Beats&Vibes

50 главных событий в русском рэпе: Oxxxymiron

Часть 45. Рэпер-эрудит приносит в жанр перемены

На протяжении проекта Beats & Vibes сайт The Flow представит свое видение истории русского рэпа и вспомнит альбомы, имена и события, оказавшие на нее наибольшее влияние.



Мирон Федоров перевернул русский рэп с ног на голову. Но не в одночасье. Это был действительно “долгий путь домой”. Треки на сборниках, работа с эмигрантским лейблом Optik Russia, баттлы на hip-hop.ru — от статуса “никем не понятого рэпера-эрудита” до востребованного на родине и гастролирующего артиста прошло много лет.

В 14 лет, живя в Германии, он начинает записывать первые тексты. в начале двухтысячных переезжает с семьей в Великобританию, поступает в Оксфорд по специализации “средневековая английская литература”.



Позже происходит знакомство с русскоязычной тусовкой, встречавшейся в лондонском парке, который так и назывался — Грин-парк. Она, по словам артиста, вдохновила его снова записываться после долгого перерыва.

“В Грин-парке есть скамейка, на которой собирались русско­язычные панки и металлисты, чтобы выпить, — вспоминал Мирон. —. Потом некоторые из них начали слушать рэп. Я всегда был самый активный из них, начал записываться. Тусовка человек сто — граффитчики, диджеи, просто алкоголики, наркоманы. Я до сих пор с ними много общаюсь, вместе делали какие-то треки, но у них не было шила в жопе в отличие от меня”.

Так выглядел первый клип Oxxxymiron, снятый в 2008 году.



Сам он рассказывал, что изначально им двигала ненависть. И не только к русскому рэпу, а вообще, к тем условиям, в которых он существовал.

“Я только закончил университет, работал по 12-15 часов в день без выходных и жил в подвале без двери у одного сердобольного профессора, а позже – в немебелированной, неотапливаемой комнате над тату-салоном, которую снимал у палестинского мошенника, ныне сидящего в тюрьме. Тогда же я познакомился с Schokk’ом, у которого был такой же неустроенный быт, такая же ненависть к тому, во что превратили русский рэп, и такая же нереалистичная мечта выбиться из грязи в князи. Мы моментально спелись”.

Так, в конце “нулевых” возникает объединение Vagabund — Schokk, Oxxxymiron и Ваня Ленин. Первые концерты в России показывают, что аудитория у их сложносконструированного, свободного от норм морали баттл-рэпа есть.

В 2011 году Oxxxymiron выпускает свой дебютный альбом “Вечный жид”, суммирующий весь его тогдашний опыт — спальные районы Лондона, неудачные отношения, сомнительные, но приносящие деньги занятия.

“При всей колоритности резюме Оксимирона, его песни прекрасно работают и в отрыве от биографических деталей, — пишет “Афиша”, — житель Лондона чуть ли не первым придумал, как суровый британский грайм можно делать по-русски, и сделал так, что убрал почти всех”.

Осенью 2011-го Vagabund прекращает свое существование: Schokk уезжает обратно в Германию, Мирон остается в России.



“Это была очень романтическая идея — мужское братство, — вспомнит он потом. — Тандем задрота и гангстера. И там еще был третий чувак, который был типа менеджером. Я все это более-менее сам создал и придумал, и вся вина за развал лежит на мне, потому что я поставил не тех людей не на те роли”.

Парадоксально, но именно после распада Мирон начинает собирать свою аудиторию — выпуская песни, которые на голову превосходили любой трек из “Вечного жида”. “Неваляшка”, “Признаки жизни”, “Детектор лжи” — раз за разом он демонстрирует способность не только делать громкий техничный рэп, но еще и сообщать своему молодому слушателю что-то очень важное — от чего он, слушатель, шел за артистом.



Мирон подписывает контракт с Booking Machine — букинг-агентством петербургского промоутера Ильи Мамая, до этого занимавшегося исключительно хардкор- и метал-группами. Он выступает на Пикнике “Афише”, получает премию журнала GQ, снимает простые, но набирающие миллионы просмотров клипы и расширяет географию своих туров.

Не в последнюю очередь благодаря ему в 2013 году стартует популярнейший рэп-баттл Versus. На нем Мирон выступал три раза — и каждый одерживал победу. Последний выпуск с его участием стал рекордом, причем в мировом масштабе — на сегодняшний момент он собрал больше 12 миллионов просмотров. По меркам баттл-рэпа это невообразимые цифры.

В одном из раундов он озвучил мысль, адресованную всем, кто начал оценивать рэперов по сложности рифм и количеству панчлайнов в минуту: “Дело не в количестве и качестве рифм. Дело в личности, что за ними”.



Второй альбом Oxxxymiron был обещан слушателю еще в 2014 году, но потом перенесся. Аргументы автора — “Альбом не микстейп, он должен перевернуть игру”. Пластинка “Горгород” вышла осенью 2015-го, прямо в день ее петербургской презентации. И надо сказать, игра действительно не устояла.

Концептуальная пластинка, “первая рок-опера в русском рэпе” прозвучала громко — срезонировав даже с людьми, которые никогда не слушали русский рэп.

“Вы декодировали этот альбом как художественное произведение, — писал The Flow, подводя итоги прошлого года, — но здесь важны даже не сюжетные нити, а то, насколько мастерски все эти ниточки сплетены в один рассказ — то ли о жизни писателя Марка в антиутопическом мире, то ли о стране, в которой мы с вами живем”.

После таких работ возникает резонный вопрос — что делать дальше, куда идти? Но будьте уверены, человек, выбравший своим маскотом персонажа, обреченного на вечные странствия, знает на него ответ.

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"