьники сейчас слушают Face — это здорово. У каждого поколения должна быть своя музыка. Так вышло, что у этого поколения это трэш-рэп, лицом которого стал как раз Face. Сомневаюсь, что основная масса его слушателей видит в песнях второе дно и скрытый посыл, который в своих песнях видит сам артист. Но почему это плохо?

Если хотите, Face — Гарри Поттер для сегодняшних школьников. Они будут расти вместе с ним. Сейчас они скачут на концертах под “Бургер”. А через несколько лет будут ходить на большие концерты, где главными хитами будут уже более камерные песни в духе “Baby”.

“Что значит через несколько лет? Face же артист-однедневка!”

А вот и нет. Артист-однодневка в состоянии записать буквально несколько удачных песен — и ключевое слово здесь “удачных”. Face уже в этом году показал, что он способен не только на примитивные бэнгеры, но и на масштабные поп-хиты. “Baby” — идеальный тому пример. На “No Love” нет песен соизмеримых масштабов, но в той же стилистике — половина релиза. Face умеет писать песни — это данность, которую нужно принять и при необходимости смириться.

И кстати про “Бургер”. Это отличная песня. Бэнгер в 2017 году должен а) качать б) включать в себя строчку-мем. Поэтому “Bad and Boujee” — великая. Поэтому припев “Бургера” — показатель не идиотизма Face, а хорошего сонграйтера.

Face взрывает, потому что записывает ёмкие песни на понятном всем языке. “Мне похуй” цепляет не столько из-за перечисления всех вещей, которыми в ней занимается Face, а из-за настроения вседозволенности, к которому стремится его аудитория. Добавить сюда яркий образ (без которого сегодня вообще сложно чего-то добиться) — и держите готовую звезду. Важная оговорка: Face не первопроходец и не новатор на этом поле. В свою аудиторию артисты попадали до него, будут и после.

И то, что Face вас раздражает, при этом набирая всё большую аудиторию, — ещё один признак артиста-неоднодневки. Через массовое неприятие проходили все первые лица жанра. Pharaoh обвиняли в бессмысленности и калькировании ряда западных клауд-рэперов. В ЛСП видели чужеродный коктейль из непонятно чего. Oxxxymiron потратил много лет, чтобы из раздражителя и человека, посылающего Касту к чёрту, стать “стадионником”.

Face — отражение нового поколения. Растущего на мемах, меняющего тренды раз в месяц (как там ваши спиннеры, пацаны?), воспринимающего реальность через мнение соцсетей. Дональд Гловер (он же артист Childish Gambino)— человек, сперва осознанно и намеренно создавший вокруг себя культ в интернете, а сейчас идущий к статусу мировой суперзвезды — как-то сказал, что начал выпускать свои песни в первую половину дня по воскресеньям. Потому что блогеры и опион-мейкеры ещё отходят от событий прошлой ночи и никто не мешает его слушателям самостоятельно оценить новый трек.

Face, кажется, будет лишён такой роскоши, даже если выпустит песню в три часа ночи — её сразу побегут обсуждать и, скорее всего, осуждать. Когда на выходе это просто песня талантливого молодого артиста. Запад он, конечно, не ронял. А вот нашу музыку — да.

Face — талант. Эщкере! Ударение, кстати, на второй слог.






Я ебал тёлку Face (Владимир Аладьин)

В течение всей истории человечества ругать новых героев молодёжи было легко и приятно. Летописи любой эпохи хранят ворчание о разложении новых поколений и неминуемом из-за него конце культуры. "Из-за него" — это из-за разложения, а не из-за ворчания, как бы ни хотелось данный пункт не уточнять.

К 2017-му году н.э. ругань на кумиров тех, кто младше тебя, стала занятием неодобряемым и вытесняемой из прогрессивных медиа. Потому что, если артист выстрелил, то это уже сложившийся факт. Нужно пройти пять шагов к его принятию, и лишь на последнем попробовать осмыслить и начать что-то излагать. Отторжение артиста с необъятной фанбазой — роспись в собственном непонимании текущих трендов. А любые, сколь угодно подробные попытки изложить, почему новая звезда — говна кусок, разбиваются о непреодолимый барьер: "Да ты просто старпёр".

В общем, нахуй Face.

Да, и Биттлов ругали за то, что они отупляют и развращают. И, если брать ближе, Pharaoh — тоже. Но вопрос в транслируемых архетипах. Слушая раннего Фараона (если сильно упрощать), подросток ассоциирует себя с персонажем умеренно трагическим — а через это проходили во все времена. При прослушивании Face — с завравшимся одноклассником, который каждый день вываливает гору сказок, каждая из которых не проходит фактчекинг или простейшую проверку правдоподобием. Что — в вахтёрно-воспитательных терминах — не лучшая ролевая модель.

Кумирами молодых всегда становились те, кто говорили то, что хотели, но боялись или не могли сказать слушатели. Ведь любой непрямой формат высказываний — будь то стихи или песня — имеет свои ограничения, стараясь втискиваться в которые, забываешь о собственных рамках. Всякое комплексное произведение (а в песнях много уровней — музыкальный, рифм, текстовый) разряжает ответственность за непосредственно сказанное — помимо конкретно слов в эмпэтришку заложено ещё много отвлекающего внимание. И как романтик прячет свою неуверенность перед субъектом влюблённости в поэтических строках, так и малолетнее ссыкло ищет выход внутренним выебонам через треки Face. Ведь, ну, это же просто песня, она же не только про то что он ебал мою тёлку, даже если весь её текст только и исключительно про это.

Такие претензии применимы плюс-минус ко всему рэпу вообще, но Face стал первым заметным персонажем, у кого в творчестве лишь фанаберия. Минуя гангста-рэп, гоп-рэп, рэп клубный, баттл-рэп и прочие субжанры, мы вступили в эпоху пиздобол-рэпа. И этот посыл не про ушедшие в небытие споры “тру/не тру” а про основной творческий метод достижения популярности.

И пусть некоторые замечают, что у Face в песнях своя правда и свой чистый образ, ну так и любой воображала живёт так же. Зачастую патологический пиздабол врёт бескорыстно, самозабвенно и без веских на то резонов. Это не контекстуально обусловленные каскады поведенческих паттернов, а состояние души. И травят таких в школе, когда те успевают надоесть, всё-таки не за внутреннюю чистоту и сильную личную правду. Похвалы "за образ", на деле — радость, что очередной ничего из себя в творческом плане не представляющий персонаж, разорвал рекорды просмотров, лайков, обсуждений. В чём, насколько мне это видится, и смешного-то немного, а хорошего — и того меньше.

И тем не менее, это всё не про самого исполнителя. От плохих песен не "бомбит". В том, что молодые не слишком искушены в музыкальном плане — тоже ничего эзотерического. А вот взрослые дяди и тёти из медиа и вокруг них, пытающиеся "быть в теме" и хвалить то, что им откровенно не подходит — отличная причина для пароксизма психотической ярости.

Редакторы, глядя на хайп вокруг, вдруг "понимают", что герой не мог взорвать просто так. А следовательно — он крут. В действительности же, между этими звеньями цепочки причинно-следственной связи нет. То есть, музыкальные редакторы, глядя на показатели огромного числа людей, которые им не нравятся, убеждают себя в том, что музыка, которая им (критикам) не нравится — на самом деле, хорошая. Можно было бы списать на то, что они оседлали постправду, но ещё несколько лет назад изменение вкусов и убеждений под воздействием условий, которые на вкусы и убеждения не должны влиять, называлось несколько иначе и сильно обиднее.

И, если коротко, Face — это про работу сегодняшних медиа. Ты либо заставляешь себя полюбить то, от чего фанатеют массы, либо вымираешь. Несмотря на то, что признаёшь рассматриваемый объект ужасным до панической клаустрофобии даже без привлечения "хорошего вкуса" и общекультурного контекста.

Возможно, сохранить способность называть дерьмо дерьмом и быть сожранным лангольерами — чуть более честно перед собой. Не исключаю, что ворчание на подобные темы хранят летописи любых эпох.

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"