Тексты
Текст: Владимир Аладьин, Николай Редькин

Фильм "Аритмия" — почему он нам нравится и почему нет

Два мнения про тот отечественный фильм года, относительно которого у каждого должно быть мнение.




Николай Редькин:


“Аритмией” в этом году восторгаются так сильно, что сравнить его хочется с каким-нибудь хайповым альбомом, в который влюблены критики, а через месяц влюбятся и зрители. Он медленно обрастает призами кинофестивалей, регалиями и восторженными оценками, “Лучший отечественный фильм года” и “Ла-ла-ленд по-русски” — это еще цветочки. Почему? Потому что это очень честный русский фильм — про любовь и усталость, про страшное и смешное, про задолбавший быт и магию, способную заискрить, когда, казалось бы, уже все просрано.

Олег и Катя, двое супругов за 30, живут в однокомнатной квартире, вместе работают в больнице (он — врач “Скорой”, она медсестра), при этом переживают кризис отношений, но сами того как будто бы не замечают: когда Катя решает развестись с мужем, то делает это с помощью смски. На все это наслаивается рабочие моменты: в больницу приходит новый начальник, с которым у Олега (этакого русского доктора Хауса: мудаковатого, малоприятного, но в работе незаменимого) отношения сразу не задаются.

Элемент социалочки (начальник-карьерист, всплывающая в сюжете медицинская реформа, где нет места для “человеческого фактора) тут есть, но он совершенно не выполняет роли каркаса. “Аритмия” — трагикомедия, в первую очередь посвященная двум людям: весь ток начинает бить, когда они оказываются вместе в одном кадре. Если тут трахаются, то прямо на кухонном столе (с символическим ножом под задницей — впрочем, ничего криминального с ним не будут делать); если выпивают после секса, то обязательно стопарь водки; если пытаются выяснить отношения, то за рулем машины на полном ходу.

Но! “Аритмия” так сильно пробивает не потому, что все ее действие протекает между больницей, пьянками и сдувшимся матрацом на кухне. Это фильм про стены, которые возникают между людьми, даже когда они живут в тесной квартире.

Про то, что двое не могут просто взять и поговорить друг с другом, пока не пройдут точку невозврата.

Про то, что они не скажут те самые нужные слова, пока не начнется полный трындец.

Про то, что разряда не будет, пока под задницей не заблестит символический столовый нож.

И в этом смысле фильма на русском важнее и нужнее в 2017-м, конечно, не было.









Владимир Аладьин:


В первые же появления на экране главный герой Олег бухает за рулём и не пристёгивается, напивается на Дне рождения тестя и ведёт себя как говно. Т.е весь фильм — супергероика по-русски. Если классический сюжет о парнях в трико — ничтожество днём, мессия ночью, то "Аритмия" — прямой антоним. Мужик в мед.форме на работе спасает людей (и весьма в этом эффективен), а вечерами непременно ужирается в зюзю. Жена требует развод и два часа хронометража Олег являет собой полное ничтожество, в похмельной палилалии бормочущее: "Кать, давай поговорим".

"Аритмия" — не только антигероика, но и антилюбовная драма. Супруги в центре сюжета с педантичностью маньяков совершают все худшие поступки, какие только могут совершить люди в отношениях. Не имея на то причин, а просто. Олег в принципе, судя по делам, не в курсе, что его жена — человек. Катя же, приняв единственное верное решение (развод), далее становится непоследовательной и продолжает тянуть сожительство.

Всё это крайне мерзко наблюдать.

И в том, что фестивальное кино бывает неуютным — никакого сюрприза. Но это окупается либо катарсисом, либо потрошением какой бы то ни было темы, либо любым другим пунктом из продолжительного перечня того, на чём может строиться кино. В "Аритмии" нет ничего из перечисленного — только ублюдочность происходящего. Персонажи сами тащат себя в ад, неизменно ноя и жалуясь на то, что они на дне гнойной жижи. В ленте нет и той цепляющей пронзительности, что была, например, в “Нелюбви” — потому что некого жалеть. Только так называемая “правда жизни”, покрытая толстым слоем лака и блёсток — алкоголики всё-таки не столь симпатичны, как главгерой, а клиента у скорой встречаются и поадовее.

В таком антураже драматургия кино сперва выбивает прерывистый пульс, а к середине ленты превращаясь в непоколебимую никакими реаниматологическими приёмами прямую.

Из-за изложенного тускнеют даже сколько-то удачные моменты. Полевые случаи из практики скорой воспринимаются просто как набор анекдотов и баек. Интересно, но лучше "Курьезы военной медицины и экспертизы" перечитать.

Анамнез — это не кино. В смысле, как картина это не работает. Просто накидали составных частей и залили мерзостью. Мне не кажется, что это фильм года.

Обсуждаем крупнейший биф за последнее время, конфликт Платины с “ВКонтакте” и новый релиз Toxi$
Конфликты, неожиданные встречи и Vacio против рэпа
Нацитировали новую Вписку