Тексты

Сценарист Крейг Мазин: “Как я стал одержим идеей создания сериала "Чернобыль"

Сегодня вышел финальный эпизод сериала "Чернобыль", большого теле-хита 2019. Почитайте интервью сценариста шоу о советской системе, правильных номерных знаках и внимании к деталям.

Крейгу Мазину 48 лет. Он живет в Бруклине и до середины десятых мало что знал о чернобыльской катастрофе.

Что вообще-то поразительно, учитывая, с каким вниманием к деталям он подошел к работе над хит-сериалом HBO "Чернобыль", где Мазин выполняет функции исполнительного продюсера и ведущего сценариста.

Он дал интервью сайту Vice. Большая его часть посвящена нюансам реставрации позднесоветской эстетики. Избранные цитаты — ниже, английский оригинальный текст — по ссылке.



Мне было 15, когда произошла трагедия в Чернобыле. Поэтому в той или иной мере я размышлял о случившемся почти всю свою жизнь. Где-то в 2015 году мне пришло в голову, что я не знаю самых общих деталей произошедшего. Это казалось странным упущением в моем понимании мира и его функционирования. Поэтому я начал читать. Честно говоря, я просто хотел узнать с научной точки зрения, что именно пошло не так в ту ночь. И то, что я обнаружил, когда продолжал изучать тему, было чем-то шокирующим и поразительным. Было такое впечатление, что я обнаружил войну, о которой никто до меня подробно не писал. Уже потом я, конечно, узнал, что тема изучена, просто эти работы не нашли способ проникнуть в сознание масс. Так я стал одержим идеей создания сериала "Чернобыль".

Я изучал научные статьи в научных журналах. Просмотрел правительственные отчеты, книги, написанные бывшими советскими учеными, которые были в Чернобыле. Читал работы западных историков. Документальные фильмы. Отчеты очевидцев.

Я занимался сбором данных около двух с половиной лет. Это накопление информации, подготовка и структурирование. Конечно, это была не единственная моя работа — я писал сценарии к фильмам, переписывал чужие сценарии, был мужем и отцом — так что на многое приходилось отвлекаться. Но в 2016 году я наконец был готов сесть за написание сценария.





В сердце этой истории лежит вопрос о том, что происходит, когда у людей отнимают правду. А советская система была, по сути, огромным памятником лжи. Они делали ложь искусством: лгали друг другу, лгали вышестоящим чинам, лгали подчиненным и делали это из-за инстинкта выживания. Ложь стала естественным явлением, а правда потеряла ценность. Когда она вытягивала свою голову из песка, ее по ней били. Поэтому я решил, что худшее из того, что я могу сделать, имея на руках такую историю, — это внести еще и свой вклад в этот круговорот лжи. Я не мог себе позволить додумывать и чрезмерно драматизировать события.

Изучая документы и реальные реплики людей, мне попадались фразы, которые я считал удивительными. Зачем их менять? Поэтому начальник смены четвертого реактора Александр Акимов в сериале произносит: "Мы все сделали правильно", а сразу же после взрыва говорит: "Произошло что-то странное". Так и было в реальности. Он именно это сказал: "Произошло что-то странное". Я не могу придумать реплику круче, чем эта. И с чего бы мне это делать? Знаешь, это самое удивительное, что человек только может сказать, понимаешь? Наша работа как писателей состоит в том, чтобы попытаться создать в несуществующем пространстве нечто, что кажется правдивым. Мы имеем дело с выдумкой: придумываем персонажа, которого не существует и делаем так, чтобы он казался реальным. А если описываешь реального человека и у тебя есть фраза вроде этой, ты просто обязан ее использовать.

Я консультировался со многими людьми, но была одна женщина, с которой я работал очень тесно. До работы над сериалом мы не были знакомы, но коллега-сценарист однажды сказал: "Знаешь, а моя жена выросла в Советской Украине. Если интересно, она была там в 1986 году". Поэтому у меня были к ней вопросы, я даже брал у нее интервью. И она произвела на меня впечатление человека добросовестного, вдумчивого, интеллигентного. Я изо всех сил стараюсь жить по принципу: если собираешься рассказывать историю, которой не жил, рассказывай ее с большим уважением к людям, которые ее прожили. И это один из способов проявить уважение: правильно собрать детали. Мы были одержимы этим. Она была великолепна, потому что эта женщина зафиксировала некоторые вещи, о которых я не знал бы. Мы бы их упустили. И конечно, у нас было преимущество, потому что большая часть нашей команды была из Литвы. Многие из этих людей выросли в Советском Союзе, так что они иногда говорили: "У нас бы сделали вот так, а не вот так".

Хотел бы вам сказать, что это именно я был тем человеком, который изучал обои и чашки, и делал все, чтобы интерьеры в сериале максимально соответствовали реальности, но это не моя заслуга. Продакшн-дизайном занимался Люк Халл, который проделал невероятную работу. У него была целая команда, которая занималась реквизитом, декорациями, даже обоями. Иногда мы ездили в локации, которые, как нам было известно, не сильно изменились с советских времен, и изучали их. С самого начала у нас была общая философия: точность - это все для нас. Я хотел, чтобы люди в Украине, России и Беларуси смотрели это шоу и говорили: "Это и есть мы; это были мы; спасибо вам за это". В отличие от реакции: "Это выдумка какого-то американца о том, какими были советские граждане». Сколько американцев заметят, что номерной знак автомобиля, проезжающего по дорогам Советской Украины, имеет правильный территориальный код киевской области? Двенадцать? Не знаю. Но я хочу, чтобы они знали! Люди, которые знают, я хочу, чтобы они увидели наше внимание к деталям и сказали: "Вау. Это важно для них".

У кого-то шоу точно вызовет отторжение. Не знаю, как называют этих людей, я про советских апологетов, тех, кто с любовью оглядывается на старые-добрые времена СССР, как бы странно эта фраза не звучала. Но, насколько мне известно, большинство зрителей из этих стран действительно положительно восприняли наш проект, ведь, как я уже говорил много раз, злодей в этой истории — это советская система. А героями являются советские люди. Я надеюсь, что они почувствуют гордость за самих себя, когда будут смотреть наше шоу.







Обсуждаем крупнейший биф за последнее время, конфликт Платины с “ВКонтакте” и новый релиз Toxi$
Конфликты, неожиданные встречи и Vacio против рэпа
Нацитировали новую Вписку