Beats&Vibes

50 главных событий в русском рэпе: Каста

Часть 10. Каста — берет рэп на улицах
Комментарии
0

На протяжении проекта Beats & Vibes сайт The Flow представит свое видение истории русского рэпа и вспомнит альбомы, имена и события, оказавшие на нее наибольшее влияние.



В России на протяжении 90-х рэп существовал только в Москве и Петербурге. Спорная фраза, не так ли?

Конечно же, рэп в провинции в том или ином виде существовал. Просто не мог никому о себе рассказать в отсутствии интернета. А старым медиа вроде телевизора и радио был не нужен. В конце 90-х была движуха и на Урале, и в Краснодаре, и в Харькове, и в Поволжье. Но именно Каста стала первой группой из регионов, которой удалось прорваться в мейнстрим.

Каста вдохновлялась группой Wu-Tang Clan. Это и не секрет.

Как и Wu-Tang, Каста тоже была многолюдным объединением, ее минималистичное звучание пересекалось с нью-йоркским хардкор-рэпом и мистикой древнего Востока. Они тоже любили записывать длинные треки, где к микрофону по очереди подходит толпа рэперов.



Но помимо подражательного элемента, у ростовского коллектива была самобытность. Которая довольно скоро вышла на первый план

Изначально Кастой называлось все это большое объединение. А группа, в которой состояли Влади и Шымон (позднее — Шым), называлась Психолирик. Позднее к ним присоединился Хамелеон, чье имя впоследствие сократилось — Хамиль. В Касту входили и другие группы и, как у них это называлось, свободные МС — Западный Сектор, Грани, Бледнолицые Нигга’дяи, Песочные люди, Электроник, Фетис, Тейквон. На раннем этапе в Касте состоял рэпер Баста Хрю — сейчас его псевдоним чуть короче, но намного известнее.



В 1999 году они выпустили релиз "Трехмерные рифмы". Это был в чистом виде микстейп — вышел на кассетах, распространялся пиратами, разлетелся по стране. Тем временем участники группы Психолирик сочинили "Мы берем это на улицах" и "Наши люди" и поехали выигрывать крайне важный для тех лет фестиваль "Rap Music". Приблизительно с этого момента Кастой будет называться как раз трио Влади, Шым, Хамиль — а их окружение, на манер Wu-Fam станут называть "Объединенной кастой".

“Мне кажется, что та популярность, которая у нас есть сейчас, возникла по нескольким причинам, — рассказывал Шым в 2000 году. — Первое - это альбом "Трехмерные Рифмы", его активно распространяли по Югу России. В одну из своих поездок в Москву мы взяли с собой мешок этих кассет и раздавали всем. Видно, потом его часто переписывали, да и пираты постарались. В итоге его слушали на всем пространстве бывшего СССР. Второе - это наш сайт в Интернете kasta.ru. Ему уже два года, там и информация, и фото, и обсуждение. Люди очень благодарны нам за это, потому что хорошего рэпа в России мало, а в Сети его еще меньше.”

На старте Каста выступила в роли альтернативы тому рэпу, который был на виду в 2000-2001 годах. Децл и построенная его отцом Александром Толмацким “рэп-монополия” вызывали раздражение у более глубоко разбирающихся поклонников — или просто молодых и горячих слушателей “правильного” рэпа. Рэп, сделанный по правилам ненавистной попсы (от которой и так было не продохнуть) и навязывавшийся при помощи телеканалов создавал карикатурное представление о жанре — слово “йоу”, широкие штаны и прочие стереотипы. Каста же — самобытная, немного неотесанная, плоть от плоти Ростова — возвращала серьезное отношение к хип-хопу, который она “брала на улицах и несла сюда”.



В 2000 году с Кастой знакомится Аркадий Слуцковский, на тот момент — менеджер в московской компании “Видеосервис”. Он станет их продюсером, возникнет лейбл Respect Production. Каста выпустит на CD сингл “На порядок выше” — в то время в России так не делал никто — и он продастся лучше, чем у многих групп продавались альбомы. Перед этим выйдет клип “Мы берем это на улицах”, а потом еще один, как раз на песню “На порядок выше” — строчку оттуда “Не забывай свои корни, помни” цитируют до сих пор. Наконец, в 2002 году у них выходит дебютный альбом “Громче воды, выше травы” — один из знаковых альбомов русского рэпа.


Ну а самый серьезный медийный прорыв был связан с попаданием Касты в саундтрек к фильму “Антикиллер” — клип “Горячее время” поселился на MTV, добравшись до первого места в чарте. Через год российское MTV запустит премию RMA — и в номинации “Лучший рэп-артист” вручит ее Касте. Никто не удивится.


“Я с теплом вспоминаю, как в 97-м мы собрали первый состав Касты, как я в универе на переменах читал куплеты своим корешкам с курса. Как мы были рады 50 человекам, пришедшим на одну из первых наших вечеринок. В какой эйфории мы пребывали, когда насчитали 400 человек на нашем миниатюрном фесте. Как брат сообщил, что мне звонили с приглашением участвовать в Rap Music 99, и я с волнением перезванивал в Москву, придя домой с зашитой губой и сколотым зубом после пьяной заварухи на набережной. Как мы наказывали курсантов школы милиции у входа в клуб, когда они задели нашего корешка Электроника. Как пьяный Тэйквон исполнял спектакли на весь парк. Как Хамиль деловито повествовал о воровском законе. Как мы с горячностью спорили с Шымом на метафизические темы. Это становилось начинкой наших первых альбомов. С 99-го мы стали наведываться в Москву, с 2001-го начал действовать лейбл Respect Production, и в 2002-м я впервые уехал их Ростова на несколько месяцев. Сейчас перемещения для меня очень обыденны, я объездил сотню городов, и очень редко нахожусь на одном месте больше двух недель. А тогда это был великий переезд. Я поселился в Москве, поставил в квартире мини-студию и за полгода сочинил и записал свой сольный альбом "Что нам делать в Греции".




Перейти на сайт проекта




Остались вопросы? Задавайте их в твиттере с хэштегом #askbeatsandvibes


Следите за проектом в паблик-чате


comments powered by Disqus
Самое популярное за неделю
Паша Техник гострайтит (и цены приемлемые). Маликов снова запрыгивает на поезд хайпа. Post Malone оскорбляет наши чувства.
Как можно всерьез хейтить барселонского МС, если он никому не сделал ничего плохого — напротив, только поднимает настроение?
Или как сложно иногда бывает найти русского рэпера в Европе.