Beats&Vibes

50 главных событий в русском рэпе: 25/17

Часть 32. Группа из Омска выходит из подполья на большую сцену — и у этого пути оказывается крайне причудливая траектория.
Комментарии
0

На протяжении проекта Beats & Vibes сайт The Flow представит свое видение истории русского рэпа и вспомнит альбомы, имена и события, оказавшие на нее наибольшее влияние.



Андрей Позднухов, "Бледный", по образованию — преподаватель изобразительного искусства. Участник группы Ртуть, впоследствии — основатель группы Иезекииль 25:17, позднее переименованной в 25/17.

“Западная Сибирь, город Омск, 90-е годы. В городе более десяти зон и Высшая школа милиции одновременно. Наркотики стоят копейки – Казахстан рядом. Случай: курсанты ВШМ бегут за цыганкой-барыгой, догоняют ее… и уговаривают продать «черняшки» — кумарит, а уже пора идти на занятия. Я учился в педагогическом университете, на факультете изобразительного искусства. С одной стороны – живопись, рисунок, выставки, провинциальная богема, с другой — пацаны, приемки, передозировки и отвертка в кармане. На первом курсе я ходил с длинными волосами и слушал «тяжелую» музыку. Юношеский протест, максимализм и уверенность в собственной исключительности. Это быстро прошло. Я не был послушным сыном, много горя принес своим близким, очень сожалею об этом. До 25 лет делал что хотел. То есть, вообще абсолютно все: хочу — беру. А потом пришел момент, и призадумался: если я такой умный, то почему же так все плохо? Решил, что пора менять ВСЕ…”

Первый альбом группы Иезекииль 25:17, названной в честь фрагмента Ветхого завета, не вполне точно процитированного Квентином Тарантино в фильме “Криминальное чтиво”, вышел в 2004 году на лейбле группы Многоточие. На тот момент группа была сольным проектом Бледного. Но альбом оказался плодом коллективного труда представителей андерграунда — как московского, так и западно-сибирского. Даже так — их хотелось называть “андерграунд в андерграунде”. Это были довольно мрачные треки, делавшие тебе некомфортно. А если там звучали шутки, то злые, невеселые. Но единого вектора у них не было.

К тому времени вокруг Бледного стали собираться другие рэп-проекты из Сибири, да и не только: Сибирский Синдикат, Отрицательное Влияние (было такое трио, одним из участников которого был Ант), а многих уже и не вспомнить. Если память не сильно подводит, на вопрос “Зачем ты, Андрей, 30-летний человек, сочиняешь рэп про то, каким должен быть рэп?” был ответ — не дословно, но по смыслу — что это такой маяк для тех, кто мыслит схожим образом. Это был поиск единомышленников. В мейнстриме в то время был “айронби” и 50 Cent, Лигалайз читал про будущих мам, Тимати — про "у нас в клубе".

“Мы пытаемся делать русский рэп и в то же время не быть смешными, подражая неграм. Мы стараемся доказать, что можно делать аутентичный продукт, при этом оставаясь самими собой", — вступал в заочный спор в 2008 году Бледный. — "Эта культура носит исключительно подражательный характер. Зачем жить не своей жизнью? Когда мы начинали, мы себе четкие установки определили: никаких вот этих традиционных ужимок, никаких словечек, никаких "йоу камон камон".

Несколько ранее, в 2005-м году Бледный попробовал поработать с вокалисткой — ненадого участницей группы Иезекииль 25:17 становится Тома Амот, обладательница сильного и незаурядного голоса. Это тоже продолжалось не очень долго. Спустя год официальным участником группы станет Ант.

Антон Завьялов, "Ант". Участник группы Отрицательное Влияние, входившей в созданное Бледным объединение Засада. Впоследствии присоединился к группе 25/17. Работал звукорежиссером на студии Anik Records. Участвовал в проекте Дэфолиант, на данный момент закрытом.

Ант: “Я закончил музыкальную школу по классу гитары, пел в хоре всякие детские песни, там, «Чунга-чанга», а потом – в фольклорном хоре. Но мне все преподаватели говорили, что я «слухач», то есть ноты мне не нужны. Я все делаю интуитивно”.

Rap.ru об альбоме группы Отрицательное влияние “Черепашьи бега”, 2005 год: “Фронтмен группы, Ант, обладает ярким узнаваемым голосом, да еще и поет так, что кажется, слушаешь какую-то французскую группу. Наиболее характерная вещь "отрицал" – програмный трек "Будь самим собой" с патриотическим рефреном "ты не станешь чернокожим / даже если на пляже / проваляешься все лето / будь белым – цени это". Похоже, неприязнь к подражанию неграм является стержневой идеей объединения Засада Production, ее отголоски можно услышать и у Сибирского Синдиката, и у Бледного”.

Ирония судьбы состояла в том, что этот месседж на неожиданный лад истрактовали скинхеды и футбольные хулиганы. И начали приходить на выступления Иезекииль 25:17 — сначала в очень небольших количествах.



В одном из постов ЖЖ Бледный то ли в шутку, то ли нет, называет Димана 55 из Сибирского Синдиката основателем направления “белый рэп”. Вероятно, речь о том, что его треки скинхеды и фанаты стали слушать первыми. На альбоме “Не в бровь, а в нос” действительно присутствует трек “White Supasta”, с рефреном “Белая сила”, но ни о какой white power, безусловно, речь не шла — речь шла все о том же верном пути русского рэпа.

Это была неожиданная аудитория — в то время, считалось, что околофутбольщики ходят на ска и на “Коррозию” с песнями “Рэп — это кал, эй, ниггер”. Глупо думать, что участники Засады сознательно инициировали ее интерес. Но отказываться от этой публики она не стала.

В 2008 году с подзаголовком “Иезекииль 25:17 представляет” вышел альбом “Засада. Крепче стали”. Вот что писал о нем Rap.ru — единственный медиаресурс, которому в тот момент до этой музыки было дело:

“Говорят люди из Засады о том, о чем многим просто-напросто неловко (если не боязно) сказать. Достали приезжие, ведущие себя как коренные. Навязываемый якобы "европейский" толерантный взгляд на происходящее – того не обидь, этого не задень, негра негром не назови (а в русском языке называть его по-другому просто глупо). О том, что нет правды ни в провинциальном гопнике, ни в столичном гомике. Достается и адептам американского рэпа, вернее, его бездумным ксероксам. Засада и сама творит где-то в творческом поле Non-Phixion, La Coka Nostra и социального французского хип-хопа, но, пользуясь этими наработками, довольно успешно женит их с российской действительностью. Рэпперам вообще посвящено немало едких строк "Крепче Стали" и в ответ им придется придумать что-то убедительное. Но этой пустяшной, в сущности, теме посвящено слишком много места на пластинке. Там, где ждешь более острого поднятия, скажем, национальной темы, слышишь про то, что нужно не выглядеть как черный рэппер, а выглядеть как белый рэппер — тема интересная, но мелковатая. Справедливости ради надо сказать, "Будь белым-2 (Будь самим собой)" и "Всем чертям назло!" - это хорошие песни. Наверняка внимание слушателя остановится на агрессивном гимне "Бейся! (сердце)", треке-издевке "Уличная Сага" и вторящем ему "Гоп Стоп". Точно - на пронзительной песне "В городе где нет метро". Вокал Анта, часто встречающийся в припевах – настоящее украшение альбома. У Засады Продакшн есть все шансы обзавестись своей и немаленькой аудиторией. Кто-то из поклонников Centr, немного от Многоточия, чуть от Касты и Ноггано, и конечно, околофутбольная тусовка. Если к следующей пластинке им надоест смотреть на хип-хоп-жизнь вокруг, а это действительно не их поле для игры, то это может случиться еще быстрее”.

Как написали, так и вышло!



Бледный придирчиво относятся к тому, что о них пишут журналисты и не ленится указывать на их неточности. Не так давно он упрекнул автора пассажа “25/17 победила в шоу “Битва за респект”. По факту он прав. Победил Ант. По сути же тот телепроект выступил чуть ли не поворотной точкой в карьере группы. Это ли не победа?

Ант: “Когда мне предложили участвовать в шоу "Битва за Респект", пришлось задуматься. Я советовался с друзьями, со всеми, с кем мы делаем одно дело, потому что я не батловый МС, не читаю фристайл и никогда не собирался этого делать. В итоге я согласился, потому что понял — это возможность показать, что есть другой рэп в противовес тому, что насаждается на этих же телеканалах, а также познакомить большее количество слушателей с нашим творчеством”.

Осенью 2008-го Ант отправился участвовать в телешоу “Битва за респект”, которое шло на Муз-ТВ и оказалось крайне рейтинговым, — потому что впервые за много лет телекамеры посмотрели на настоящих, простите за пафос, героев улиц, обделенных вниманием медиа. Ант проиграл Димасте и должен был вылететь, но по условиям кого-то из проигравших могли вернуть в проект. Вернули Анта — а дальше он прошел путь до финала и победил ST в зрительском голосовании. Было ощущение, что он расположил к себе слушателя (который, может быть, впервые его увидел) простотой, искренностью и рассуждениями про “душевный русский рэпчик”, который, как Ант надеется, “останется и никуда не исчезнет”.

Глупо утверждать: "выиграли телешоу — стали популярны". Не стали. Но если прежде группа Иезекииль 25:17 много лет несла на себе тяжелое клеймо “андерграунда в андерграунде”, то теперь впервые возникло ощущение, что дела у нее пойдут в гору. И они пошли.

В 2009 году уже под новым названием 25/17 они выпустил альбом “Только для своих”. И это была работа на уровень выше по сравнению с предыдущими. Сочетать суровое слово с мелодичным припевом они научились именно к этой пластинке. Непохожие Ант и Бледный оттеняли друг друга, дополняли, а кого-то и раздражали: легко вспомнить отчаянные комменты “уберите Бледного из группы”, сложнее — как легковесный проект “Дэфолиант”, где Бледный “не мешал” Анту, закрылся и ушел в небытие, а более жесткий 25/17 с тех пор шел только вперед.

Как победителям “Битвы за респект” группе была обещана демонстрация клипа на Муз-ТВ. Видео для довольно легковесной композиции “На городской карте” стало, по всей видимости, первым видео работы Давыдовского, ставшего впоследствии кем-то вроде неофициального арт-директора группы. Сольные концерты стали регулярным явлением, а площадки год от года начали расти. Но должна была еще и публика вырасти.



Фанаты, хулиганы составляли солидную часть их аудитории, иногда и создавая проблемы — были же концерты, на которые приходили “зигующие”. “Раньше постоянно случались массовые скандирования «Русские, вперед!», сейчас этого практически нет”, — вспомнит Ант пять лет спустя. “Есть мнение, что они перестали себя так вести на концертах, потому что просто повзрослели, — уже в наше время выскажется на эту же тему Андрей. — А что касается самой радикальной части аудитории, то в ее глазах мы предали все, что можно предать. Не оправдали ожиданий, стали попсовой группой. Да еще стали этот радикализм высмеивать в своих песнях и интервью. Для них сейчас появилось много других коллективов, которые дают то, что этому слушателю нужно, условное “бей жидов — спасай Россию”.

В те же годы Бледный чаще говорил этой аудитории какие-то вещи, которые она хотела услышать: “Вот Баста как-то сказал, что он исполняет «правильную рэпчину». Так вот, если он исполняет правильную рэпчину, то мы исполняем УЛЬТРА-ПРАВИЛЬНУЮ рэпчину — мне вот такой вот термин больше нравится”.

А в 2009-м Бледный отыскал никому не известную омскую группу Грот, талантливо проговаривавшую довольно простые истины: например, об ужасах спивающейся провинции. Весной у них вышел первый релиз. "В последнее время мы дико обеспокоены ситуацией в стране: повальная деградация молодежи, культ наркотиков, алкоголя, порока, — говорили участники дуэта. — Наш релиз призывает к борьбе. Кто остановит всю эту грязь? Кто защитит твою любовь, твою семью, твою Родину? Никто, кроме тебя самого! Никто, кроме нас!"

“Тот, кто не отличает Родину от сортира, / Перевоспитан будет или на ... депортирован!” — довольно сурово обещали они в своих треках. Такого прямолинейного и не допускающего двойной трактовки высказывания у 25/17 вряд ли можно было представить. ЗОЖ-рэп зашагал по стране: Грот довольно быстро превратились в гастролирующую группу. Концертные промоутеры пересказывали истории про то, что у барной стойки на их выступлениях никого — сплошь сознательная и спортивная молодежь. Такое могло вскружить голову.

“Я Мише Маваши, как и всем остальным, еще два года назад об этом сказал: не обольщайтесь парни, добро не победило зло, да и мир вдруг не стал сознательным, — впоследствии расскажет Бледный. — У негров тренды музыкальные. Сегодня они одни трещетки используют, завтра другие. В России же тренды смысловые. Одно время читали про «падики» и «дудки». На смену этому пришел антитренд про турники и ЗОЖ, завтра появится что-то еще. Это маятник, естественный процесс”.



В сентябре 2010-го стало известно, что лейбл Засада будет закрыт. Официальное сообщение звучало так: “Мы приняли это решение еще в мае. За прошедшие месяцы у нас было время подумать. Мы закрываем лейбл ЗАСАДА production. 2010 год — финальный. Эта история началась в 1998 как объединение рэп-групп из Омска. В статусе промо-группы мы организовывали концерты, проводили фестивали, занимались продвижением своих команд. Выйдя за пределы родного города, мы продолжили свою деятельность как независимый лейбл, выпускали альбомы, сборники и видеоклипы наших артистов. За двенадцать лет менялся состав участников, менялись наши убеждения, менялось наше творчество. Основная задача — познакомить слушателей с творчеством групп лейбла — на данный момент выполнена. Группы набрали достаточный личный потенциал для того, чтобы двигаться дальше автономно”.

Спустя 5 лет Бледный так будет вспоминать то время: “У меня был лейбл. Ну как, лейбл. Мы все вместе делали рэп (то есть бухали, курили шмаль и мутили движ – а разве рэп это что-то другое?). А я помогал моим друзьям быть услышанными. Выход песен на сборниках (тогда это было важно), одежда, фотосессии, дизайн, выпуск дисков (диски – это такие блестящие кружочки, а не просто ссылка на скачивание), пресс-релизы, новости, рецензии и интервью на тематических сайтах, презентации альбомов. Денег за это я не брал, мне было просто интересно этим заниматься. Умные еврейские люди советовали мне заниматься собой, своей группой, а не тянуть всех, как паровоз. Я не слушал. Ведь мы же друзья, а друзьям надо помогать.

У всех нас было ощущение, что мы, словами классика, «сейчас взорвём», ведь все практикующиеся рэперы, как толкинисты, живут в своём придуманном мире, где они номер один «и всё в таком духе», и лишь по какой-то нелепой случайности все остальные этого ещё не поняли. Обычно это не лечится. Либо проходит само, либо на всю жизнь. Некоторые от этого умирают, у них останавливается сердце или отказывает печень. Первые деньги и популярность привели за собой зависть, а разность убеждений (кто-то хотел продолжать весело рэповать, а кто-то хотел поднимать Русь с колен) и представлений о том, какой должен быть рэп, привели за собой гордыню. Мне надоело быть Гитлером, Махатмой Ганди и доктором Курпатовым для всех моих друзей-рэперов, и я закрыл мой как бы лейбл. На тот момент я сделал для моих друзей всё, что мог.

Был второй вариант – расти, взрослеть, наращивать обороты, оформлять всё юридически, подписывать контракты, зарабатывать с этого деньги. Но мне это уже было неинтересно. Я последовал совету умных еврейских людей и занимаюсь только своей группой. Иногда случаются мысли поделиться своим опытом, помочь кому-нибудь, но вспоминая времена нашего лейбла, я быстро остываю. Было весело, всем спасибо, и на том закончим.

Мы всё делаем сами: я, Антон и наш концертный директор Илья. У нас нет лейбла, нет продюсера, нет пиарщиков. Есть друзья и друзья друзей, которым мы очень благодарны, и при случае, вот как сейчас, передаём им привет. Если бы мы сочиняли песенки про что-то другое (я не буду перечислять, вы и сами всё знаете), я сомневаюсь, что взрослые люди совершенно искренне и зачастую абсолютно бесплатно вписывались бы в нашу историю”.


Несколько раньше Бледный высказался и о судьбе субжанра, паровозом которого 25/17 неожиданно для себя оказались: “Так называемый "белый рэп" исчерпал себя. Колодец оказался не глубок, вода закончилась. А то, что там осталось, — это ваши плевки друг в друга, уважаемые слушатели”.



Перед записью “Песен о любви и смерти” Бледный говорил так: “На нашем новом альбоме не будет песен с глаголами в повелительном наклонении. Бейся! Брейся! Умывайся! В школу собирайся!... На нашем новом альбоме не будет песен про модный ЗОЖ и прочий трендовый антисистем. Всё, что мы хотели об этом сказать, мы уже сказали. Повторять, как попугаи, одно и то же, обслуживая интересы определённой части слушателей, мы не будем”. Так и вышло.

Зиги и скандирования перестали быть частью концертного опыта Бледного и Анта, когда изменился репертуар группы. С тех пор 25/17 записали два очень мощных альбома — ”Песни о любви и смерти” и “Русский подорожник”, капитальные и цельные работы. Придумали сайд-проект Лед 9 с нетипичным индастриал-звучанием — и выпустили два альбома. Успевали работать с “малой формой” — то есть, выпускать мини-альбомы; на первый взгляд необязательные, на деле же — дополняющими их образ, оставляющими место для шутки, пусть и злой, в общем, без “Лукавых дней” и “Пара” тоже никак.

“Мы стали одной из самых популярных групп в стране без участия ваших журналов, информационных телеканалов и радиостанций”, — скажет впоследствии Бледный, объясняя, почему не пошел в студию Первого канала на запись передачи про то, что группу 25/17 слушают ополченцы. “Получилось бы, что 25/17 — не хорошие музыканты, не хорошие мелодисты, не хорошие текстовики, а 25/17 — просто группа, которую слушают ополченцы. Всё”, — говорил Ант.

“Становиться винтиком пропагандистской машины” участники группы не хотят, и вообще если что-то и пропагандируют в последнее время, то веру в Бога. “Нам хочется, чтобы наши песни мотивировали слушателей на поиски пути к спасению (и этот Путь — Христос), а не на убийство друг друга”. “Я перестал употреблять алкоголь и наркотики по религиозным соображениям. Чего и вам желаю”. И даже: “Наш продюсер — Иисус Христос”.

Тут можно было бы поставить точку, точнее, многоточие, сообщив, что у группы сейчас наиболее успешный во всех смыслах период, а значит, время подводить итоги еще не настало. Но промежуточные итоги Бледный подвел вместо нас, причем, почти 4 года назад. Почитайте, это довольно красноречиво.



“Это мечта многих. Делать то,что ты любишь, и получать за это деньги. Для кого-то из моих друзей это большие деньги, для кого-то это смешные суммы. Неважно. Мне хватает. Главное — я не хожу на ненавистную работу, чтобы я мог купить себе еды для того, чтобы я мог ходить на работу для того, чтобы я мог купить себе еды... Я — счастливый человек.

И чем популярнее наша группа, тем больше денег мы заработаем. Но. Мы не обслуживаем интересы слушателей. Мы не бармены, не официанты и не лабухи в кабаке. Если кому-то нравятся наши песни и этот кто-то носит трусы в горошек, а по утром завтракает овсянкой, это не значит, что мы будем делать то же самое.

Нам предлагали, чтобы к нам на студию приехал Зюганов и вместе с нами читал рэп на камеру, нас звали в Грозный обсуждать проблемы межнациональных отношений в Москве, нас приглашали выступать на Селигер, а представители менее крупных, но более радикальных организаций вдохновляли нас написать песни, которые должны были помочь им изменить мир.

Мы были и остаёмся творческими эгоистами. В своих песнях мы говорим о том, что мы знаем, думаем, переживаем. Кто-то воспринимает наши слова серьёзно, для кого-то это просто развлечение. Кто-то слушает, кто-то слышит. Мы не претендуем на звание мудрецов или наставников, мы никого не ведём за собой и не учим быть, как мы. Единственное, в чём я могу быть примером - в том, что я выбрал Путь, и продолжаю идти по Нему, несмотря на свою кривоногость. Мою жизнь изменил Христос, а не песенки. И если это помогло такому грешнику как я, то, возможно, поможет и вам. Если вам это, конечно, надо. Выбор есть у каждого”.





Перейти на сайт проекта




Остались вопросы? Задавайте их в твиттере с хэштегом #askbeatsandvibes


Следите за проектом в паблик-чате


comments powered by Disqus
Самое популярное за неделю
Паша Техник гострайтит (и цены приемлемые). Маликов снова запрыгивает на поезд хайпа. Post Malone оскорбляет наши чувства.
Как можно всерьез хейтить барселонского МС, если он никому не сделал ничего плохого — напротив, только поднимает настроение?
Или как сложно иногда бывает найти русского рэпера в Европе.