Beats&Vibes

50 главных событий в русском рэпе: группа Centr

Часть 46. Правильный рэп начинает качать Россию

На протяжении проекта Beats & Vibes сайт The Flow представит свое видение истории русского рэпа и вспомнит альбомы, имена и события, оказавшие на нее наибольшее влияние.



В последние несколько лет все привыкли, что лидер русского рэпа по аудитории — это Баста. Именно он собирает самые большие площадки, у него самый высокий гонорар и так далее. Но во второй половине нулевых таким лидером вдруг оказалась группа Centr.

Трое московских рэперов без связей в шоу-бизнесе, без могучего продюсера и мощной медиа-поддержки неожиданно оказались самыми популярными артистами жанра. Зато у них была настоящая народная любовь, которая, как оказалась, способна заменить любые медиа-ресурсы. От концерта к концерту, они заполняли залы все большей вместимости — такие, на которые их коллеги в то время даже не замахивались. И это было наглядное подтверждение их места в жанре.

Важно было еще вот что: в то время новые суперзвезды жанра зажигались за счет настырнейшей телеротации и написания треков, максимально приближенных к поп-формату. Так выстрелили Серега с “Черным бумером”, Лигалайз времен альбома “XL”, Тимати с хитом “В клубе”.

Как вдруг впервые после успеха ростовской Касты самой популярной группой в русском рэпе становится андеграундный и неформатный артист. Это было поистине удивительно.



Известно, что несмотря на то, что Гуф и Птаха оба жили в Замоскворечье, познакомились они, придя на съемки клипа “Мы берем это на улицах” — как раз группы Каста. Вот что Гуф рассказывал о знакомстве с другими участниками Centr’а.

"У нас есть еще такой участник Принцип, вот мы с ним и начинали – я был Rolex-x, он был Принцип. Мы с ним сочиняли песни, из которых составили альбом "Подарок", который записали на болванки тиражом 13 экземпляров и раздали. Потом его вывесили в интернет в более-менее нормальном качестве, сейчас немножко стыдно слушать, но было и такое. Потом Принципа закрыли, он потерялся, а когда вышел – потерялся вообще из нашего измерения. А мы со Слимом к тому времени записали "Свадьбу", записали "Вождь", с Птахой я уже был знаком. Вот так и получилось само собой”.

Первое выступление группы Centr в Москве произошло в 2006 году в маленьком клубчике “Алоэ”. Первый их альбом “Качели” вышел осенью 2007-го. В промежутке между этими событиями состоялся релиз Гуфа “Город дорог”. Но альбом, который сегодня причисляют к золотой классике русского рэпа, не сделал Гуфа звездой. Эту ситуацию можно сравнивать с выходом альбома “Illmatic”, который не был коммерчески успешен, хотя и считается лучшим альбомом Nas и необсуждаемой классикой жанра. Так и тут: успех пришел после выхода “Качелей”.

Презентация альбома проходила осенью 2007-го в клубе “Апельсин”, сейчас не существующем. Он вмещал что-то около тысячи зрителей или более — и они упаковали его под завязку. Через полгода концерт устраивали в клубе “Тень” — набилось, по другому не скажешь, 2500 зрителей и это еще не все желающие поместились. Осенью 2008-го Слим расскажет в интервью, что в Москве есть проблемы с концертными площадками большей вместимости: их всего две, при этом “Б1” заявляет неподъемные условия аренды, а "Ролл-холл" мы просто не забьем, там пять тысяч”. Еще через полгода Centr соберет “Ролл Холл”.

Важно отметить, что творчество группы было слишком неформатным для радио и ТВ. Большинство песен так или иначе упоминали наркотики или содержали нецензурные выражения. Сделанные под монотонный бит, они мало походили на традиционную поп-музыку и решительно не вписывались в формат популярных медиа. Однако, треком “Город дорог” Centr пробил медиаблокаду. Это случилось, поскольку произошло совпадение сразу нескольких счастливых случайностей.



Отличный припев для песни записал Баста, в то время активно коллаборировавший с участниками Centr’а. Считалось, что песня без припева не может стать в России большим хитом — и прежде у Centr’а таких песен не было. Далее — простой, но очень правильный клип снял на эту песню Резо Гигинеишвили (сейчас он известный кинорежиссер, а также зять Никиты Михалкова).

“Съемка происходила в особняке в районе Чистых прудов и по большей части была фристайлом – Резо на ходу придумывал, что и как будет выглядеть, — рассказывали участники группы. — С Резо работали, потому что Птаха с ним работал на фильме "Жара" и до этого мы с ним работали над треком для этого фильма "Жара-77".

Клип набиравшей популярность группы поставили на MTV, а осенью 2008 Centr уже получал “матрешку” — приз лучшей рэп-группе по версии этого телеканала. “Впервые после победы Касты эта "матрешка" перешла в руки группы, которая действительно делает хип-хоп”, — сказал тогда Слим.



“Каждую неделю мы выступаем в трех разных городах, бывает пять раз в неделю”, — говорил в 2008 году Гуф. Это был настоящий большой успех. Но в чем была его причина?

Каким-то образом эта троица сумела настроиться на волну своего условного сверстника, простого молодого человека тире подростка, не особенно обеспеченного и обустроенного — и просто, без прикрас, как есть поговорить с ним о чем-то важном именно ему; о чем не говорят. Никто из этого трио не был супертехничным рэпером, а их тексты не сравнивали с литературой, но ничего этого и не требовалось. В середине 2000-х очень нужно было, чтобы засилие фейкового рэпа в чартах нарушило что-то настоящее, подлинное. Тут и появился Centr.

Участники группы Centr, и в творчестве, и в интервью подчеркивавшие, что они — true, пришли на смену доживавшей свое эпохе московских позолоченных R&B-пати. И делом показали, что теперь их время, совершив ту самую рэп-революцию.

А в 2009-м, на пике успеха, группа скандально распалась. Ее участники на пять лет разошлись каждый по своим углам, чтобы снова воссоединиться в 2014-м. Но это уже другая история.

Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"
Предыдущий рекорд принадлежал стримеру Некоглаю