Тексты

AraabMuzik: "Люди забирались на сцену, чтобы передать мне блант"

Русский музыкант взял интервью у американского битмейкера. Получилось интересно

Сегодня в Петербурге (завтра в Москве, послезавтра в Екатеринбурге) выступит AraabMuzik — битмейкер, первым начавший использовать MPC как полноценный музыкальный инструмент, в том числе и для живых выступлений.

А у нас интервью, которое в прошлый приезд взял у артиста Роберт Райда — московский продюсер и владелец студии Rydarecordz. Получился интересный диалог двух профессионалов, находящихся "на одной волне".


У меня есть несколько профессиональных вопросов к тебе. Знаешь, я и сам – саундпродюсер. Почему ты предпочел работу битмейкера рэпу и прочему? Ты бы хотел накладывать собственный голос на свои же биты?

Да, я бы хотел читать рэп. Ну, большинство людей говорят мне “Продолжай делать биты”. Я считаю, что если ты можешь делать все, то почему бы и нет? Но я всегда был больше погружен в музыку, биты и тому подобное. Никогда не делал акцента на словах, искал подходящее звучание. Знаешь, я всегда был музыкантом, играющим на инструментах, и хотел сочинять свою собственную музыку. Со временем появилась эта штука — MPC. И я начал ее использовать.

Ты вообще пробовал когда-нибудь писать слова к своим битам?

Нет. Ну, то есть я пытался, валял дурака. Хотел проверить, сложно ли это вообще. Короче, просто дурачился. Я никогда не воспринимал это всерьез.

Когда ты сделал свой первый бит? Я знаю, что начал ты рано, чуть ли не в три года уже барабанил.

Ага….

Но когда ты сделал свой первый настоящий бит, который не стыдно было продать?

2000 год. Тогда появился синтезатор Yamaha, на котором можно было делать свой собственный материал.



Yamaha Motif?

Неа, он появился годами позже. Это были просто клавиши, такая пластмассовая хреновина. Как Casio. У меня были такие маленькие клавиши — и с них я записывал биты на обычные касеты. 90-минутные Maxwell.

Я делал то же самое! А когда до MPC добрался?

Лет в 15 или 16. Вообще, первым MPC, который я увидел, был 2000XL. У этой модели еще был дисковод. Мой друг разрешил взять погонять ее. И тогда от этого было мало толка – я был в замешательстве, не понимал, как надо с ней работать. Мое время тогда еще просто не пришло.

Ты знаешь хоть кого-то, кто близок к тебе по мастерству? Кто может устраивать такие же живые шоу?

Думаю, нет. Я имею в виду, что я первый, кто стал широко известен благодаря этому. Понятно, что потом люди подхватили волну и стали делать так же, как я. Но никогда не слышал, чтобы кто-то делал так же жестко — по два часа без отдыха.



Когда ты находишь время, чтобы просто сесть и заняться сочинением? Когда приходит вдохновение, если точнее?

Я просто делаю что-то, когда это приходит в голову. Не сижу и пытаюсь настроиться.

Я имею в виду: ты просыпаешься, садишься за работу, прерываешься на то, чтобы сделать себе чашку чая, потом возвращаешься… Или ты просто отправляешься в студию и проводишь там целый день?

Если я чувствую, что могу сейчас что-то сочинить, то сажусь и сочиняю. Это просто случается. У меня нет какого-то определенного творческого процесса. Я делаю бит сразу от начала и до конца. Не останавливаюсь, не откладываю, чтобы вернуться к этому позже. Это как вопрос, на который только ты знаешь ответ — ты не возвращаешься к нему позже. Если у тебя есть решение, то нечего откладывать. Могу все сделать за 10-15 минут. Я делаю по нескольку битов в одной сессии. В разных стилях, понимаешь?

Один бит в пяти секциях, различных тональностях, с разными темпами?

Ага.

А было у тебя когда-нибудь так, что получался слишком сырой бит, и тебе приходилось оставить его на пару дней, отвлечься, и только потом доделать работу? Или ты сразу доводишь все до конца?

Да нет, я делаю несколько битов в час и никогда не возвращаюсь к чему-то, чтобы доделать. Раз – и все. Сделано – перехожу к следующему. Не оставляю чего-то незаконченного, чтобы нужно было к этому вернуться.

Ты когда-нибудь рассматривал возможность поработать с кем-нибудь над одним битом? Разделить продакшн с кем-то? Был у тебя вообще подобный опыт?

Были случаи, когда мне давали мелодию, звук или последовательность звуков я раскладывал из них рисунок и создавал бит. Но такого, чтобы “сделать коллаборацию”, не было. Я не особо люблю подобную совместную работу, типа: “Так, теперь твоя очередь”.

К примеру, если ты находишься в студии с кем-то вроде A$AP Rocky или Skrillex, о чем вы говорите? Исполнитель старается объяснить, что именно ему нужно, а ты просто отвечаешь и выполняешь задачу?

Да. Он мне рассказывает все, что чувствует в этот момент, передает определенную энергетику песни. И потом мы постоянно слушаем трек и делаем заметки вроде: “О, вот здесь нужно сделать так”, “А здесь нужно добавить это”. И вот так все строится. Приходит в процессе.

Давай поговорим о твоей любимой теме – MPC. Обычно у тебя два MPC на сцене. А сколькими MPC ты можешь пользоваться одновременно? Или на скольких ты пытался играть одновременно?

Только на двух. Двух достаточно, в принципе. У меня всего где-то семь MPC.



Разных моделей?

Нет. Все одинаковые. У меня MPC из первого ограниченного издания. Таких было сделано всего 500 штук, и я получил несколько из той партии. В принципе, это все, что я использую на сцене. Но одна и та же модель нужна мне для того, чтобы не было проблем во время выступления — задержек, провалов, глюков. Чтобы записывать музыку, вообще достаточно клавиш и лэптопа.

Почему ты выбрал MPC 2500, а не другой? Это потому, что 4000 – слишком сложный для тебя? Ведь я знаю, что у него функционал круче – сам им пользуюсь.

Он не слишком сложный…

Слишком тяжелый, может быть?

Нет. Я просто не пользуюсь им, не мое. У моего друга – 4000-й. Но мой 2500-й для меня – идеальный. Мой первый MPC был вообще 1000-й, маленький. Я его хорошо освоил. И когда у меня появился этот 2500-й – это оказалась та же самая вещь, просто больше и с большим количеством примочек.

На “первом” ты делал крутой продакшн!

Да, на 2500-м. Знаешь, потому что был CD-дисковод, встроенный хард-драйв, увеличенный экранчик. И это более удобно для меня. То, что нужно. Есть обычный 2500, потом черный, еще один из ограниченного издания с карбоновым покрытием.

А какие еще примочки у тебя есть кроме этих?

Есть черный экран, белый экран. Да и все, в общем. Разные мелочи, но мне много и не нужно. Хотелось бы создать когда-нибудь свой корпус, но это тоже не особо важно.



Важно ли для тебя, чтобы публика постоянно была в движении, когда ты играешь?

Да.

И если они перестали танцевать и не такие активные, как ты реагируешь? Начинаешь играть более жесткие биты? Меняешь все на ходу?

Я просто меняю музыку, начинаю играть что-то понятное им. Точно так же делают диджей в клубах. Если они начали песню и никто не двигается — они сразу же “прыгают” на другую, которая расшевелит танцпол.

Самое сумасшедшее, что делали твои фанаты на концерте?

Ну не знаю. Забирались на сцену, чтобы передать мне блант. Забирались — и прыгали с нее в толпу.

Работой с кем из рэперов ты больше всего гордишься?

(Задумался) Ммм… Не знаю.

Знаю, что это трудный для тебя вопрос. Но, может быть, что-то совершенно особенное. Работа с кем была действительно невероятно хорошим опытом для тебя?

Тогда я скажу, наверное, так: когда все начиналось, таким человеком был Cam’ron. И люди, подобные ему. Я был готов запереться в студии с ними на долгие месяцы. Это такая энергетика, особый вайб, Эта работа была как допинг, поэтому и получились такие классические вещи. Люди готовы слушать это, потому что это биты, которым не нужны слова, они самодостаточны. Иногда слова портят биты. И большинство тогда соглашается — пусть биты рулят, чувак. Все зависит от конкретного случая.

Вы же до сих пор друзья с The Diplomats. Знаешь ли ты что-то об их дальнейших планах, выпуске альбома?

Нет. Они сейчас сами по себе, а я сконцентрировался на своем творчестве в последнее время. Когда понадобится, я снова стану частью этого, но пока — нет.

Означает ли это то, что изменился их подход к битам?

Да. Они хитмейкеры. У них есть Just Blaze, записи с Kanye. Это всегда были очень большие люди. Все остальное было до тех пор, пока не пришел я и не принес “Salute”. Все сразу хотели попасть на этот бит — и это, наверное, единственная песня, где все они вместе. У меня никогда не было больше подобной работы после.


Ты можешь дать свое собственное определение трэп-музыки?

Трэп – это новая эра хип-хопа. Нечто действительно новое. Сейчас есть EDM-трэп и обычный трэп, downsouth трэп. Они в принципе похожи, но regular трэп более темный.

Такой, как у Waka Flocka?

Да, как у него. Это уличная версия трэпа. А EDM-трэп больше похож на…

…на дабстеп?

Да, на дабстеп. Такой совсем электронный трэп.

И какой тебе больше по душе?

Они оба хороши. Но я привязан к своим корнях, к хип-хопу. Я могу делать электронику, но это не то, чем я являюсь. Я не оттуда пришел. Я, конечно, использую оба стиля — хип-хоп, электронику. Просто соединяю, смешиваю.

Если бы уличный трэп стал ближе к EDM, тебя бы это не огорчило?

Нет. Музыка – это музыка. Всегда что-то изменяется, эволюционирует, что-то возвращается – как одежда, украшения. Например, все хотят носить толстые цепи — ну ты знаешь, cuban links. Они рулили с 80-90-х годах, а теперь снова возвращаются в моду. Так же как Rolex снова входит в моду, а потом выходит из нее. Музыка идет по такому же пути. И трэп – сейчас он на волне, а скоро, возможно, выйдет из моды. В следующем году или позже. Неважно. Прямо как поп. Поп- и дэнс-музыка всегда останутся такими, какие они есть. Но хип-хоп постоянно меняется.

Последний вопрос: если тебя бы решили “перетянуть” в какой-то другой жанр — скажем, поп или в какие-то в стили, которые ты не очень любишь — что бы ты чувствовал? Ты бы пошел на такое?

Я бы пошел на такое, потому что это все равно бы был мой собственный саунд, мой способ. А я всегда был сам собой. Невозможно принудить себя стать тем, кем ты не являешься. Я бы все равно шел собственным путем. С собственным темпом. И получилось бы нечто совсем другое.

Чего ждешь здесь, в Москве?

Я уверен, что это будет здорово: плотно забитый клуб, много народа, мощная энергия. И я собираюсь всех раскачать сегодня. Надеюсь, что все мы отлично проведем время.

MPC будет гореть!

Ага, точно, бро!

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"