Тексты
Автор: Лёша Горбаш
Фото: Таня Капитонова (34mag.net), Николай Бельский, Евгений Петкевич

"Кто если не мы!" — как серия вечеринок "Бассота" меняет клубную жизнь Минска

От подкастов в заброшенных помещениях к вечеринкам на тысячу человек — как за пару лет из ноунеймов превратиться в крупнейшую движущую силу города.

Три танцпола, шестьдесят диджеев со всего СНГ и не только, выступление Хаски, серия лекций, больше тысячи людей и льющийся отовсюду "Jagermeister" — с 18 по 20 августа в Минске в арт-пространстве "Верх" развернулся масштабный рейв. Свой третий день рождения отмечала серия вечеринок "Бассота". А раз три года — то и вечеринка должна быть на 30 часов. Сейчас вечеринки "Бассоты" в принципе не собирают в Минске меньше 750 человек, а каждый ивент превращается в событие городского масштаба.

“Бассота” активно помогала с промо и оформлением первого сольного концерта Бакея в Минске. По всему городу можно встретить логотип и лозунги “Бассоты”: “Пожалуйста, выключите техно”, “Мне не нужны твои лайки”, “Это дурка” — все эти надписи в виде стикеров или светоотражающих футболок смотрят на минчан из каждого людного места города. А слоган “Кто если не мы” со временем превратился из амбициозного — в абсолютно оправданный.

“Появилось мнение, что “Бассоты” стало слишком много”, — говорит Егор Кипа, один из лидеров объединения. Мы поговорили с ним о том, как за пару лет превратиться из тусовки-ноунейма в крупнейшую движущую силу города. Всё начиналось как серия подкастов, которая позже переросла в вечеринки, посвящённые UK-культуре: гэридж, 2-степ, небольшие подвальные грайм-тусовки с открытым микрофоном. Сейчас “Бассота” — махина, от которой не спрятаться.




Как прошёл 30-часовой рейв, посвящённый дню рождения "Бассоты"



Три года назад о вечеринках никто не думал: “Мы просто хотели играть музло. Нас было четверо: я, Паша FB, Иван Лисовский и Димдоз Offbeats Hustling. Собрались и решили записывать подкасты, находить для этого аутентичные места”. Первый подкаст снимали в заброшенном цехе, где работало электричество. Концепция была такая: не важно кто, что, где. Просто видеоподкасты, никаких других акцентов”.

Первые появления “Бассоты” на вечеринках случились на чужих тусовках: “Но они были такие, постольку-поскольку, а нам хотелось много играть, решили делать что-то своё”. В итоге первая “своя” вечеринка прошла в культовом для Минска баре “Хулиган” и называлась “Бассота: Позитивичи”: “Мы пришли к арт-директору бара, Максу Старцеву, а он сказал: “Я знаю ваше музло, грайм весь этот. Может, поиграете что-нибудь попозитивнее?” Мы проорали с этого и подумали: “Вот, посёлок Позитивичи”. По аналогии с маленькими белорусскими городами, вроде Осиповичей или Барановичей”.

“Как и любая туса, которая проходит в “Хулигане”, она имела успех. Потому что через бар проходит очень много залётных людей. Которые со старта залетают сюда, влево-вправо, прибухнули и на полшишечки тусуются. После вечеринки мы подумали: “Оу йе, понеслась”.

Дальше — собственные миксы и первые совместные работы с диджеями из России и Украины. Чуть позже среди коллабов появились американцы и японцы. “Оказалось, всё очень просто. Нужно просто взять и написать зарубежным диджеям”.

Если вечеринка в “Хулигане” была просто пробой пера, то первая осознанная “Бассота” прошла в 2014 году в баре “ДК”. И приятно удивила организаторов: “Оказывается, в Минске можно отыграть сет на 160. Не драм-н-басс, а джук и футворк. При этом где-то плохо собранный, на коленке сделанный. А всем очень закатило”.

На ту вечеринку пришло около 300 человек. Вместо привычной рассылки Вконтакте каждому из гостей писали личные сообщения: “Конверсия увеличивается, когда тебе в ЛСку прилетает сообщение с красивой картинкой: “Эйоу, приходи”. Как сейчас мы раздаём пригласительные. Человек сразу думает: “I’m so special. Прикольно, пойду”.




Прошлогодние именины, главным гостем которых стал Tommy Cash.


Самая показательная “Бассота” случилась этой весной. Вечеринка "Бассота на гараже", начало мая, холод, дождь, ветер — а на тусовку, где от непогоды защищал (и то, не особо) один навес, пришли 750 человек. “Все просто засиделись на местах и хотели хорошо потусоваться”.

Один из обязательных элементов любой вечеринки “Бассоты” — MC, поддерживающий диджея. Сейчас без человека с микрофоном невозможно представить ни одну тусовку. Но на первых порах было по-другому: “Было много негативных отзывов: “Чувак кричит что-то, зачем это?” А сейчас вечеринки "Бассоты" без MC сложно представить. Все привыкли и им уже нужен условный тамада на сцене, который будет говорить: “Сейчас надо тихо, а сейчас надо врываться”. Но сперва было жёстко. Я сам иногда успевал посылать всех по сто раз за неделю и отказывался выступать как MC, а потом говорил: “Ладно, окей”.

Название “Бассота” оказалось первым, которое пришло в голову Кипе: “Всё подходило под определение “басоты”: просто ребята со дворов, не самые благоприятные члены общества. Единственное что, у нас не было никакого криминала. Всё направлено в сторону музыки. Ну и получилась “Бассота” от слова “бас”.

На поток вечеринки стали, когда сами организаторы начали давать себе пинка: “Делаешь одну тусу. Видишь там косяк. Понимаешь, как сделать лучше, и тебя подпирает сделать ещё одну, чтобы этого косяка не было. И дальше эта история повторяется”. Сейчас количество тусовок стали строго дозировать: “Увеличивая количество вечеринок, срок службы всей движухи начинает пропорционально уменьшаться”.

“Какие самые жёсткие косяки случались на вечеринках?” — “В основном технические: тут звук не тянет, тут саундчек не отработали. Но одно могу сказать точно. Самый жёсткий косяк — невнимательность к тем, кто заходит в клуб. В какой-то момент понимаешь, что на тусе много упоротых ребят, которые просто в невменозе. А ко мне потом подходят и говорят: “Это была туса упоротых!”

“И тут такая история, что главное не пустить в клуб барыгу. Упоротые люди — не самое страшное. Они сядут себе тихо в уголочке и зависают. Бухие гораздо страшнее. Бухие и барыги. Их стараемся мониторить. Иногда сам хожу по залу и высматриваю, что и как, лучше перестраховаться.

Упоротые люди ищут способ расслабиться, чтобы забыться и абстрагироваться от своих проблем. Их вины в этом нет, они просто хотят отдохнуть. А мы даём площадку для этого. Сам я топлю за чистый скенк. Приезжали ребята из Москвы и выкупили силу пуэра. Я за то, чтобы пользоваться внутренними ресурсами, без синтетики”.




Параллельно с “Бассотой” в Минске существует ещё несколько популярных серий вечеринок. Среди них — “Сияние”, где играет техно, и рэп-вечеринки “Соус”, на одной из которых, например, случилось выступление-сюрприз ЛСП. “Я готов помогать другим промоутерам, чтобы в Минске было движение. Надо всё делать сообща, чтобы профит был для всех”, — “Бассота” не преследует цели монополизировать вечеринки в Минске, наоборот.

На август приходится день рождения “Бассоты”, который принято называть “именинами”. И если первые именины прошли очень локально, то уже ко второму дню рождению масштаб сильно вырос. Под суточный рейв был взят масштабный ангар, главным гостем дня рождения стал эстонец Tommy Cash.

К третьим именинам продолжительность праздника возросла до 30 часов. Но как оказалось, Минск был не готов к рейву, растянутому на двое суток. “В Европе такие рейвы — нормальная история. А у нас нет, все двигаются по традиционной схеме: пришёл в полночь и до четырёх утра надо обязательно накидаться, потому что если нет, то как это, непьяным ехать домой?”

Но Егор видит в этом только положительный опыт: “Мы показали, как можно тусоваться. И тот факт, что получилось замутить 60 диджеев, раскидать их по танцполам, чтобы эта система работала — очень крутой опыт в плане организации. И что самое крутое — лекции, которые мы делали впервые. Я тусовался сутки, а потом пришёл послушать полезную инфу для себя”.





В ближайшем будущем лекции и другие образовательные ивенты станут играть важную роль в работе “Бассоты”: “Многие люди заинтересованы в росте, а не только селф-дестракте на вечеринках”.

“Сейчас мы запустили историю “Чекни бит”. Это аналог “Against the Clock” из UK и проекта Raumskaya “Саб-кружок”. Есть какой-то сэмпл-пак, из которого за ограниченное время надо сделать бит. А сейчас будем придумывать задания поинтереснее, привязывать это к тусам”.

Со временем вокруг “Бассоты” сложился круг артистов, который постепенно превратился в “новую волну” минского рэпа. “Сейчас они превратились в автономную машину, способную выдать уникальный продукт”.

Лицом этой машины стал Бакей. Который помимо регулярных выступлений в рамках “Бассоты” успел дать большой сольный концерт в Минске. По словам Кипы, вместе с друзьями и плюсами, там было 800-900 человек. “Он осмелился выйти из рэп-колеи, отойти от гайморитного рэпа в стиле “Йоу, пацаны”. И выстрелил в очень нужное время”, — так успех Бакея объясняет Егор, который сейчас работает его концертным директором.




"Бассота" отвечала в том числе и за визуальную составляющую концерта Бакея. По всему залу натянули красные нити (это была презентация альбома "Нанонить"), а на входе вместо привычных печатей на запястья вязали такие же красные нити: "Человек приходит на концерт и чувствует себя частью общего процесса. Да, мелочь, но это тоже важно", — говорил Бакей в нашем летнем профайле.


“На сегодняшний день в Беларуси в принципе нет артистов. Я не говорю про поп-сцену, которой вообще не существует — а в принципе. Вокруг сплошные рэперы. Те, кто поёт — это исключительно электронщина или пост-рок. А таких ребят, которые что-то с собой делают, чтобы измениться — их нет. Бакей стал первым. Есть ещё Какора, который чуть отстаёт по харизме. Но слушаешь его треки — и это очень загребающая музыка, работающая на тонких материях”.

После концерта Бакея зашевелился целый пласт артистов, которые вдруг поняли: нужно делать, всё возможно.

Сейчас “Бассота” смотрит в сторону менеджмента молодых артистов, которым сложно донести свою музыку для масс. Главной задачей Кипа обознает “саппорт любого артиста, который хочет делать что-то новое”.

“Беларусь — это рудник, до которого пока никто не добрался. Все этими кирками оббивают московские R&B-столбы, чтобы выцепить кого-то, кто будет ориентирован на запад. Потому что большинство привыкло слушать запад. И с него перейти на русскую музыку проще, чем сразу же перевернуть всю эту игру”.

“Страна бедняков и королей, — перефразируя песню Бакея и Какоры "ClickPlay" Егор описывает всю местную сцену. — Многие думали, что тому же Бакею сорвёт башню после концерта. А от чего? Ему же не упало в руки много тысяч баксов. Денег нет, а делать охота. Поэтому и не сорвало”.

Вопрос денег проецируется и на вечеринки. Если делать тусы ради денег, эта история проживёт недолго. “Потому что без какой-то культуры — никуда. У нас это культура эмсиинга, это гэридж-музыка, это скенк, дурка, ревайнды. Без культуры люди будут деградировать”.




"Грязь" — клип сборной молодых минских артистов, часто выступающих на "Бассоте". У Кипы — четвёртый куплет.


Практически все вечеринки “Бассоты” проходят со свободным входом. Два исключения — серия “Фьючур” (где можно услышать не только гэридж и грайм, но и группу Migos), выручка от которых идёт на благотворительность. И “Именины”, на которые привозят несколько десятков диджеев и большого гостя (Tommy Cash в 2016, Хаски в 2017).

“Бассота” существует на деньги, которые участники объединения зарабатывают в повседневной жизни. Практика с платным входом себя не оправдала сразу по нескольким причинам. Во-первых, на бесплатную тусовку человек приходит с непредвзятым взглядом и не строит из себя короля: “Я же заплатил деньги, сейчас всех обосру”. Во-вторых, финансовый вопрос. “Легко делить бабки, когда они есть. Но когда их нет, а делить приходится очень мало, но вкладывается очень много, начинается момент делёжки. “Я потратил ещё 20 рублей (600 российских рублей, прим. The Flow), пока всех обзванивал, докиньте мне ещё двадцарик”. Такие темы”.

Сейчас внутри “Бассоты” сложился отработанный механизм, где у каждого есть своя роль. “Каждый берёт на себя ответственность и всё сам разруливает. Это тоже влияет на результат”.

Говоря о планах, речь сразу заходит о следующих именинах. “Нам исполнится 4 года. Значит, будет туса на 40 часов. Мы с пацанами сделаем всё, чтобы к 10-летию “Бассоты” у нас был 100-часовой рейв”. Но в целом, акцент будет сдвигаться на продакшн собственной музыки и артистов: “Хотим разобраться с принципами того, как работает музыкальная индустрия внутри страны. Чтобы на какой-то момент мы смогли обеспечивать нашим артистам кэш с того, что они делают”.

Среди других планов — выезд на европейские фестивали. Пока что это только план, но Егор подмечает: “30-часовая туса в Минске была просто планом. На самом деле, с каждым решённым вопросом приходит осознание того, как всё просто. Нужно просто преодолеть психологический барьер”.




“В Минске нет клубной культуры, — говорит Кипа, отвечая на вопрос, повлияла ли “Бассота” на культуру в городе. — За три года появилось определённое количество людей, знающих о нашей движухе — это само собой разумеющаяся вещь. Тут не о чем говорить. Есть бары, которые сформировали в людях алкогольный флоу. Так что пока мы ни на что не повлияли. Просто готовим платформу для того, чтобы на ней можно было что-то делать”.

Сегодня “Бассота” — это уже не серия вечеринок, а музыкальное сообщество. Со стороны может звучать пафосно, но на деле получается именно так.

“Дело “Бассоты” — возделать почву. Чтобы на заросших крапивой и сорняками белорусских музыкальных полях, где никому ничего не нужно, и все тусуются на российской и иностранной музыке, что-то происходило. Фишка в том, чтобы молодняк становился смелее. Пока ничего не происходит, очень маленькое количество людей готово делать что-то до конца. И тут встаёт вопрос-ответ: "Кто если не мы!"

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"